Священные книги иудаизма

Начальный период иудаизма – период его возникновения и становления – принято называть библейским. Иудейское духовенство утверждает, что Яхве через Завет передал еврейскому народу Священное писание. Этот Завет, или Танах, включает в себя Тору, Небиим, и Кетубим. Книги эти создавались с XIII в. до н.э. по II в. н.э. В них изложены религиозные, этические, правовые нормы, общественные представления древних евреев.
Современная Библия состоит из двух неравных частей и включает 77 отдельных книг: большая, иудейская- 50 книг и называется Ветхий (или Старый) завет, меньшая, христианская — 27, называется Новый завет. Слово «Завет» можно заменить близкими по смыслу словами: союз, договор, содержание которых состоит в том, что народ Израиля пользуется особым расположением бога, он – «народ избранный», и которому ниспослал Господь через пророков Священное писание — Танах - и заключил с ними завет — договор.

Ветхий завет – сборник древней иудейской литературы. Самая значительная его часть – Пятикнижие Моисеево или Тора – была окончательно канонизирована и приобрела силу закона в V веке до н.э.

Тора состоит из пяти книг, названных по традиции первыми словами текста: «В начале» (Бытие), «И вот именно» (Исход), «И воззвал» (Левит), «В пустыне» (Числа), «Вот слова» (Второзаконие).

После Торы идут следующие два раздела: «Пророки и Писания», которые также имеют хронологическую последовательность. Тора является сердцевиной Ветхого завета (Тора – в иудейской традиции означает – учение), ее автором считается пророк Моисей, по преданию, выведший свой народ из «дома рабства» - Египта.

Второй период в истории иудаизма носит название талмудического, по названию другой священной книги иудаизма Талмуда (от др. еврей. ладем - изучение) Талмуд является расширенным комментарием Торы и состоит из двух частей - Мишны и Гемары.

Талмуд – это многотомный сборник религиозной литературы, сложившийся в течение многих веков (с V века до н.э. до V века н.э.), является толкованием Библии и основным богословским сборником, из которого идеология иудаизма и по сей день черпает материал для своих теологических построений и разрешения различных религиозных казусов.

Талмуд в народе зовется «устной Торой», поскольку первоначальное содержание Талмуда передавалось из поколения в поколение, из уст в уста, в отличие от Ветхого Завета, который называется писаным законом.

По преданию, пророк Моисей знал содержание и Ветхого завета (Торы) и Талмуда, которое было передано ему Господом на горе Синай. Ветхий Завет он успел записать, а Талмуд, якобы, передал устно старейшинам, Иисусу Навину и всему народу. Поэтому Талмуд называют «Устной Торой».

Письменная Тора – основа, на которой возведена т.н. «устная Тора», которая комментирует и объясняет заповеди Торы. Например, Тора приказывает верующим жить в куще в праздник Суккот. Но куща годна только тогда, когда она сделана по закону, а сколько стен должно быть в куще, из какого материала она должна быть сделана, каковы ее размеры – все это определено в Талмуде. Другой пример: в Судный день все обязаны поститься. Но с какого возраста начинать поститься, при каком состоянии здоровья, что считать «едой», а что «питьем», на это отвечает Мишна и Гемара. Однако жизнь ежедневно ставит новые проблемы, на которые в Торе нет прямых ответов. И потому в каждом поколении находятся мудрецы (толкователи), разъясняющие их верующим.

Если Мишна представляет собой толкование Торы применительно к условиям диаспоры, то Гемара есть полное разъяснение Мишны. Различается Талмуд иерусалимский, который состоит из 39 трактатов и Талмуд вавилонский, который состоит из 37.

В Талмуде различают так же Галаху и Агаду, которые тесно связаны между собой. Галаха – это закон, который регламентирует религиозную, гражданскую, семейную жизнь и т.д., Агада – это сборник легенд, притчей, пословиц, подтверждающих идеи Талмуда и Торы. Талмуд дает разъяснения о Боге, ангелах, рае, аде, загробном воздаянии, разрабатывает иерархическую лестницу ангелов, демонов.

Талмуд проповедует бедность как добродетель, освящает социальное неравенство.

6.3. Основные догматы иудаизма

Безусловное признание монотеизма, веры в единого всемогущего бога Яхве (Иеговы), считающегося творцом мира и всего живого на земле.

Вера в святость Торы (Пятикнижие пророка Моисея), исполнение предписаний которой обеспечивает верующим вечное блаженство в загробной жизни.

Вера в пришествие Мессии (небесного избавителя), который должен собрать всех евреев на земле «обетованной» - Палестине.

Вера в конец света, воскресение мертвых и судный день.

Вера в богоизбранность еврейского народа.

Морально-этические нормы иудаизма условно можно разделить на два типа: как отношения «между человеком и Богом» и «между человеком и ближним его», они тесно взаимосвязаны.

Иудейские богословы утверждают, что эти правила и нормы морали были так же открыты Богом пророку Моисею на горе Синай и оформлены как десять заповедей (Декалог). Поскольку, они, согласно вероучению, даны Богом, то считаются вечными, незыблемыми и пригодными для всех времен. Эти заповеди фактически содержат в себе только шесть нравственных принципов, которые изложены в Ветхом Завете (книга Исход) и отражают элементарные правила человеческого общежития:

Требование почитания родителей – «Почитай отца своего и мать свою».

Запрещение убийства – «Не убий».

Запрещение – разврата – «Не прелюбодействуй».

Запрещение воровства – «Не укради».

Запрещение лжи, клеветы – «Не лжесвидетельствуй».

6. Запрещение зависти – «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его».

Первые четыре заповеди, входящие в декалог, закрепляют предписания вероучения и обрядности и не имеют к морали непосредственного отношения. В них содержатся: требование строгого единобожия – «Да не будет у тебя других богов пред ликом Моим»: запрещение поклонения другим богам – «Не делай себе кумира … Не поклоняйся и не служи им…»; запрещение употреблять всуе имя Бога – «… не произноси имени Господа Бога твоего напрасно»; требование соблюдения субботы – «Помни день субботний, чтобы освятить его».

Иудейская мораль учит, что в человеке борются добрые и злые начала и верующему предписывается милосердие, помощь сиротам, вдовам, стремление к добру и миру: «Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним».

В Талмуде, в трактате «Санхедрин», рассказывается о том, как знаменитый мудрец кратко выразил суть иудаизма: «Не делай другому того, чего не хочешь себе. Все остальное – комментарии к этому. В этом заключается суть Торы».

В моральной системе иудаизма большое внимание уделяется женщине и ее роли в семье. По Талмуду, женщине не желательно работать вне дома, учиться. Женщина должна обязательно выйти замуж и родить детей, заниматься хозяйством. Женщина-иудейка, родив сына, частично оправдывает свое существование перед богом. Рождение сына, по законам иудаизма приносит родителям благо и радость. В Талмуде разработан также кодекс брачно-семейных отношений, по которому муж – это «домовладыка – полновластный господин семьи», и все семейные и бракоразводные отношения строятся в интересах мужчины. Только он имеет право развестись с женой, если он отказывается от развода, то ни одна судебная инстанция не может расторгнуть брак.