Основные направления развития и совершенствования розничной торговой сети

Розничная торговая сеть занимает основное место в матери­ально-технической базе торговли. От ее состояния и развития во многом зависит степень удовлетворения потребностей населе­ния в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения тор­говыми площадями. Так, если в 1960 г. обеспеченность городско­го населения в среднем по республике составляла около 120 м2 на 1000 жителей, то на 1 января 2000 г. — 260 м2 при нормативе 280 м2, а сельского населения — 283 м2 при нормативе 300 м2, т.е. обеспеченность составила около 94 % норматива.

Неравномерность в обеспеченности торговыми площадями отражается на качестве торгового обслуживания населения, ко­торое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.

Ни в нашей стране, ни за рубежом не установлена оптималь­ная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет 200—300 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она дос­тигает 600—1000 м2 и более на 1000 человек. В Республике Бе­ларусь эта норма установлена исходя не из потребности, а из экономических возможностей. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном огра­ниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров. Поэ­тому развитие торговой сети осуществляется по принципу ра­зумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов уп­равления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети.

В условиях рынка необходимое количество розничной торго­вой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования разви­тия розничной сети (промышленных, совместных, коллектив­ных, частных и иностранных предприятий).

Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит про­цесс укрупнения розничной сети. За 1960—2000 гг. средний размер торговой площади на один магазин в государственной торговле Беларуси увеличился с 56 до 135 м2, т.е. в целом роз­ничная торговая сеть остается крайне измельченной. Так, если в государственной торговле средний размер магазина 135 м2, то в системе ОРСов — 62—87 м2, Белкоопсоюза — 89 м2, а в целом по Республике Беларусь — 108 м2. Примерно 70 % продовольс­твенных магазинов имеют торговую площадь ниже минималь­ных размеров, предусмотренных Номенклатурой типов мага­зинов.

Измельченность торговой сети является существенным тор­мозом в совершенствовании торгового обслуживания населе­ния. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий вы­бор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслу­живания покупателей, достижения научно-технического про­гресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем крупных магазинов. Поэтому важнейшим направлением даль­нейшего развития розничной торговой сети является ее рацио­нальное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивает воз­можность внедрения достижений научно-технического прогрес­са, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую акту­альность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения. За последние го­ды произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торго­вых предприятий разной специализации.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преи­мущественного развития сети неспециализированных магази­нов. Доля их в товарообороте республики более 80 % , в то время как численность специализированной торговой сети осталась почти неизменной. В наибольшей мере требованиям, предъяв­ляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом то­варов, отвечают универсамы. В государственной торговле на до­лю универсамов приходится немногим более 10 % торговой пло­щади магазинов с универсальным ассортиментом товаров. Уско­ренное развитие сети универсамов — одна из наиболее замет­ных тенденций в развитии продовольственной торговли.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет зна­чительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли товарами сложного ассортимента в крупных специа­лизированных магазинах. Однако это направление нельзя рас­сматривать как абсолютно правильное. В условиях приватиза­ции оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания ус­ловий для конкуренции в обслуживании покупателей.

В условиях перехода к рынку важным направлением в разви­тии розничной сети является ее размещение. Анализ размеще­ния торговой сети показывает, что, как правило, основная часть магазинов размещена в центрах городов. Так, в г. Минске обеспе­ченность торговыми площадями Центрального, Московского, Со­ветского районов значительно выше, чем Заводского, Октябрьс­кого, Первомайского. Особенно бессистемно и неравномерно раз­мещены непродовольственные магазины. Такое размещение при­водит к большим потерям времени покупателей на приобретение товаров и значительному росту транспортных расходов.

Кроме того, в крупных городах магазины размещаются глав­ным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их дос­тигает 70 % и более).

Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в це­лом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, соз­дает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуата­ция встроенных и встроенно-пристроенных помещений магази­нов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.

Основная причина этого — недостаточное внимание к типи­зации магазинов и их размещению на территории города. Эти вопросы во многих случаях решались административным путем без должного экономического обоснования.

Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется в связи с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются в зависимости не от потребностей населения, а, главным образом, от возможностей торговой фирмы.

Очевидно, что для рационального размещения торговой сети управлениями потребительского рынка областей, городов, гор-торготделами должны быть разработаны примерные схемы раз­мещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее про­грессивных типов предприятий (универсамов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его размеров.

Переход торговли к рыночным отношениям, к полному хоз­расчету торговых предприятий неизбежно приводит к потреб­ности точного учета влияния на экономические результаты дея­тельности всех основных факторов, в том числе и факторов про­странственного размещения торговой сети. В этом плане целесо­образно использование научного и практического опыта реше­ния проблем эффективного размещения розничной торговой се­ти, накопленного во многих странах мира, например, использо­вание картографического метода размещения магазинов, пос­троение теоретических моделей развития и размещения сети с учетом мотивов поведения покупателей, торговых работников, городских властей, застройщиков торговых центров и т.п.

Особое внимание должно быть уделено вопросам проектиро­вания и реконструкции действующей торговой сети. Подавляю­щее большинство магазинов было построено по проектам, кото­рые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров. За последние 10 лет в республике действую­щая сеть магазинов обновлена примерно на 20—25 % , несмотря на относительно высокие темпы строительства, т.е. 3/4 торго­вой сети требует реконструкции и перестройки, укрупнения, бо­лее рациональной специализации. Следует отметить, что рекон­струкция действующих предприятий при тех же затратах дает больший эффект, чем новое строительство.