Основные направления в иудаизме

Иудаизм не является единой, цельной религией. На протяжении истории происходили расколы, возникали новые направления и течения, между которыми шла непрерывная борьба.

Основными направлениями иудаизма являются: ортодоксальное, реформистское и консервативное, которые в свою очередь распадаются на различные течения.

Ортодоксальный иудаизм.

Он требует дословного следования Торе: богослужение должно вестись только на древнееврейском языке (иврит), мужчины и женщины не могут молиться вместе, женщины не могут быть раввинами, все верующие должны следовать строго букве закона.

Ортодоксальный иудаизм всегда решительно возражал против нововведений в религии, видя в них вредные плоды эпохи распространения среди евреев европейского просвещения (по-еврейски Гаскала), начало которому положил немецко – еврейский философ Моисей Мендельсон (1729-1786). С целью противодействия этому И. Салантер (1810-1883гг.) из Вильно основал движение «мусар» (по-еврейски мораль), поставившее своей целью совершенствование нравственного облика верующего с помощью самовоспитания посредством постоянного чтения Торы, религиозно-нравственной литературы и последующего созерцания и размышления. Это направление имеет значительные позиции и влияние на верующих в Израиле.

Реформистское направление.

Это направление в иудаизме возникло в началеXIXв. в Германии. На его становление оказали большое влияние с одной стороны идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был упомянутый Мендельсон, а с другой стороны радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой французской революцией. Стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских кварталах (гетто), Мендельсон перевел Библию на современный немецкий язык и стал распространять и пропагандировать среди еврейской молодежи. Сущность реформизма заключалась в утверждении, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа.

Один из первых идеологов реформизма Израиль Якобсон в 1808г. основал в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где наряду с религиозными дисциплинами, преподавались и светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы не на иврите, языке Священного Писания, а на немецком языке, при том под аккомпанемент органа. Из текстов молитв было изъято упоминание о пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло.

Концентрированное выражение доктрина реформизма нашла в декларации участников съезда, прошедшего в Франкфурте-на-Майне в 1842 г., где декларировалось:

- Мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного развития;

- Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точек зрения;

- Мессию, который бы вернул евреев в Палестину, мы не ждем и не желаем, мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы принадлежим по рождению и по гражданству;

Радикальному изменению подвергся также ритуал богослужения: служба велась на немецком языке, отменялись ритуал трубления в рог (шофар), ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.

Реформизм наибольшим успехом пользуется в США, где в настоящее время насчитывается около миллиона сторонников и примерно 800 реформистских синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных браков даже вместе с христианскими священниками, религиозный развод необязателен, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчен обряд обращения в иудаизм и т.д.

Консервативный иудаизм.

Направление консервативного иудаизма сформировала группа умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской платформы в США. В основу своей программы они положили идеи немецко-еврейского ученого З. Френкеля (1801-1875гг.), считавшего иудаизм и национальные традиции результатом коллективного творчества всего еврейского народа и полностью отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. В настоящее время консерватизм сохраняет сильные позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.

Сторонники консервативного иудаизма признают принципы ортодоксального раввинизма, стремясь, при этом сочетать их с нововведениями реформистов. В их синагогах мужчины и женщины молятся вместе, богослужение совершается на английском языке, используется орган. Подобно реформистам они отрицают воскресение мертвых, но верят в бессмертие души, признают Библию, но не признают значимость Талмуда. В рамках консервативного иудаизма в 30- годах XX в. в США возникло направление реконструктивистов, которое провозглашает принцип: «иудаизм для еврейского народа, а не еврейский народ для иудаизма». Религия рассматривается ими как часть культуры, а иудейские обычаи и ритуалы только как явления национальной традиции народа. В России оно не имеют сколько-нибудь значительного числа приверженцев.

В рамках ортодоксального направления в России большое значение приобрел хасидизм(древнеевр. «хасид» - «благочестивый, набожный человек»), еврейское религиозное движение, берущее свое начало в 18 в. и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозной экзальтации.

Хасидизм не затрагивал основ учения и практики иудаизма, но придавал ему более эмоциональный характер. Основные идеи хасидизма заключаются в следующем: Бог вездесущ, и служение Ему в малом равнозначно служению в великом; служить ему лучше в радости; во всяком человеке есть что-то хорошее; нет такого грешника, чей грех не мог бы быть искуплен. Особое значение придается эмоциональной молитве, цель которой – достижение подлинного духовного общения с Богом. Хасидизм испытал влияние каббалы мистико – эзотерического течения в иудаизме, сложившегося еще в XIII в. среди испанских евреев.

В Каббале бог понимается как абсолютно бескачественную беспредельность, но затем приходит к определенности в десяти «Сефирот», или стадиях смыслового воплощения: «венец», «мудрость», «милость», «сострадание», «основа», «сила», «царство», «разумение», «вечность». В своей совокупности «Сефирот» образует космическое тело первого человека – Адама. Особая значимость придается аспекту практической Каббалы, основанного на вере в то, что при помощи ритуалов, молитв и внутренних волевых актов, человек может активно вмешиваться в божественно космический процесс.

К началу XX века до половины всех верующих евреев в мире принадлежали к тому или иному хасидскому течению. В настоящее время сохранились брацлавские и любавические хасиды. Большинство представителей остальных направлений погибли во время Холокоста.Наибольшую активность в России проявляют представители движения любавических хасидов (ХаБаД-Любавич), а также небольшое количество так называемых субботников – этнических русских, принявших иудаизм. Эта секта возникла на рубеже XVII-XVIII вв. в Центральной России в крестьянской среде. Субботники в культовых целях празднуют не воскресенье, как православные, а субботу, икон не почитают. В 1825 году был издан синодский указ «О мерах к отвращению секты под названием субботников», участников секты срочно призывали в армию, а непригодных ссылали в Сибирь и на Кавказ, насильственно обращая их в православие.

Субботники отвергают христианский культ. В основе их вероучения лежит Ветхий Завет. Они исполняют предписанные Библией (Ветхим Заветом) обряды: обрезание, отмечают субботу и соблюдают пищевые запреты и иудейские праздники, что сближает их с иудаизмом. В России и Украине ныне насчитывается около 10 тысяч субботников, с 2003 г. въезд в Израиль им запрещен.

Большую роль во всех сферах жизни иудеев играют раввины. Они разработали до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея, таковых насчитывается, как уже отмечалось, 613 и они должны строго выполняться. Ни одна другая религия мира не содержит столь детализированных предписаний. Но многие ритуальные предписания иудаизма не приемлемы в современных условиях, поэтому возникла необходимость истолковывать их по-новому или попросту обходит их. Это и делали раввины, которые могли дать совет, - равносильный приказу – как поступить в любом случае жизни, как обойти закон, делая вид, что исполняешь его. Раввины руководили и духовным судом – бет-дин, и каждый верующий обязан был в любом споре обращаться именно в раввинский, а не в государственный суд.

Специфика иудейского духовенства заключается в том, что раввин вовсе не является духовным лицом, подобно христианскому или буддийскому священнику: он не занимает никакой публичной должности, он просто частное лицо, но пользующееся авторитетом как ученый, как знаток писания.

Во главе иудейской общины и сегодня как обычно стоят два руководителя – духовный (раввин) и светский (председатель общины). Подобный дуализм обусловлен тем, что еврейская община, в отличие от других религиозных общин, является также и национально-культурным центром.

Помимо раввина в каждой общине есть кантор (певчий), шойхет (человек, занимающийся кошерным убоем скота и птицы), моэл(специалист, производящий обрезание).

У иудеев, за редким исключением, длительное время не было своего религиозного центра. Все строилось на моральном авторитете раввинов. Эта традиция была нарушена на Западе в 19 веке, когда то в одной, то в другой стране появлялась стройная религиозная система во главе с главным раввином. Российские приверженцы иудаизма также избрали в 1987, Адольфа Шаевича Главным раввином СССР.

Из примерно 200 ныне зарегистрированных в РФ общин около 60% отождествляют себя с ортодоксальным иудаизмом, а 40% - с реформированным.