Марксистский атеизм

Марксистский атеизм является высшей формой атеизма, качественно новой ступенью в развитии атеистической мысли. Усвоив все рациональное, ценное и положительное, накопленное в процессе предшествовавшего развития атеистической мысли марксистский атеизм в лице его основоположников К. Маркса и Ф. Энгельса преодолел историческую и классовую ограниченность всех прежних учений и стал подлинно научной теорией.

Основополагающими принципами марксистского атеизма являются: 1) определение сущности религии, как совокупности идей и представлений, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и, с возникновением классового общества – эксплуатацией и угнетением человека человеком и бессилием угнетенных народных масс в борьбе с социальным гнетом; 2) выявление и указание на единство религиозных учений с интересами господствующих классов, стремящихся посредством религии держать народные массы в повиновении и покорности; 3) уяснение того факта, что преодоление религии есть прежде всего борьба с теми социально – экономическими порядками классового господства, идеологическим оплотом которых выступает религия; 4) вывод о том, что преодоление и упразднение религии является одним из важнейших условий раскрепощения творческой активности человека, народных масс для преобразования мира, условий реальной земной жизни; освобождение сознания от иллюзий, заблуждений и предрассудков и раскрытие подлинно научной картины мира и своей собственной сущности, как венца и преобразователя мира.

Рассмотрим сущность и содержание марксистского атеизма на основе указанных принципов. В отличие от домарксистского атеизма, рассматривавшего в качестве основы религии невежество масс, ее непросвещенность, Маркс и Энгельс утверждали, что религия возникает в силу причин, заложенных в самой организации человеческого общества. Не исключая невежество и страх перед неведомыми силами природы, они утверждали, что религия это необходимый продукт такого общества, где человек находится в состоянии рабской зависимости от господствующих над ним природных и социальных сил. Классическое определение религии, данное Ф. Энгельсом, гласит: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». В первобытном обществе над человеком господствовали неведомые, не понятные, не познанные им стихийные силы природы (землетрясения, наводнения, ураганы, засуха и т.д.), которые находили фантастическое отражение в его сознании. За каждым таким явлением, люди видели каких – то духов, таинственных сверхъестественных существ, которые, в их представлениях, и вызывали эти явления, и люди, посредством молитв, заклинаний и жертвоприношений, стремились задобрить их, услужить им, выпросить снисхождения и благополучия. Таким образом, незнание естественных причин указанных природных явлений и процессов и, практически, абсолютное бессилие и зависимость от них в течение многих тысячелетий породили в сознании людей веру в существование сверхъестественных существ, вызывающих и управляющих этими силами.

С возникновением классового общества, указывал Энгельс, на арену выступают не менее враждебные человеку социальные силы, (классовое господство и угнетение человека человеком рабство, крепостничество, наемный труд), против которого угнетенные массы также оказались бессильны. Многочисленные восстания рабов, крестьянские войны, революционные выступления рабочих подавлялись с неимоверной жестокостью, что утверждало и закрепляло в сознании угнетенных масс свое бессилие в борьбе за освобождение. И им не оставалось ничего, кроме как уповать и возлагать надежды на сверхъестественные силы, на которые ориентировала людей религия. Эти факторы в совокупности своей и выступают важнейшими причинами и условиями, как возникновения, так и сохранения и воспроизводства религии с общественном сознании.

Раскрывая социальную роль религии в обществе, Маркс и Энгельс рассматривали религию как служанку господствующих классов и их государства. Поэтому они критику религии связывали с критикой политики и социальных порядков эксплуатации и угнетения, а критику религии рассматривали в контексте освободительной борьбы трудящихся. Один из тезисов марксизма гласит: «Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., Т. 1,, С. 415).

К.Маркс и Ф.Энгельс выявили и установили также вторую важнейшую причину возникновения религии – гносеологическую. В процессе познавательной деятельности человек оперирует понятиями, возникающими в результате абстрагирования. Каждый предмет мысли обладает множеством признаков. Одни из них являются существенными, которые определяют индивидуальность, сущность предмета. Например, сущность понятия «человек» определяется тремя основными признаками: наличие разума, членораздельная речь и сознательная орудийная деятельность, т.е. изготовление орудий труда. Все другие признаки человека присущи и животным и являются несущественными. На основе существенных признаков, отвлекаясь при этом от несущественных, формируется абстрактное понятие «человек». Такое отвлечение от действительной сущности предмета создает возможность отрыва понятия от тех признаков, которые отражаются в нем. Таким образом, человеческое сознание может произвольно оторвать понятие от реальной вещи и рассматривать ее как самостоятельную субстанцию, или первооснову вещи. Следует отметить, что все сверхъестественные существа, как мифологические и религиозные, так и сказочные персонажи обладают человеческими свойствами и качествами. Из сказанного делается вывод, что для возникновения религии необходимо не только фактическое бессилие человека перед стихийными и социальными факторами, но и способность осознания этого бессилия.

Основоположники марксистского атеизма утверждали также, что религия одурманивает сознание народных масс, опутывает их сетями несбыточных надежд, увековечивает социальное рабство и невежество. Особое внимание они уделяли критике христианства, утверждая, что оно калечит и разлагает личность, ибо социальные принципы этой религии превозносят презрение человека к самому себе, самоунижение, смирение и покорность. И именно поэтому упразднение религии они связывали с раскрепощением творческой активности масс для борьбы за изменение условий жизни, освобождение сознания человека от заблуждений и предрассудков и через это раскрытие истинной картины мира. Главной же задачей Маркс и Энгельс видели в формировании у народа таких научных представлений, духовных ценностей и нравственных идеалов, которые способны обогатить человека культурными ценностями, повысить его политическую сознательность. Марксистский атеизм, опираясь на достижения естественных и общественных наук, утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития, судьбу человеческого существования на земле, который, с одной стороны, отвергает религиозно – богословскую интерпретацию, а с другой – дает научно – обоснованное решение этих, фундаментальных проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собственные силы, возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей и провозглашает: человек – высшее существо для человека.

return false">ссылка скрыта

В системе марксистского атеизма особо выделяется ленинский этап развития теории научного атеизма. Это – эпоха империализма, роста и развития революционного движения пролетариата. Если в означенную выше эпоху развития капитализма, крестьянских войн и буржуазных революций, новый класс,- буржуазия,- выступала в союзе с крестьянством против феодальных порядков, одновременно, и против религии и церкви, являвшихся идеологической опорой феодализма, то в новой ситуации, когда ей противостояло уже мощное рабочее движение, он отказалась не только от лозунгов свободы, равенства и братства, но даже и от атеистических идей буржуазных философов.

С начала XX в. во всей Европе разворачивается революционное движение, направленное на свержение капитализма. К этому времени христианская религия во всех ее разновидностях, по своему обыкновению адаптировалась и приспособилась под новые, буржуазные порядки, защищая интересы господствующего класса капиталистов и их государства. В этих новых условиях В.И. Ленин (1870-1924) подчеркивал, что экономическое угнетение трудящихся с неизбежностью порождает и все другие формы угнетения (политическое, духовное и пр.). «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами также неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п.». (Ленин В.И., ПСС, Т.12, С.142). С низвержением власти эксплуататоров и установлением бесклассового общества – социализма, естественно, исчезают и социальные предпосылки, или корни религии. И поэтому революционное движение рабочего класса и крестьянства В.И. Ленин ставил в прямую связь с преодолением религии в общественном сознании. А с массовым развитием просвещения, науки, приобщением трудящихся к культурным ценностям, религия вытесняется из общественного сознания и взамен утверждается научное мировоззрение.

Проблему преодоления религии, как и Маркс и Энгельс, Ленин видел не в объявлении войны религии, а в систематической, глубоко продуманной, научно – обоснованной критике религии и пропаганде научных знаний.

В.И. Ленин разработал и предложил также концепцию свободы совести, осуществление которой предполагает следующие условия: религия должна быть частным делом по отношению к государству, религия отделяется от государства, а школа от церкви; она должна быть также частным делом каждого гражданина, что предусматривает, что каждый человек может совершенно свободно выбирать ту религию, которую он считает для себя предпочтительной (принуждение не допускается), или не признавать никакой религии и быть атеистом; все граждане должны быть уравнены в правах, независимо от их вероисповедной принадлежности; любой гражданин может отказаться от исповедуемой им религии и перейти в лоно другой религии; всем религиям предоставляется равное право на существование и отправление культа; дискриминация на религиозной почве преследуется законом; из удостоверяющих личность документов графа о религии устраняется.

Таким образом, на основе изложенного материала можно сделать следующие выводы. История данной проблемы в истории человечества длится около пяти тысячелетий. Первые идеи свободомыслия, выраженные в форме скептицизма в древних цивилизациях Востока, пройдя через горнило преследований, виселиц и костров, проделали огромный путь в развитии и теоретическом осмыслении религии, как одной из форм общественного сознания и достигнув своего завершения в форме научного атеизма в XIX – XX веках. В зависимости от социальной, идеологической и общественно – политической конъюнктуры в различных регионах мира этот процесс проистекал сложно и противоречиво: периоды оживления и возрастания активности атеистической мысли сменялись ее спадом и усилением роли и влияния религии в обществе, что особенно характерно современной истории. Но, с течением времени, в результате повышения материального благосостояния людей, развития науки и просвещения религия неуклонно вытеснялась из общественного сознания и быта в той мере, что в современном мире, по различным социологическим исследованиям, половина человечества оказалась индифферентной к религии. Об этом же свидетельствует и то обстоятельство, что в подавляющем большинстве государств мира религия выведена из структуры государственной власти, школа отделена от церкви, а во многих странах религия вообще перестала играть какую – либо заметную роль.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, 1982.

2. Абасова А.А. Социальная доктрина шиизма. – Махачкала, 2009.

3. Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. – Махачкала, 1998.

4. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий: Курс лекций. - Махачкала, 1993.

5. «Адвентисты 7 дня». Молодежь Дагестана. №12, 26.03.2004.

6. Альбедиль М.В. Буддизм. - СПб, Питер, 2006.

7. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999.

8. Арутюнов С.А., Жуковская Н.Л. «Святые» реликвии: миф и действительность. – М.: Политиздат, 1987

9.Атеистический словарь. – М.: Политиздат, 1983.

10.Бартольд В.В. Ислам. Соч. - Т. 6. - М., 1966.

11.Беляев Е.М. Мусульманское сектантство. - М., 1957.

12.Белов А.В. Правда о православных «святых». – М.: Наука, 1968.

13. Булатов О.А. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – нач. XX в. – Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1990.

14.Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. - Махачкала, 2002.

15. Вагабов М.В. Мухаммад родоначальник ислама. - Махачкала, 1999.

16.Вагабов М.В., Исмаилов А.Ш. и др.Религиоведение.- Махачкала, 2007г.

17.Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси. – М., 1992.

18.Гараджа В.И. Социология религии. – М.: Наука, 1995.

19.Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммединские эскизы). – М.: Гос.антирел.изд-во, 1938.

20.Гордиенко Н.С. Православные «святые»: кто они? – Л.: Лениздат, 1979.

21. Гордиенко Н.С. Крещение Руси. – Ленинград, 1989

22.Григоренко А.Ю. Разноликая магия. – М.: Сов. Рос. 1987.

23.Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. - М.: Знание, 1985.

24.Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. - М., 1988.

25.Данильян О.Г., Тораненко В.М. Религиоведение.- Москва 2005г.

26.Дубровская О.Н. Древние религии мира. – М., 2003.

27.Игнатович А.Н. Буддизм в Японии; очерк ранней истории. – М., Наука, 1988.

28.Ильин В.В. и др. Религиоведение. - СПб, 2007.

29.Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991

30.Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. - М., 2007.

31.Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение.- Ростов- на Дону

32.Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., Наука, 1983.

33.Костюкович П.И. Религиоведение. -Минск, 2001.

34.Кочетов А.Н. Буддизм. – М., Наука, 1983.

35.Кочетов А.Н. Буддизм – ламаизм. – М., Знание, 1976.

 

36.Крывелев И.А. История религии. – М., 1988.

37.Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1985.

38.Ламаизм в Бурятии XVIII – нач. XX в. – Новосибирск. Наука, 1983

39.Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. – Минск, 1967.

40. Лобазова О.Ф. Религиоведение.- Москва 2008г.

41.Магомедов Р.М. Легенды и мифы о Дагестане. – Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1969.

42. Массэ А. Ислам. - М., 1982.

43.Митрохин Л.Н. Религия «Нового века», - М.: Знание, 1985.

44. Ан-Навави. Сады благонравных. - М., 1993.

45.Новиков М.П. История и теория атеизма. - М., 1982.

46. Привалов К.Б. Секты: досье страха. - М.: Политиздат, 1987.

47. Рагимов А. А. Ислам на Кавказе в постсоветское время. - Махачкала 2012г.

48.Саидов С.М. Культ святых в Дагестане. Что такое паломничество. - Махачкала, 2000.

49. Саидов С. М. Ваххабизм. - Махачкала, 2007г.

50.Сафронова Е.С. Буддизм в России.Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2010, №1.

51.Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. - М., 1967

52.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

53.Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 2000.

54. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. - М., 1978

55. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1986

56. Фейербах Л. Сущность христианства. – М., 1965.

57. Французские просветители о религии. - М., 1960

58. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1986.

59. Ханбабаев К.М. и др. Религиоведение: Уч. Пос. – Махачкала, Изд. ДГУ, 2009.

60. Хрестоматия по исламу. - М., 1994.

61. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. - М., 1984.

62. Шахнович М.М. Религиоведение. – СПб, 2009.

63.Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. - М., 1969.

64.Эдвард Томас. Будда: История и легенды. – М.,2003.

65.Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М., 2002

 

Интернет ресурсы:

 

http://ww.kcn.ra/tat_ra/religion/islam/ulum_ad_din/index.htm

(Ислам) http://Lam/koran (Ислам) http://islam-ua.net/quran (Ислам)

http://blagovest.bel.ru/mission/sektsl/HOb-T.

http://www.stolica.narod.ru/indexr.htm

http://www.religioved.narod.ru/

http://iriney.vinchi.ru/main.htm

http://hare-krishna.newmail.ru

http://www.people.nnov.ru/iskcon/

http://www.bahai.org

http://www.vissarion.ru/

http://sso-kaluga.narod.ru/index2.htm

http://www.yazychestvo.ru/

http://www.com2com.ru/veles

http://www.yoshkar-ola.com/cit/culture

http://ruspagan.chat.ru/

http://mirkwood.newmail.ru/

http://windoms.sitek.net/-aussy/

http://svetozar.narod.ru/