Вероучение и культ буддизма

Древняя буддийская литература в Индии не сохранилась. Первым известным науке документом, упоминающем о Будде и его учении – дхарме, являются наскальные надписи царя Ашоки, созданные в III. до н.э.Важнейшими источниками раннего буддизма являются сочинения, записанные на языке пали и известные под названием Типитака – « три корзины» (палийский канон). Полного комплекта этих сочинений в ранних записях не найдено. В 1871г. в Мандалае (Бирма) был созван V буддийский собор, на котором 2400 монахов, знатоков канона, путем сверки различных переводов и списков выработали уточненный текст Типитаки, который был вырезан на 729 мраморных плитах. Для каждой такой плиты был построен отдельный миниатюрный островерхий белый храм. Поставленные друг около друга стройными рядами эти храмы составили храмовый комплекс Кутодо – своеобразный городок-библиотеку, хранилище канона. Благодаря Кутодо и Сандамини, (аналогичный комплекс, содержащий комментарии к Типитаке), Мандалай стал одним из самых почитаемых мест для буддистов всего мира.1

Типитака включает самые разнообразные по своему содержанию и форме произведения. Это и сборники правил монашеского поведения, и различные религиозно-нравоучительные рассказы, и религиозно-философские трактаты и изречения.

Наиболее древней частью канона считается Винаяпитака – «корзина устава», в которой излагаются правила поведения и образа жизни монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности организационного построения общины и ее история. В Кутодо Винаяпитака занимает 111 мраморных плит.

Вторая часть Типитаки – Суттапитака – «корзина поучений». Она является самой обширной частью канона, записана на 410 мраморных плитах, текст которых излагает идеологию буддизма в форме притч и бесед, приписываемых Будде или его ближайшим ученикам.

Третья часть канона – Абхидхаммапитака – «корзина объяснения учения (закона)», размещена на 208 плитах. В нее входит семь книг религиозно-философского характера, посвященных изложению и развитию приписываемых Будде мыслей и она является наиболее поздней частью канона. Отметим, что многие направления и школы буддизма не признают ее первоисточником и не включают в состав канона.

Центральной идеей буддизма является учение о спасении в неземной жизни. Вот как об этом сказал якобы сам Будда: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус – вкус соленый, так и учение мое имеет лишь один вкус – вкус спасения».

Буддизм, как законченная религиозная система, наиболее полно и последовательно выразил одну из основных характерных особенностей религиозно-философских течений Индии V-III вв. до н.э. – требование религиозного спасения путем самоанализа, путем ухода в свое «я». Будда считал, что мир для просветленных не существует: «С уничтожением сознания все совершенно исчезает без остатка», «На субъекте покоится мир; с ним мир возникает и с ним исчезает. Мир опыта целиком представляет собой тот же материал, как тот, из которого сделаны сны. Суровые факты мира представляют собой ряд ощущений». Эта основная мысль по-разному трактуется в различных школах и направлениях буддизма.

Объявляя весь видимый мир иллюзией, буддисты не считали, однако, ее первопричиной сознание человека. Каждое индивидуальное сознание объявлялось проявлением вне и независимо существующего мирового сознания. То, что ощущают живые существа, в том числе и человек, считалось таинственным проявлением безначального волнения бесконечного множества объективно существующих непознаваемых духовных частиц потустороннего бытия – дхарм. В ряде индийских религиозно-философских течений были разработаны учения о мельчайших неделимых частицах бытия, которые обычно называют атомами.

Движимые безначальным волнением, дхармы каким-то таинственным образом «выплывают» из своего абсолютного бытия, оставляя мгновенный след в сознании живого существа. Из всех этих мгновений, следующих друг за другом, и слагается поток сознания каждого живого существа. Другими словами, «я есть простой поток идей».

Буддист-философ утверждал: «Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм в сознании каждого живого существа. Цель каждого существа – успокоить создающие его сознание дхармы». Буддист-проповедник учил: «Жизнь есть страдание рождения, увядания, болезней, смерти. Цель жизни – прекращение существования, прекращение перерождений».

Краеугольным же камнем всего буддизма является учение о четырех «благородных истинах». Первая из этих истин – «благородная истина о страдании» излагается в следующем поучении: «Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение-страдание; расстройство здоровья – страдание; болезнь – страдание; смерть – страдание; присутствие того, кого мы ненавидим – страдание; отделение от того, кого мы любим – страдание.» Словом, привязанность к существованию – страдание. Таким образом, мы видим, что по учению буддизма всякая жизнь – страдание.

Во втором тезисе – «в благородной истине о причине страдания» - Будда устанавливает причину земных страданий. Не отрицая, что поступок или деяние являются видимой причиной посмертных форм существования, буддизм раскрывает причину самого деяния. Причина страданий заключается в желаниях человека - это жажда жизни, наслаждений, богатства, иначе говоря, привязанность к жизни в любой ее форме.

Третья истина буддизма заключается в том, что для того чтобы избавиться от страданий, человек должен избавиться от желаний.

По учению буддизма, физическая смерть живого существа является временным распадом того комплекса дхарм, который определял специфику его сознания. После некоторого «промежуточного состояния» дхармы соединяются в новый комплекс, который мгновенными проявлениями составляющих его единиц определяет содержание потока сознания нового существа. При этом форма нового комплекса, а значит и сознания далеко не случайно. Она определяется кармой данного живого существа. Что же такое карма?

Карма – это сумма всех поступков и помыслов живого существа в его предыдущих перерождениях. Это рок, судьба, создаваемая человеком для своих будущих перерождений. По сути, карма является одной из важнейших идей буддизма, пронизывающее все вероучение. По буддизму, каждый человек обладает определенной свободой выбора. Он может совершить тот или иной поступок по своей воле, его сознание рождает помыслы, намерения, действия, слова. Правда, оговаривается, что свобода ограничена рамками данной кармы, т.е. итогом поступков и помыслов всех прежних перерождений. Но, именно в этой частичной свободе воли заложен, по буддизму, путь к спасению. Добрые или злые дела в этой жизни обеспечат человеку лучшее или худшее перерождение. Именно на учении о карме строится вся теория спасения и перерождения. Учение о круговороте бытия – «колесо бытия» - сплетает текущую жизнь данного существа с его прежними и будущими перерождениями. В предыдущем перерождении складываются такие факторы, как омраченность и карма, которые вызывают новое перерождение. В текущем перерождении каждое существо объявляется проходящим восемь этапов, последний из которых создает новую карму и новую омраченность, т.е. неизбежность нового возрождения. Наконец, «рождение», а затем «старость и смерть» последующего перерождения завершают полный цикл «колеса бытия» и служат переходом к новому циклу.

Четвертая истина буддизма гласит: чтобы избавиться от желаний, нужно следовать учению Будды, благородному Восьмиричному (срединному) пути.

Отметим, что буддизм выдвинул идею равенства в страданиях и спасении людей наравне с богами и с животными. Таким образом, слуге или рабу, сумевшему создать хорошую карму, буддизм обещает благоприятное перерождение или даже возможность достижения полного прекращения существования. И, наоборот, тот, кто благополучен в этой жизни, но создал плохую карму, может подвергнуться неблагоприятным перерождениям.

В буддизме существует понятие дхата«ступени развития», это места на лестнице спасения, и сообразно ему все живые существа делятся на три большие категории, в зависимости от того, какую ступень они на ней занимают. К кама-дхату(«ступени имеющих желания») – относятся большинство людей, животных, духов, обитателей ада и т.д., у которых не подавлены элементы «стремления» и «жажды». Вторая категория – рупа-дхату («ступень имеющих чувственность»), включает в себя те существа, в сознании которых элементы «желания-надежды» уже успокоены (например, мудрецы-созерцатели). Наконец, арупа-дхату («ступень нечувственных дхарм»), такое состояние, при котором в сознании не сохранилось ни одной чувственной дхармы.

Внутри этих трех ступеней нужно пройти еще пять этапов, чтобы прийти к спасению. Таким образом, высшая цель, которую должен достичь каждый человек – это состояние нирваны (затухание, угасание, успокоение). Это достижение полного небытия, состояния, при котором «перерождения-страдания» прекращены. Однако, следует отметьть, что представления о нирване и ее сущности остаются довольно неясными и неопределенными.

Таким образом, буддизм создал теорию спасения для всех людей, вне зависимости от их социальной и сословной принадлежности, имущественного положения, расы и языка, что и предопределило его космополитический характер.

Как же рассматривается в буддизме вопрос о существовании души? По вероучению буддизма душа – это «истинно-сущее» каждой личности, которая формирует все перерождения, и конечная цель которой является обретение состояния нирваны. Представление о душе-потоке, о душе как «непрерывности вечно меняющейся индивидуальности», либо отсутствие представления о душе свойственно всем направлениям буддизма.

Главными очагами распространения буддизма в Индии были монастыри. Буддийскую монашескую общину (сангха) можно считать, по -видимому, первой в истории человечества монашеской организацией. Сангха была объединением людей, добровольно порвавших с мирской жизнью, со всеми земными заботами. Вступая в сангху, человек должен был отказаться от семьи, от собственности, перестать соблюдать предписания касты. Вступающий подвергался всестороннему и тщательному испытанию, затем должен был пройти обряд посвящения, сбрить усы и бороду, остричь волосы и надеть желтую монашескую тогу, а также принять обет целомудрия. Изучив определенное время под руководством наставника основы религиозного учения и уставные требования, послушник получал второе посвящение и становился полноправным монахом. В течении всего года монахи ходили по деревням и городам, собирали милостыню и вели проповеди. И только в сезон дождей временно прекращалась эта деятельность. Обычно монахи собирались вокруг более опытного, уважаемого и влиятельного проповедника, который регулировал отношения в общине. Постепенно в монашестве установилась определенная иерархия. Вскоре община начинает принимать меры против проникновения в нее нежелательных элементов. Прежде чем принять в монахи, следовало выяснить: не одержим ли он одним из пяти болезней, человек ли он (не демон ли), мужчина ли, не раб ли, не имеет ли долгов, не находится ли на царской службе и т.п.

Монашеская жизнь подробным образом регламентировалась. Правила предусматривали разнообразные запреты (есть тихо, не облизывать пальцы, сосуд с водой брать чистою рукой, с мечом в руке не проповедовать закон…). Общность духовных интересов и равенства монахов подчеркивалась одеждой: тога, сшитая из кусков ткани желтого цвета, оставляющая правое плечо открытым, поддевка, в виде свободного жилета, переходящего в широкую юбку. Позже было введено бритье головы наголо. В Индии странствующие монахи были окружены почетом и большим уважением, их наделяли магической силой.

Основные типами культовых сооружений буддизма являются ступы,чайтьи, вихары, древнейшие из которых относятся к III-I вв. Их создание было под силу лишь крупным купцам и правителям.

Ступа – это круглое или квадратное в своей основе сооружение, воспроизводящее гору – меру, олицетворяющую центр вселенной в космогонии индийцев. Согласно канону, ступа является хранилищем священных останков святых и богов, предшествовавших Будде, его самого, архатов, его учеников, святых и не имеет внутри себя полого пространства.

Древнейшей телесной реликвией являются волосы Будды, которые он дал купцам, а те, в свою очередь, поместили их в храм. Главной же телесной реликвией считается то, что осталось от тела Будды после сожжения. Кости, оставшиеся после сожжения, были распределены между шестью племенами, с которыми Будда общался при жизни и брахманом из Ветхадипа. Опоздавшему к разделу, посланцу маурьев, достался кусок угля, который и был положен ими в ступу. Так, над телесными останками Будды возникли первоначальные восемь ступ – в Раджагрихе, Вайсали, Капилавасту, Аллакаппе, Рамаграме, Ветхадипе, Кушинагаре и у маурьев из Пиппаливана. Существуют также реликвии типа парибхогика – служивщие Будде и святым предметы одежды, быта, чаши, посохи и деревья. Их, как и телесные останки, считают чудотворными. Следует заметить, что сооружение ступы как выполнение религиозного долга очень распространено в буддийском мире: сын строит независимо от отца, бедняк может строить из глины или песка, огораживая ее невысокой земляной оградой. Наиболее знамениты в Индии древнейшие ступы III-II вв. до н.э. в Санчи, Бхархуте, Амаравити. Однако, самым знаменитым и почитаемым предметом в буддизме является зуб Будды, находящийся в Храме зуба Будды в г. Канди (Шри Ланка).

Кроме ступ, местами поклонения являются также чайтьи. Этот термин произошел от слова «Чита» (погребальный костер), что в буквальном смысле означает холм, возводимый над останками святого. В понятие чайтьи входят и святые места, и мемориальные камни, и священные деревья и т.п. Таким образом, все места или предметы религиозного поклонения, можно назвать чайтьями. Вихары, являвшиеся изначально местами отдыха монахов, превратились в монастыри, типа христианских. Вихары возникали, как правило, совместо с чайтьями и ступами, составляя иногда очень сложные храмовые комплексы. Всего в Индии насчитывается 1200 пещерных чайтьий и вихар.