Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации

В нашей республике торговое обслуживание сельского населе­ния осуществляется в основном потребительской кооперацией. Потребительская кооперация в настоящее время обслуживает до 50 % населения республики и занимает около 20 % в розничном товарообороте республики. Торговая сеть насчитывает свыше 13,5 тысяч магазинов торговой площадью более 1,2 млн. ма.

Основными задачами потребительской кооперации являют­ся:

всемерное развитие и совершенствование розничной торгов­ли на селе;

расширение и укрепление экономических связей между го­родом и деревней;

осуществление закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции и оказание содействия в реализации излишков:

организация производства продуктов питания и непродо­вольственных товаров массового спроса за счет местных сырье­вых ресурсов.

Кооперативная розничная торговля осуществляется через розничную торговую сеть потребительских обществ, райпо и го­родских кооперативных торгов.

Первичным звеном потребительской кооперации является потребительское общество. Оно представляет собой доброволь­ное объединение жителей сельской местности (колхозников, ра­бочих совхозов и членов их семей), ставящих своей целью орга­низацию кооперативной торговли силами и средствами данного объединения на определенной территории.

Потребительское общество обладает правами юридического лица, имеет основные и оборотные средства и осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.

В ведении потребкооперации находятся рынки (кроме Кома-ровского и Ждановичского).

Розничную торговлю на рынках могут осуществлять все граждане Республики Беларусь, которые за право продажи уп­лачивают разовый сбор и оплачивают различные услуги (хране­ние, разруб мяса и т.п.).

Сегодня рынки играют важную роль как в продовольствен­ном обеспечении населения, так и при продаже непродовольс­твенных товаров, так как уровень цен на них, как правило, ни­же, чем в магазинах.

Рынки по товарному профилю могут быть продовольствен­ными и вещевыми. Они также подразделяются на постоянно действующие (Комаровский, Ждановичский, Червенский и др.) и приспособленные (стадион "Динамо" и др.)> открытого (Трак-торозаводской, Серебрянский и т.п.) и закрытого типов (Кома­ровский, Ждановичский).

Постоянные стационарные рынки, как правило, являются юридическими лицами и действуют на основе Устава. Режим работы рынков устанавливается местными органами власти с учетом создания необходимых удобств населению.