Типизация розничной торговой сети

Типизация — это процесс унификации торговых объектов с учетом их специализации и размера торговой площади.

Типизация имеет весьма существенное социально-экономи­ческое значение для рациональной организации розничной тор­говой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость тор­говой сетью. Она является необходимым условием для унифика­ции торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, ком­плектов оборудования для универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на тер­ритории города или района, а также наиболее полному удовлет­ворению спроса населения и повышению культуры торговли.

Применение современных типовых проектов позволяет зна­чительно сократить сроки и затраты на проектирование, строи­тельство торговых объектов прежде всего за счет индустриаль­ных методов строительно-монтажных работ.

Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются пред­приятия торговли, наиболее успешно работающие с экономичес­кой точки зрения и имеющие достаточно высокий уровень куль­туры. Отобранные предприятия служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достиже­ний торговой и строительной техники, науки, наиболее эффек­тивных форм продажи товаров, устройства и планировки торго­вых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип торгового предприятия определяют следующие основ­ные признаки;

ассортиментный профиль магазина;

мощность предприятия, выраженная в размерах торговых и подсобных площадей;

формы и методы торгового обслуживания;

район деятельности магазина.

Типизация товарного профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определении кон­кретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимос­ти от этого магазины бывают универсальными, специализиро­ванными, комбинированными и комплексного ассортимента.

Типизация размеров сводится к определению торговой пло­щади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товар­ного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Напри­мер, типоразмеры универсамов — 400, 650, 1000, 1500, 2000 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации мага­зина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

Типизация форм продажи заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определен­ных товарных групп и обслуживании определенных континген-тов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образ­цам и т.п.). В настоящее время разработаны конкретные реко­мендации по применению тех или иных форм продажи при реа­лизации определенных групп товаров.

Район деятельности магазина определяется с учетом часто­ты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований по­купателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

магазины, реализующие товары первой необходимости час­того спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещае­мые в жилой зоне;

магазины, реализующие товары сложного ассортимента, пери­одического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

Все типы магазинов сведены в номенклатуру типов магази­нов, в которой учтены современные требования к развитию и ор­ганизации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Эта номенклатура включает 118 типо­размеров магазинов для нового строительства и ряд дополни­тельных типов для реконструкции действующей торговой сети.

На основе данной номенклатуры разработана номенклатура типов торговых зданий, различающихся размерами и объем­но-планировочными решениями. Наконец, номенклатура типо­вых зданий положена в основу номенклатуры типовых проектов

зданий самых массовых магазинов. Она содержит 34 типа зда­ний магазинов и 5 типов торговых центров.

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.

Основные типы магазинов предназначены в основном для нового строительства в районах новой жилой застройки и частич­но при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.

Дополнительные типы магазинов используются преиму­щественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в номен­клатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным ор­ганизациям, местным органам власти выбрать наиболее опти­мальный вариант с учетом многих факторов.

В номенклатуре предусмотрены следующие основные типы продовольственных магазинов.

 

Тип магазина Торговая площадь, м2

С универсальным ассортиментом товаров
Универсам* 400 (120), 650 (200), 1000(320), 1500

(480), 2000 (640)

Гастроном 400, 650, 1000, 1500, 2000

" Магазин заказов 2, 4, 6, 8, 12, 16, 20 тыс. заказов в день

Специализированные

Диетические продукты 250, 400, 650

Овощи, фрукты 250, 400

Хлебокондитерский 250,400

Кондитерские товары 250, 400

Рыба 250, 400

Винно-водочные изделия 250

* В скобках указана площадь для непродовольственных товаров.

Дополнительных типов продовольственных магазинов в но­менклатуре также немного. Среди них магазины "Продукты" (150—400 м2), "Овощи-фрукты" (150—200 м2), "Хлебоконди­терский" (50—200 м2), "Молоко" (50—200 м2), "Винно-водоч­ные изделия" (75—200 м2), "Кондитерские товары" (100—200 м2), "Мясо" (100— 200 м2), "Рыба" (150—200 м2), "Соки-воды" (50—150 м2), "Минеральные воды" (50 — 100 м2), "Табак" (50—100м2).

Основным типом магазина в продовольственной торговле яв­ляется универсам, который по устройству и планировочным ре­шениям приближается к супермаркету. В Беларуси наблюдался достаточно интенсивный рост сети универсамов. Примерно 1/3 прироста розничной продовольственной сети осуществляется счет ввода универсамов.

В действующей номенклатуре отражена тенденция к униве саливации сети продовольственных магазинов, что продиктов но потребностями населения. Именно поэтому и в далънейгш сеть специализированных продовольственных магазинов мож> быть сокращена за счет гастронома, винно-водочного, хлебоко дитерского и т.п.

В номенклатуре предусмотрены следующие основные тип непродовольственных магазинов.


Тип магазина Торговая площадь, м.2

С универсальным ассортиментом товаров и комплексным спросом

Универмаг* 3500 (400), 4500 (650), 6500 (650),

8500 (1000), 11000 (1000), 15500 (1500), 22000 (2000)

Универмаг "Детский мир" 2500, 3500, 4500, 5500, 6500

Товары для детей 650, 1000, 1500, 2500 .

Малыш 400, 650

Товары для молодежи 650, 1000, 1500, 2500

Товары для новобрачных 650, 1000, 1500

Специализированные

Одежда 650, 1000, 1500

Обувь 250, 400, 650, 1000, 1500

Ткани 250, 400, 650, 1000

Галантерея-парфюмерия 250, 400

Бытовые машины и приборы 250, 400, 650, 1000, 1500

Хозтовары 400, 650,1000, 1500

"Сделай сам" 250, 400, 650, 1000

Бытовая химия 250, 400, 650

Мебель 250, 400, 650,1000,1500, 2500, 3500

Радиотовары 400, 650,1000, 1500

Фотокинотовары 250, 400, 650

Ювелирные изделия и часы 250, 400

Товары для спорта и туризма 250, 400, 650, 1000, 1500

Автомобили 1500, 2500, 3500

Книги 250, 400, 650, 1000, 1500

Цветы 250

Комиссионные товары 250, 400, 650, 1000, 1500

* В скобках указана площадь для продовольственных товаров.

Среди типов непродовольственных магазинов основное вни­мание должно быть уделено универмагам. В зависимости от чис­ленности населения города рекомендованы примерные типораз­меры и количество универмагов. Так, для города с населением

50— 100 тыс. человек может быть рекомендован универмаг пло­щадью 3500 м2, с населением 500 тыс. человек — 8500 — 11 000м2, с населением до 1 млн человек — 11000— 22000м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Но практически все основные типы непродовольс­твенных магазинов имеют городское значение.

В действующей номенклатуре значительное внимание уделе­но специализации непродовольственных магазинов. В этом про­явилась назревшая необходимость путем специализации роз­ничной торговой сети более активно влиять на широту и глуби­ну ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплек­сам непродовольственных товаров и на этой основе более актив­но воздействовать на производство этих товаров.