УСПЕНСКИЙ ПОСТ

Через месяц после апостольского поста наступает строгий Успенский пост. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжа­ется две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призыва­ет, нас подражать Божией Матери, Ко­торая перед переселением Своим на не­бо непрестанно" пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в по­сте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здеш­ней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божествен­ного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух празд­ников, то есть Преображения и Успе­ния. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух празд­ников, одного как подающего нам ос­вящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворя­щего Креста Господня». Он был установ­лен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в авгу­сте. В этот день из царской сокровищни­цы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, приклады­ваясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медо­вый Спас».

На время поста, как уже упомина­лось, приходится двунадесятый пра­здник –Преображение Господне (19 ав­густа).

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фа­вор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раз­дался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Праздно­ванием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Хрис­тос открывает дорогу и надежду на пре­ображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается ос­вящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать ры­бу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пят­ницу, то этот день –также рыбный, а разговев переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником Ус­пения Пресвятой Богородицы. 27 авгу­ста за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из ал­таря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, ког­да ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Вознесения Господа Иисуса Христа жила в доме святого апостола и еванге­листа Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была в Гефсиманском саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возве­стил Царице Небесной, что через три дня Ей предстоит перейти в жизнь веч­ную. По молитве Божией Матери сде­лалось так, что ко времени Ее Успения в Иерусалим из дальних стран стали чудесным образом собираться апосто­лы. Во время общей молитвы, в третьем часу, когда должно было совершиться Успение Богородицы, «облистал неиз­реченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», и сошел Сам Христос, окруженный архангелами и ангелами. Святые апос­толы понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процес­сией появилось облако света и послы­шались звуки небесной музыки. Перво­священник Афония, желая остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень огненным мечом от­сек его руки. Афония раскаялся, полу­чил исцеление и стал исповедовать уче­ние Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру боль­шим камнем.

По Божиему Промыслу, апостол Фо­ма не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фо­ма мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой ис­чезло. В пещере лежали только погре­бальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апос­толы, подняв часть хлеба, воскликну­ли: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мя­соед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разре­шена только в дни двунадесятых и хра­мовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпа­ли праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.