Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации
В нашей республике торговое обслуживание сельского населения осуществляется в основном потребительской кооперацией. Потребительская кооперация в настоящее время обслуживает до 50 % населения республики и занимает около 20 % в розничном товарообороте республики. Торговая сеть насчитывает свыше 13,5 тысяч магазинов торговой площадью более 1,2 млн. ма.
Основными задачами потребительской кооперации являются:
всемерное развитие и совершенствование розничной торговли на селе;
расширение и укрепление экономических связей между городом и деревней;
осуществление закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции и оказание содействия в реализации излишков:
организация производства продуктов питания и непродовольственных товаров массового спроса за счет местных сырьевых ресурсов.
Кооперативная розничная торговля осуществляется через розничную торговую сеть потребительских обществ, райпо и городских кооперативных торгов.
Первичным звеном потребительской кооперации является потребительское общество. Оно представляет собой добровольное объединение жителей сельской местности (колхозников, рабочих совхозов и членов их семей), ставящих своей целью организацию кооперативной торговли силами и средствами данного объединения на определенной территории.
Потребительское общество обладает правами юридического лица, имеет основные и оборотные средства и осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
В ведении потребкооперации находятся рынки (кроме Кома-ровского и Ждановичского).
Розничную торговлю на рынках могут осуществлять все граждане Республики Беларусь, которые за право продажи уплачивают разовый сбор и оплачивают различные услуги (хранение, разруб мяса и т.п.).
Сегодня рынки играют важную роль как в продовольственном обеспечении населения, так и при продаже непродовольственных товаров, так как уровень цен на них, как правило, ниже, чем в магазинах.
Рынки по товарному профилю могут быть продовольственными и вещевыми. Они также подразделяются на постоянно действующие (Комаровский, Ждановичский, Червенский и др.) и приспособленные (стадион "Динамо" и др.)> открытого (Трак-торозаводской, Серебрянский и т.п.) и закрытого типов (Комаровский, Ждановичский).
Постоянные стационарные рынки, как правило, являются юридическими лицами и действуют на основе Устава. Режим работы рынков устанавливается местными органами власти с учетом создания необходимых удобств населению.