Торговой сети
Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Ее развитие предполагает создание на территории определенного сельского пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать все необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками.
В настоящее время насчитывается несколько категорий сельских населенных пунктов:
райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);
местные (кустовые) центры (центральные усадьбы, центральные поселки сельскохозяйственных предприятий, колхозов, совхозов, леспромхозов);
рядовые населенные пункты (деревни, бригады и т.п.).
Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.п.). Поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) построение.
В потребкооперации разработана и введена "Номенклатура типов розничных торговых предприятий для строительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа" (табл. 2.2).
Табл.2,2. Основные типы магазинов потребительской кооперации
Тип магазина | Варианты текста вывески | Примерная торговая площадь, м2 |
Универмаг | Универмаг, Детский мир, Молодежный | 600,800,1000, 1200 и более |
Супермаркет | Супермаркет, Универсам | 250, 400, 550 и более |
Мииимаркет | Минимаркет, Товары повседневного спроса, Магазин | 30, 50, 70, 100, 150 |
Продтовары | Продтовары, Продукты, Про-дольственные товары, Гастроном | 70, 100, 150, 200 |
Специализированный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров | Хлеб, Сельхозпродукты, Мясо и молоко, Овощи и фрукты, Колбасы, Кулинария, Вино и водка, Кондитерские изделия и т.п. | 30, 50, 70, 100 |
Промтовары | Промтовары, Промышленные товары | 100, 150, 250, 400 |
Специализированный магазин по продаже отдельных групп непродовольственных товаров | Хозтовары, Культтовары, Техника, Товары для дома, Строительные материалы, Товары для приусадебного хозяйства, Фермер, Современное домашнее хозяйство, Одежда, Обувь, Трикотаж, Галантерея и парфюмерия, Подарки, Книги и т.д. | 70, 100, 150. 250, 400 и более |
Дом торговли | Дом торговли, Торговый центр | 1000, 1500 и более |
Фирменный магазин | Фирменный магазин, Дары природы, Кооператор, Неман, Коммунарка, Горизонт и т.д. | 100, 150 |
Удобный (дискаунтный) магазин | Удобный магазин, Комфорт, Комиссионный магазин, Пайщик, Товары по сниженным ценам, Ветеран, Магазин-заготпункт и др. | 50, 70, 100 |
Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Сельхозпродукты". Определенное место занимают современные типы магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.
В потребительской кооперации для каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения предприятий розничной торговли, согласованные с местными органами власти, органами АПК, колхозами и совхозами. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах. Норматив потребности в Республике Беларусь — 300 м2 на 1 тыс. сельских жителей.