Источники вероучения ислама

 

Любая возникающая и формирующаяся религиозная система изначально существует как сумма разрозненных, неясно выраженных, противоречивых идей и представлений и, как правило, в устной форме. Следует отметить также, что никогда никакая религия не возникала на пустом месте, беспричинно, как внезапно, неизвестно откуда взятая, совершенно новая для людей система взглядов. Религиозные системы, как законченный комплекс идей, представлений, мифологий, преданий, догматов, постулатов, предписаний, запретов, обрядов, праздников и т.д. возникают и получают статус канонов постепенно и в длительный период времени. Это обусловлено тем, что всякая возникающая религия является отражением особенностей и потребностей общественного бытия людей, их своеобразным идеологическим выражением. И сами эти религии возникают как необходимое, закономерное следствие общественного развития, в особенности в эпохи великих социально – политических потрясений и переворотов.

Особо наглядно все это обнаруживается в истории возникновения и становления христианства и ислама. Следует также отметить, что никакая религия не может быть кратковременным продуктом творчества одного человека, и даже группы проповедников или какого – либо сословия, тем более религия, постулирующая идею равенства всех людей. Относительно, например, христианства известно, что его догматика формировалась в течение почти четырех столетий в жестокой борьбе между различными общинами и богословами, даже при том условии, что периодически созывались вселенские (всемирные) христианские соборы (собрания, съезды). Правда, в силу ряда причин и условий, в первоначальном исламе при жизни Мухаммада этот процесс проистекал менее болезненно и в сравнительно менее короткие сроки. Однако и ислам длительное время и после Мухаммада существовал в устной традиции, передаваясь из уст в уста, что в условиях борьбы личных, групповых и клановых интересов не исключало искажений, добавлений, внесений или устранений отдельных оттенков и мыслей в оставленное Мухаммадом религиозное учение. Здесь следует учесть еще и низкий уровень просвещенности арабов, их примитивное мышление и то обстоятельство, что в первой гражданской войне (632 -633 гг.), как уже отмечалось, погибло множество соратников (сахабов) пророка, которые знали отдельные отрывки Корана наизусть или записывали их на различных предметах, были знакомы также с образом мыслей, поступков и поведения пророка.

Между тем, возникшая в результате завоевательных войн теократического типа империя требовала разработки, систематизации и канонизации догматической и правовой системы. Этого требовали также возникшие ко времени халифа Османа противоречия и споры вокруг Корана. И поскольку все нормы общественной жизни, морали, права и т. д. соизмерялись с религиозными канонами, то были необходимы источники, восходящие, прежде всего к пророку Мухаммаду. И так последовательно возникли три основные источники вероучения и права, которые были призваны регулировать все стороны общественной жизни в империи: Коран, сунна и шариат.

Проследим этот процесс в контексте исторической реальности эпохи первоначального ислама с краткой характеристикой указанных источников.

 

Коран – священное писание ислама. По – арабски – «аль Куръан», название происходит от арабского глагола «караха», что означает читать вслух речитативом, декламировать. Согласно вероучению ислама, первоисточник или оригинал Корана начертан на арабском языке на свитках и находится на седьмом небе под престолом Аллаха. Большинство мусульман верит, что Коран – несотворенная, существующая предвечно, боговдохновенная, богооткровенная книга – слово самого Аллаха. Содержание Корана стало известно людям через «откровения», ниспосылавшиеся Аллахом людям через пророка Мухаммада, при посредстве ангела, названного «духом святым» по имени Джабраиль в 610 – 632 годы. Коран состоит из 114 глав (сура – шеренга, ряд, поучение), которые в свою очередь делятся на отдельные отрывки – айаты (стих, знамение), изложен Коран в форме рифмованной прозы.

При жизни Мухаммада и 19 лет после его смерти Коран существовал в устной форме, правда, некоторые соратники пророка (сахабы) и близкие к нему люди записывали отдельные отрывки, кто – то знал некоторые суры и айаты наизусть. Однако, как уже отмечалось, после смерти Мухаммада в гражданской войне погибло большое число сахабов и стало ощутимой необходимость составления письменного Корана и он был составлен бывшим при жизни пророка его секретарем Зейдом ибн Сабитом. Однако этот вариант Корана имел множество недостатков и не был размножен. Помимо этого в период правления первых трех халифов имелся и ряд других списков Корана, составленных сахабами пророка в частном порядке, которые также значительно расходились между собой, Известны четыре версии Корана, составленные сахабами (ибн Кааб, ибн Масуд, ал – Ашари и ибн Амр).

Ко времени правления халифа Османа вокруг содержания Корана начались разногласия и споры, порою переходившие в открытые столкновения. Наличие 4 – 5, возможно и большего количества расходящихся между собой текстов Корана, а также большого количества отдельных записей у разных людей грозило опасностью единству мусульманской общины и целостности вероучения. Так возникла настоятельная необходимость в составлении единого официального текста Корана.

Составление Корана в 651 году снова было поручено Зейду, специальная комиссия под руководством которого изъяла все имеющиеся тексты у населения. После сличения, анализа и отбора, признанных достоверными текстов, весь собранный материал был сожжен в расчете на то, что новый текст Корана будет признан всеми мусульманами. Однако расчет Османа оправдался не полностью и не сразу. Как отмечает И.П. Петрушевский, изъять из обращения и уничтожить все старые списки не удалось; к тому же оставалось не мало людей, знавших Коран в прежней версии наизусть. С протестом против редакции Зейда выступил ибн Масуд. Особо резкую критику Османова редакция встретила со стороны шиитов. Они обвиняли Зейда, по – видимому не без основания, в том, что он в угоду Осману и Омейадам, устранил из текста Корана все стихи, в которых говорилось об Али, о расположении к нему пророка и о праве Али быть его преемником. (Петрушевский, Указ. Соч. с. 106). Исходя из этих и многих других противоречий и замечаний, можно сделать вывод, что если бы Коран был составлен при Али или другом халифе, то его содержание значительно отличалось бы от османова текста.

Оригинал Османова Корана не сохранился, если не принять во внимание нескольких благочестивых подделок, забрызганных кровью. Их владельцы утверждают, что именно их экземпляр держал в руках Осман, когда его убивали. Один такой Коран ныне находится в Ташкенте, а до 1918 г. он находился в Петербурге и подвергался исследованиям ученых. Но, тем не менее эти Кораны являются предметом особого почитания верующих и возник культ «Корана Османа».

При составлении и систематизации Корана Зейд столкнулся с большими трудностями: по какому принципу распределить и расположить собранный материал, который представлял собой хаотическое собрание отдельных откровений; в одном и том же отрывке часто говорилось о разных предметах; уже никто не мог установить время или хронологический порядок появления разных отрывков; во многих сурах были смешаны откровения, относящиеся к разным временам, разным сюжетам и ситуациям. Зейду так и не удалось расположить материал ни по тематическому, ни по логическому, ни по хронологическому принципу. В конечном счете, он расположил его в порядке убывающей длины сур: каждая последующая сура короче предыдущей, что было характерно арабской литературе этого периода.

Что же представляет собой содержание Корана? В айате 59 6 – ой суры Корана читаем: «…и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной», далее, что Коран ниспослан в «объяснение всех вещей, в руководство, милость, благовестие покорным» (К.16:91), и, наконец, в нем «не выдуманный рассказ, а подтверждение открытого до него, истолкование всем вещам…»(К. 12: 111). На этом основании в исламе было развито положение, что вообще вся мудрость и совершенство – в Коране, а поэтому якобы никакие произведения, кроме него, не могут быть ценными. И эта мысль, с помощью которой богословие пыталось обесценить мысли и дела человеческие, одержать верх над наукой и прогрессом, обобщена, например, у аль – Хамадани (умер в 1008 г.) в поучении: «Начни изучение Корана; затем перейди к тафсиру: бог будет при этом тебе помогать. Не позволяй себя отвлекать от того, что я тебе здесь предписываю, этими книгами-мучениями, потому что это было бы пустым расточительством времени, так как не страшна никакая мука, которая не указана в Коране». И сегодня от современных студентов нередко приходится слышать утверждения, что все человеческие знания и все научные открытия содержались в Коране задолго до появления каких-либо наук. Но такие студенты не только не удосуживаются задаться вопросом: а какое именно, хотя бы похожее на научное, открытие сделали мусульманские богословы, скрупулезно изучавшие и изучающие и ныне Коран вот уже 14 веков, и, тем более, ответить на него. Но уж при напоминании о том, что великие научные открытия с древних времен, когда еще и Корана не было и после, совершали ученые тех народов и стран, которые и понятия не имели о Коране вовсе теряются. При этом студент, который знает подлинное содержание Корана исключительная редкость. Мусульманское духовенство категорически не рекомендует читать перевод Корана, сделанный учеными под предлогом, что они преднамеренно искажают его смыл и содержание в каких-то корыстных целях. А то, что такая пропаганда дезориентирует учащихся, студентов и является одной из важнейших причин падения престижа науки и просвещения и его уровня в современных условиях мистификации общественного сознания не вызывает никаких сомнений.

Попытаемся вкратце раскрыть основные положения, составляющие содержание Корана.

Центрально идеей Корана является утверждение строгого единобожия – веры в единственность Аллаха, которая выражается в формуле «Нет бога кроме Аллаха». При этом вызывает недоумение, что в Коране Аллах фигурирует в трех лицах: Аллах говорит сам о себе: «Я ваш Аллах, бойтесь Меня!», кто - то обращаясь к нему – во втором лице: «Ты наш бог» и о нем в третьем лице: «Он бог, всемогущий, творец…». Это обычный стиль Корана.

И.А. Крывелев отмечает, что Аллах «Это домусульманское и вообще очень древнее имя бога связано своим корнем (Иляха) с общесемитским Эл, Элоха, во множественном числе давшим библейское Элохим…». Кааба именовалась «домом Аллаха». Но, как бы то ни было, Мухаммадом изначально был избран путь решительной борьбы с почитанием всех других, отмеченных выше богов, кроме корейшитского Аллаха. Во время своего прощального паломничества Мухаммад велел разбить всех идолов, а их в Мекке было около 360. Таким образом корейшитский племенной бог был возведен в ранг бога всех арабов и, более того, в ранг единственного бога.

В наибольшей степени единобожие в Коране выражено в формуле: «Он-Аллах-един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»(К., 112:1-4). Аллах творец всего существующего, он непрерывно контролирует и управляет своим творением. В Коране дается характеристика Аллаху, как наивысшему существу. По подсчетам исламских богословов в Коране 99 имен – качеств Аллаха. В 22-24 айатах 59-й суры приводятся следующие качества: знающий скрытое и созерцаемое, милостивый, милосердный, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный, творец, создатель, образователь, великий, мудрый. Согласно Корану Аллах управляет людьми и направляет их судьбы и действия: «…А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает»(К., 2:254). «Аллах сводит с пути, кого пожелает, и ведет, кого желает» (К., 14:4). «Мы сотворили для геенны (ад) много джиннов и людей» (К., 7:178).

В Коране мы находим некоторые элементы, рисующие картину мира: мир и человек сотворены в течение шести дней, устроив семь небес, ближайшие к Земле разукрасил светильниками (К., 44:11). В Коране четко решена проблема предопределения судьбы человека, но достаточно противоречиво. Довольно странным представляется то, что два рядом стоящие айата высказывают совершенно противоположные мысли на этот счет: «И если постигнет их хорошее, они говорят: «Это – от Аллаха», а когда постигнет их дурное: «Это от тебя». Скажи: «Все от Аллаха» К.,4:80); «Что постигло тебя из хорошего, то - от Аллаха, а что постигло из дурного, то от самого себя»(К.,4:81). Подчеркнем также, что в приведенном 80 – м и предыдущем 79 айатах утверждается предопределенность богом момента смерти человека. Осуждая тех, которые отказываются воевать на пути веры и Аллаха, утверждается, что «Где бы вы ни были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвигнутых башнях». И примечательно, что через два айата той же суры говорится: «Разве ж они не размышляют о Коране? Ведь если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий» (айат 84).

В Коране большое количество противоречий. После того, как он был составлен (651 г.) и появились первые алимы, изучая его, сопоставляя различные отрывки, стали обнаруживаться эти противоречия. Таким образом алимами было выявлено 225 пар айатов одни из которых противоречили и исключали другие. Чтобы выйти из этого положения мусульманские алимы создали теорию насха (насх – отмена), в которой два основных понятия «насих» - отменяющий и «мансух» - отмененный. Вокруг того, какие считать отменяющими, а какие отмененными между богословами шли бесконечные споры. Позднее теория насха была применена также и к хадисам, в которых была обнаружена такая же ситуация. В этой связи отметим также, что в догматических спорах о предопределении судьбы человека богом и свободе воли между ортодоксальными богословами и мутазилитами в VIII веке была такая ситуация: суннитские богословы нашли в Коране и обосновывали ими абсолютное предопределение судьбы богом 216 мест, а мутазилиты, утверждая противоположное, т.е. что богом дана человеку свобода воли 129 мест.(См. аш – Шахрастани. Книга о религиях и сектах, М.,1984 с. 11). Причину таких противоречий исследователи обьясняют тем, что отношение Мухаммада и первоначальной мусульманской общины к тем или иным предметам веры и быта, а также к иноверцам изменялось в зависимости от обстоятельств, времени и места: сказанное в Мекке нередко теряло значение в Медине. Чтобы как –то объяснить их Мухаммад говорил, что некоторые откровения ниспосылались ему лишь на время и потом отменялись последующими откровениями, Это нашло отражение и в Коране. В айате 100 второй суры говорится: «Всякий раз, как Мы (Аллах) отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него». Правда, заставить забыть не удалось, они все зафиксированы в Коране, вызывая споры и недоразумения, а составители Корана не изъяли эти отмененные или подлежащие забвению стихи. Что же касается верующих чтецов Корана, то они, по словам И. П. Петрушевского «не пытались объяснить себе, каким образом в книге, объявленной небесной, божественной и вечной, могли оказаться предписания, данные лишь на время и потом отмененные другими, новыми предписаниями» (Там же).

Значительное место в Коране уделяется истории и деяниям библейских пророков. Многократно описывается история Ноя, всемирного потопа, исход евреев из египетского плена под руководством пророка Моисея (Мусы), о его состязаниях с египетскими чародеями, фараоном, история библейского персонажа Иосифа, которому посвящена целая восьмая сура «Йусуф» и др. В целом библейский пласт занимает около 70% содержания Корана, при этом эти сюжеты повторяются многократно.

Помимо приведенных выше догматов в Коране находим представление о душе, описания сотворении мира, различные варианты из чего сотворен человек (прах, глина, капля, сгусток крови, кусок мяса – формованный или бесформенный и т.д.).

В Коране мы находим Столпы ислама, основные обязанности, возлагаемые на мусульманина: таухид, намаз, ураза, закят и хадж. Но особое место занимает теория джихада, как священной войны на пути веры и Аллаха, которая была введена по переселению Мухаммада из Мекки в Медину (622г.- хиджра). В принятом позднее, более расширенном варианте, джихад означает: стараться, прилагать усилие, бороться; родственное – газават – совершать поход, воевать. Однако, именно под флагом джихада, в результате жестоких кровопролитных войн была завоевании и создана огромная империя Арабский халифат, превосходивший по своим размерам все прежние империи. Джихад, как священная война детально разработан в Коране как обязанность, возлагаемая Аллахом на каждого дееспособного мусульманина, отказ от которого, согласно Корану, грозит вечными адскими муками. Следует отметить, что джихад некоторыми сектантами и экстремистскими организациями и поныне рассматривается одним из столпов и выражается в экстремизме, терроризме и «смертничестве» в современном мусульманском мире.

В Коране мы находим также описание рая, ада, подробные картины конца света (светопреставление), учение об ангелах, демонах, сатане, представления и оценки различных проявлений добра и зла, об их источниках, Значительную часть Корана занимают, бесконечно повторяющиеся, угрозы грешникам адскими муками и описание прелестей рая, которые ожидают праведников, перечень добродетелей, важнейшими из которых считаются служение Аллаху: Мы сотворили людей и ангелов, чтобы они поклонялись и служили мне (Аллаху) – говорится в Коране. Другим высшим достоинством добродетельного человека считается испытание постоянного страха перед Аллахом. Очевидно, считается, что только такой страх может главным образом удерживать человека от дурных поступков, а осознанные, осмысленные критерии добродетели человека как разумного существа не принимаются в расчет. В Коране мы находим как, когда и с кем вести войну, как делить добычу, захваченную в ней (Восьмая сура Корана так и называется «Добыча», где регламентируется дележ этой добычи). Завершая повествование о Коране, отметим также, что в нем мы находим рекомендации: как вести торговлю,устраивать семью, как относиться к женщине, как распределять и передавать наследство и многое другое. Большое внимание уделяется борьбе с пережитками эпохи джахилии (язычества) – кровная месть, кровосмешение, закапывание живыми новорожденных девочек, культовым и ритуальным предписаниям.

 

Сунна. Первоначально арабо-мусульманская община в решении тех или иных проблем - вероучения, культа, права и т. д. опиралась на Коран. Между тем вскоре, в период завоевательных вой и присоединения огромных территорий и стран со сложившимся феодальным обществом, более сложной социальной, экономической структурой, правовыми и культурными традициями, сложившимся общественным укладом, арабы столкнулись со множеством проблем, на которые Коран не давал ответов. Поскольку в вопросах религии, с которой арабы пытались согласовывать все жизненные ситуации, вторым авторитетом вероучения после Корана был определен и признан пророк Мухаммад. И на возникающие новые вопросы стали искать ответы в его словах, изречениях, поступках, в том как он при жизни решал те или иные жизненные вопросы и ситуации чтобы в аналогии с ними решать их. Сподвижники, богословы, родственники и другие лица стали вспоминать, искать и собирать такие сведения. Таким образом, постепенно возникло и сложилось мусульманское предание – сунна (путь, по которому следует идти, обычай предков).

Сложность проблем и отношений с завоеванными народами требовали разработку и установления норм государственного, уголовного, имущественного и других норм права. Таким образом основное содержание сунны составляло вопросы права.

Сунна состоит из многочисленных рассказов, именуемых хадисами (хадис – сообщение, рассказ), из которых выводят правовые и обрядовые предписания и запреты, нормы морали и поведения в повседневной жизни и быту. Источником хадисов выступали сподвижники, родичи, друзья и другие современники пророка, первые четыре халифа, их ученики и затем ученики учеников. Многие из них посвятили свою жизнь собиранию хадисов и их называли мухаддисами. К началу VIII в. сложились три школы по сбору хадисов: мединская, куфийская и дамасская.

Хадис, как правило, состоит из двух частей: первая – иснад, который представляет собой непрерывную цепочку передатчиков рассказа, лица, которые должны были быть людьми известными, авторитетными, достойными уважения и доверия. Чтобы установить это были составлены словари – справочники о передатчиках хадисов, на основе которых устанавливали достоверный или сомнительный характер хадисов. Вторая часть хадиса – матн – это собственно само содержание рассказа.

Хадисы делятся на три категории: если иснад внушал доверие, то такой хадис назывался сахих – достоверный; если в цепи передатчиков был какой-либо изъян, то такой хадис, хотя не вполне достоверный, назывался хасан-хороший; если же среди передатчиков были люди неприемлемой репутации, такой хадис назывался даиф – слабый.

Исследователи отмечают, что разными мухаддисами было собрано более полутора миллионов хадисов, однако подавляющее большинство из них были отвергнуты как ложные. Исследователи ислама в этой области, в особенности знаменитый венгерский исламовед И. Гольдциер и голландец С. Хюргронье, такое положение объясняют тем обстоятельством, что в борьбе религиозно – политических группировок за власть после смерти пророка: сторонники Али, Омейадов, Аббасидов, позднее и суфии, стремясь подкрепить свои позиции, сами сочиняли рассказы и выдавали их за высказанные якобы в свое время пророком. «При этом, - как отмечает И.П. Петрушевский, - опирались на распространенное мнение, что пророк при жизни предсказывал грядущие исторические события и давал им оценку. Впоследствии суфии… утверждали, что пророк предвидел появление в исламе социального неравенства, рост богатства, роскоши и тирании «сильных мира сего»…В подтверждение этого также распространялись хадисы. По мере того как в исламе обострялась борьба между богословскими течениями и росло сектантство, суннитские законоведы – теологи фабриковали хадисы, содержащие осуждение «еретиков» от имени пророка, который будто бы при жизни предсказал появление этих «ересей»… и заранее осудил их.

Особая категория хадисов содержит якобы высказывания пророка относительно разных городов, завоеванных арабами много времени спустя после смерти Мухаммада» (Указ. соч. с. 131).

В современном исламском мире, среди множества сборников хадисов, наибольшей популярностью и авторитетом пользуются следующие:

1) ас-Сахих ал – Бухари (810 – 870). Автор с особой тщательностью отбирал и устанавливал достоверность рассказов, Об этом свидетельствует тот факт, что из 600 тысяч собранных им самим хадисов признал истинными и включил в свой сборник только 7250.

2) ас-Сахих Муслима (817 – 875). Судя по тому, что он пересмотрел около 300 тысяч хадисов, а признал достоверными и включил в свой сборник только 12 тысяч, он с такой же скрупулезностью относился к этой работе.

3) Сборник под названием «Сунан» Ибн Маджа (ум. в 886 г.).

4) Сборник Абу Дауда «Сунан» ас-Сиджистани (ум. в 888 г.).

5) «Ал –Джами ал – Кабир» («Большой сборник») ат-Тирмизи (ум. в 892 г.)

6) «Сунна» ан-Нисаи (ум. в 915 г.).

Среди перечисленных сборников наибольшим авторитетом и популярностью во всем мусульманском мире пользуются первые два.

И, наконец, отметим, что, при всей порою сомнительности множества хадисов, сунна, несомненно, имеет важное значение как источник для реконструкции истории общественного и государственного развития стран, вовлеченных в орбиту Арабского халифата.

 

Шариат. На базе Корана и хадисной литературы возникли мусульманское богословие и право – две отрасли мусульманского религиозного закона – шариат. Надо отметить, что длительное время теология (богословие) и право не разделялись и не различались. По мере расширения халифата, развития феодального общества и многочисленных войн между суннитами, шиитами и хариджитами, расколов ислама, многочисленных движений и восстаний в халифате ни Коран, ни сунна уже не могли удовлетворять практические запросы общества, потребности регулирования непрерывно возникавших новых проблем. К тому же существовавшие правовые нормы, облеченные в якобы вечные религиозные формы также должны были устареть с течением времени, развитием и усложнением общественных отношений. Но как бы то ни было на основе Корана и сунны начинает формироваться мусульманская наука о праве – фикх. Разработчиков правовых норм стали называть факихами (факих – законовед-теолог). При династии Омейадов (661-750) и особенно при сменившей их в 750 году Аббасидах несколько поколений факихов работали над тем, чтобы сделать мусульманское право наиболее совершенным сводом, способным охватить все сферы и потребности регулирования общественной жизни всего халифата.

Поскольку, как отмечалось, Коран и сунна оказались далеко недостаточными в правовом регулировании, понадобились новые источники мусульманского права, построенные на иных методах и принципах. Так, в VIII веке в суннитском праве возникают два противоположных друг другу течения: первое – это сторонники логического вывода или рассудочного, умозрительного метода. Они вводили в систему права новые нормы, нередко допуская отход от буквального понимания отдельных мест Корана и сунны. При этом для нового правового положения следовало найти в Коране и хадисах соответствующую аналогию, которую стали называть «кийас». Этот принцип был выдвинут факихами Дамаска, Куфы и Басры. Им противостояли мединские факихи, отвергавшие всякие новшества, утверждая, что только божественный закон, а не человеческое рассудочное мнение может иметь обязательную силу в вопросах вероучения и права. Однако жизнь требовала поиска новых методов правового регулирования за рамками Корана и сунны. В конечном счете, был найден компромисс: был выдвинут принцип, согласно которому кийас можно применять только тогда, когда налицо согласное мнение по возникающим казусам всех авторитетных теологов-законоведов – «иджма» (единогласное решение религиозных авторитетов). Таким образом, оказалось четыре основы мусульманского права: Коран, сунна, кийас и иджма, которые постепенно, с некоторыми оговорками были признаны всеми факихами.

В результате ожесточенных споров и столкновений, уступок и компромиссов из среды множества возникших в суннитском исламе по всей империи правовых школ в VIII - IX веках выделились и установились четыре суннитских, сохранившихся до наших дней и они именуются мазхабами (мазхаб – путь, образ действия, доктрина, толк). Они названы по именам их основателей:

Ханифитский мазхаб, - основатель имам ан-Нуман Абу Ханифа (700-767). Благодаря тому, что этот мазхаб широко использует рай, кийас, адат, а также канун (законы и уставы, изданные светской властью), более терпимо относится к иудеям и христианам, являлся наиболее гибким и удобным и получил наибольшее распространение, а в Османской империи являлся государственным правом.

Маликитский мазхаб, - основатель Малик ибн Анас (716-795). Ибн Анас был факихом, мухаддисом, автором первого большого трактата о фикхе, который сохранился до наших дней. Родился в Медине и со временем стал ее духовным предводителем. О его авторитете свидетельствует множество легенд, например, утверждают, что он провел в чреве матери не девять месяцев, а целых три года.(Краткая энциклопедия ислама, М., 2007, сс. 171-172) Маликиты являются строгими приверженцами сунны, отвергают рассудочное толкование Корана, отличаются нетерпимостью; распространен в Африке севернее экватора.

Шафиитский мазхаб, - основатель имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767-820). Шафииты занимают промежуточное положение между ханифитами и маликитами, мазхаб распространен в Египте, Сирии, Восточной Африке, Индонезии, Южной Аравии. В Дагестане этот мазхаб является преобладающим. Следует также отметить, что выдающимися представителями этого мазхаба являлись ал-Маварди, ал-Ашари, ал-Газали, ан-Навави и другие знаменитые исламские богословы.

Ханбалитский мазхаб, - основатель имам Ахмад ибн Ханбаль (780-855). Ханбалитам характерны: крайняя нетерпимость ко всяким новшествам в делах веры, отрицание любого свободного и рационального толкования Корана и хадисов. Ханбалиты – самые фанатичные среди мусульман. В Средние века этот мазхаб занимал ведущее положение в мусульманском мире, но постепенно пришел в упадок и ныне распространен в Аравии, незначительные группы в Египте и Сирии. Известное религиозно-политическое течение – ваххабизм, - возникшее в XVIII веке базируется исключительно на этом мазхабе.

К числу общепризнанных в современном мусульманском мире относится также шиитский Джафаритский мазхаб. Основатель его шестой шиитский имам Джафар ас – Садик (699-765). Он родился и всю свою жизнь прожил в Медине, был одним из выдающихся религиозных авторитетов своего времени, оставил множество сочинений по различным религии, в том числе по магии, алхимии и гаданию. Многие суфийские братства считают его своим духовным наставником, а ряд современных мусульманских ученых видят в нем «отца арабской духовной традиции», сунниты почитают его как знатока преданий, восходящих к пророку. Аббасиды предлагали ему даже положение халифа, но он отказался. (Краткая энциклопедия ислама, с. 85).

В настоящее время все эти пять мазхабов признаются одинаково правоверными и имеют кафедры (макам – возвышение) в мекканской мечети. Между тем следует отметить, что такие отношения между ними установились в длительной борьбе и противостоянии. Например, ученый и путешественник XIII века Йакут ал-Хамави, автор географической энциклопедии, сообщает, что в некоторых городах Ирана во второй половине XII – начале XIII вв. борьба за влияние и власть между двумя суннитскими толками – шафиитами и ханифитами, а также сторонников обоих этих толков с шиитами приняла форму вооруженных столкновений, временами перераставших в настоящие гражданские войны. В большом иранском городе Рейе квартал шел на квартал, на улицах строились баррикады, после побоищ целые кварталы превращались в развалины. Во время этих войн погибло до 100 тысяч человек. Такая же борьба между теми же религиозными группами велась в Исфахане, Нишапуре и других городах Ирана. (См.: И.П.Петрушевский. Указ. соч. с. 143).