Этнокоммуникативная компетенция педагога.
Данный раздел нашего пособия должен носить итоговый характер, так как по существу раскрытие содержания этнокоммуникативной компетенции педагога и было задачей всего учебного пособия. Ранее, анализируя значимость компетентностного подхода, мы сделали ряд акцентов, касающихся смысла перемен, которые он несет. Доминантой здесь, безусловно, является оптимизация образовательного процесса в направлении получения прогнозируемых качеств специалиста при особом акценте на социально-культурной результативности его деятельности. При этом вполне традиционная для отечественного образования система знаний, умений и навыков должна дополниться «способностями и ценностями».[358] При всем несовершенстве и не строгости формулировки этого дополнения она, очевидно, отражает в основных чертах основную интенцию предполагаемого развития – креативность (способность личности к творческому саморазвитию) и опору на определенную систему ценностей (на основе свободного личного выбора).
В определении, предложенном в европейском проекте TUNING понятие компетенций включает «знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовывать».[359]
Этнокоммуникативная компетенция педагога предполагает прежде всего знание «как быть», т. е. как со-существовать (со-бытие, по определению М. М. Бахтина) «с другими в социальном контексте», которое основано на знаниях и понимании этих «других» (и в качестве субъектов общения и в качестве социального контекста) и знания как действовать для достижения максимального эффекта.
В случае профессионального педагогического образования эта самая эффективность действия направлено все на того же «другого», на формирование его личности, его духовной суверенности и социально-гражданской ответственности. Т. е. в общепринятой классификации компетенций, где они разделены на две большие группы «общих» (универсальных) и «предметных» (специальных) этнокоммуникативная компетенция должна иметь связующий, интегрирующий смысл.
Этнокоммуникативная компетенция педагога может быть описана через понятие «культура межнационального общения», т. е. она предполагает не только владение культурой межнационального общения, но и «знания, умения, навыки, способности и ценности» для трансляции, передачи этой культуры тому, на кого направлена профессиональная педагогическая деятельность. В данном учебном пособии мы описывали не только научное и образовательное содержание предмета «Педагогика межнационального общения», но и компоненты развитой культуры межнационального общения, на формирование которой направлен этот предмет. Используя парадигмальный подход, мы показали междисциплинарные связи дисциплины и описали образовательный междисциплинарный контекст, в котором только и может осуществляться это формирование.
Итак, обладающий этнокоммуникативной компетенцией педагог должен:
- знать природу этносов и этнических групп как важнейших составляющих социума, особенности их исторической эволюции и трансформации;
- иметь научно обоснованное представление об этничности как форме существования этносов и универсальном, интегративном свойстве культуры; об особенностях этногенеза и этнокультурогенеза, обусловивших этническое и этнокультурное многообразие человечества; о классификациях этносов и этнических групп, влияющих на особенности межэтнической коммуникации; о смысле и причинах разночтений в понимании нации и ее соотношении с этносом и этничностью;
- иметь научно обоснованное представление об этнической идентичности и особенностях процесса этноидентификации в его личностном и коллективном измерениях; о соотношении этнической идентичности с гражданской, этнорегиональной, этноконфессиональной идентичностями в социальных и межличностных коммуникационных процессах; о способах и формах интеграции различных видов идентичностей ради укрепления общественных связях, достижения гражданского мира и согласия в обществе, гармонизации коммуникационных процессов;
-знать и понимать психологические особенности этносов, этнических групп, свойственные им стереотипы поведения; влияние этнического происхождения и этнической идентичности на поведение индивидуума в коммуникации; особенности этнической картины мира как одного из регуляторов поведения в социальной коммуникации;
-знать и понимать основы и особенности этнической, этнонациональной и национальной политики, их взаимосвязи и влияние на состояние социума, характер и уровень этнокоммуникационных процессов;
-знать и понимать особенности межэтнической коммуникации (межнационального общения), ее ценностных оснований, средств, типов, стилей, благоприятствующих ему факторов;
- уметь творчески использовать разнообразные средства гармонизации межэтнической коммуникации;
-уметь использовать этнокультурологические и коммуникологические знания для анализа этнической (этнонациональной) составляющей той или иной социокультурной ситуации, выявления ее этнических факторов;
- владеть научными методами экспертизы этнических, этнонациональных и межнациональных конфликтов с целью прогнозирования их динамики, стадиальности и исхода;
- уметь творчески применять своизнания, уменияи навыкидля разрешения или ослабления конфликтов, возникших на этнической, расовой или конфессиональной почве;
- знать и понимать природу исущность толерантного сознания, отношения и поведения, условия, факторы формирования этнической толерантности и интолерантности;
-обладать навыками толерантного общения с представителями различных расовых, этнических или конфессиональных групп;
-обладать способностью к эмпатии в межнациональном общении;
-владеть педагогическими технологиями трансляции культуры межнационального общения в своей класснойц и внеклассной образовательной и воспитательной деятельности, с учетом психолого-возрастных особенностей и моно- или поликультурного состава коллектива учащихся.
Это краткое перечисление компонентов этнокоммуникативной компетенции педагога, разумеется, не исчерпывает собой все содержание этого феномена, которое выявляется только в живом творческом педагогическом процессе, который сам как любой социально-коммуникативный процесс имеет свою явную или срытую этнонациональную составляющую.