Праздники и обряды

Пасха– В праздновании пасхи, являющегося главным христианским праздником, отчетливо прослеживаются черты древневосточных культов умирающих и воскресающих богов, по аналогии с увядающей осенью и возрождающейся весной природой.

Первоначально в раннем христианстве отмечалось не воскресение, а смерть и страдания И. Христа. Во время Пасхи люди постились, оплакивали смерть Христа, участвовали в скорбных службах. И лишь в IV веке христианская пасха обрела окончательную форму. На первом Вселенском соборе в г. Никея в 325г. была установлена дата празднования пасхи – в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, спустя 7 дней после иудейской пасхи. Таким образом, пасха носит переходный характер и отмечается в период с 4 апреля по 8 мая.

Последнее воскресение перед пасхой называется «прощенное воскресение», так как проповедуется идея всепрощения (милосердный бог прощает любые прегрешения тем, кто раскаялся в своих грехах). Упомянутый выше Великий пост разделяется на две части: святую четыредесятницу (в память о важнейших событиях, в Библии: это 40-летнее блуждание израильского народа по пустыне, 40-дневный пост Моисея перед получением заповедей от бога на горе Синай, 40-дневный пост И. Христа в пустыне) и страстную седьмицу (в память о страданиях Христа, именуемых верующими «страстями господними», а последняя неделя носит название «страстной недели»). Пасхальное торжество в память Воскресения Иисуса Христа сопровождается обменом «красных» яиц, говоря при этом: «Христос воскрес!», так как издавна яйца символизировали тайну жизни, а Христос дал людям новую жизнь. Эта традиция сложилась примерно в ХII веке.

Рождество христово - В основе этого праздника лежит евангельское предание о рождении «сына божьего» И. Христа. Православная церковь празднует Рождество Христово 7 января, католическая церковь – 25 декабря. Этот праздник, наряду с крещением и богоявлением Христа начали отмечать в III веке, а официально христианской церковью был установлен только в 354г.

Отметим, что во многих дохристианских религиях также праздновали дни рождения богов: 6 января в Египте - бога Озириса, в Греции – бога Диониса, в Аравии – бога Дусара. В Римской империи 25 декабря отмечалось рождение бога Митры, и очевидно, что христианская церковь приурочила рождество Христа именно на этот день с целью вытеснения древнего праздника из общественной практики. На Руси же аналогичным образом этот праздник сместил празднование древнеславянского зимнего праздника святки.

Крещение Господне-как считают христианские священнослужители, этот праздник установлен в память об «историческом» событии, описываемом в Евангелиях – крещении И. Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Принимая крещение Христос отождествляет себя со всеми людьми и свидетельствует, что он пришел не для того, чтобы судить и осуждать, а для того, чтобы соединиться с людьми, стать одним из них.

Католическая церковь отмечает крещение 6 января, а православная церковь – 19 января. В ранней христианской литературе отсутствует упоминание об обряде крещения, и впервые о нем говорится в богословской литературе, относящейся к концу I – нач. II веков. Главным действием в праздничный день является освящение воды в церкви и в проруби, к которому направляется крестный ход.

Праздник крещения имеет и другое название – богоявление, так как во время крещения И. Христа « Бог-отец свидетельствовал с неба и бог-дух святой сошел в виде голубя» в подтверждение того, что Иисус является «сыном божьим». Несомненно, что на формирование этого праздника оказали влияние дохристианские религии, в которых одухотворяли воду и поклонялись ей, считали, что вода обладает очистительной силой.

Троица или пятидесятницав основе этого праздника лежит новозаветное сказание о сошествии духа святого на апостолов на пятидесятый день после воскресения И. Христа. Христианская церковь отмечает этот праздник на пятидесятый день после пасхи. Так как в сошествии духа святого на апостолов, по мнению христианских богословов, участвовали все три божественные ипостаси, он получил название троица. В праздничной проповеди подчеркивается особая роль христианской церкви, как хранительницы заветов И. Христа и наставницы верующих.

Важное место в христианстве занимает культ богородицы, с которым связаны следующие праздники:

Рождество богородицы установлен христианской церковью в IV в. и в его основе лежит евангельское предания о рождении Марии, которая официально была признана богородицей на Вселенском соборе в 431г. Православная церковь отмечает этот праздник 8 сентября по старому стилю. В праздничных проповедях прославляется божья мать, не только как богоматерь, но и как заступница всех бедных, обездоленных. Особо развит культ богородицы в католицизме.

Введение во храм богородицысвязан с преданием о том, как благочестивые родители в благодарность богу, который услышал их молитвы и даровал им дочь, привели Марию в трехлетнем возрасте в Иерусалимский храм.

Благовещениев основе этого праздника лежит евангельское сказание о «благой вести», полученной девой Марией от архангела Гавриила о том, что она должна родить божественного младенца посредством непорочного зачатия. Идея непорочного зачатия встречается во многих дохристианских культах (например, древнеегипетская богиня Исида непорочно зачала и родила бога Гора).

Успениехристиане оплакивают кончину божьей матери. Упоминания об этом празднике впервые встречаются в христианских писаниях IV века. Православная церковь отмечает 15 августа (по старому стилю). Праздник длится 10 дней.

Христианство предписывает также почитать иконы, крест, «святые мощи», поклоняться «святым местам» и пр.

Кроме пасхи и «двунадесятых» праздников, существуют также так называемые «великие» праздники, к которым относятся такие как «обрезание господне», усекновение главы Иоанна Крестителя и др. Выделяют также престольные праздники, посвященные различным историческим событиям и персонажам.