РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Рождественский пост начинается 28 но­ября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собою праздник Рож­дества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову пред­шествует тоже сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Также он называется Филипповым по­стом, потому что заговенье на пост приходится в день памяти святого апо­стола Филиппа (27 ноября).

По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, кото­рый, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях на­чертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем жи­вое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившее­ся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очисти­ли себя покаянием и молитвою и с чис­тым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, та­кие же, как и в Петров. Во время поста запрещены мясные, молочные продук­ты и яйца. В понедельник, среду и пят­ницу уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В осталь­ные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудо­творца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое на­чинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. По­следние дни поста – со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.

Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей ста­ло традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо по­мнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье – без чрезмерно­го веселья.

Последний день Рождественского по­ста, 6 января, называется Сочельни­ком. В этот день ничего не вкушают до вечера – до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рожде­нии Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшени­цы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит назва­ние этого дня – «сочельник».

Праздник Рождества Христова – дву­надесятый. По величию воспоминаемо­го события он празднуется торжествен­нее всех праздников, за исключением Пасхи.

Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» – свя­тыми днями, ибо они освящены велики­ми событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменя­ется, но от супружеских отношений, со­гласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.

Период от поста Рождественского до Великого называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том слу­чае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.