Торговой сети

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особеннос­ти построения и размещения сельской торговой сети. Ее разви­тие предполагает создание на территории определенного сельс­кого пункта комплексной системы торгового и бытового обслу­живания, которая позволила бы сельскому населению приобре­тать все необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками.

В настоящее время насчитывается несколько категорий сель­ских населенных пунктов:

райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);

местные (кустовые) центры (центральные усадьбы, централь­ные поселки сельскохозяйственных предприятий, колхозов, совхозов, леспромхозов);

рядовые населенные пункты (деревни, бригады и т.п.).

Кроме них на селе имеется значительное количество неста­ционарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.п.). Поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функцио­нальное) построение.

В потребкооперации разработана и введена "Номенклатура типов розничных торговых предприятий для строительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа" (табл. 2.2).


Табл.2,2. Основные типы магазинов потребительской кооперации

 

Тип магазина Варианты текста вывески Примерная торго­вая площадь, м2
Универмаг Универмаг, Детский мир, Мо­лодежный 600,800,1000, 1200 и более
Супермаркет Супермаркет, Универсам 250, 400, 550 и бо­лее
Мииимаркет Минимаркет, Товары повсед­невного спроса, Магазин 30, 50, 70, 100, 150
Продтовары Продтовары, Продукты, Про-дольственные товары, Гастро­ном 70, 100, 150, 200
Специализированный магазин по продаже от­дельных групп продо­вольственных товаров Хлеб, Сельхозпродукты, Мясо и молоко, Овощи и фрукты, Колбасы, Кулинария, Вино и водка, Кондитерские изделия и т.п. 30, 50, 70, 100
Промтовары Промтовары, Промышленные товары 100, 150, 250, 400
Специализированный магазин по продаже от­дельных групп непро­довольственных това­ров Хозтовары, Культтовары, Тех­ника, Товары для дома, Строи­тельные материалы, Товары для приусадебного хозяйства, Фер­мер, Современное домашнее хо­зяйство, Одежда, Обувь, Трико­таж, Галантерея и парфюмерия, Подарки, Книги и т.д. 70, 100, 150. 250, 400 и более
Дом торговли Дом торговли, Торговый центр 1000, 1500 и более
Фирменный магазин Фирменный магазин, Дары природы, Кооператор, Неман, Коммунарка, Горизонт и т.д. 100, 150
Удобный (дискаунтный) магазин Удобный магазин, Комфорт, Комиссионный магазин, Пай­щик, Товары по сниженным це­нам, Ветеран, Магазин-загот­пункт и др. 50, 70, 100

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Сельхозпродук­ты". Определенное место занимают современные типы магази­нов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

В потребительской кооперации для каждого административ­ного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения предприятий розничной торгов­ли, согласованные с местными органами власти, органами АПК, колхозами и совхозами. Разработка таких схем основана на оп­ределении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необхо­димого прироста торговых площадей, как и для городской тор­говой сети, основана на нормативах. Норматив потребности в Республике Беларусь — 300 м2 на 1 тыс. сельских жителей.