Синтоизм

Синтоизм(синто – путь богов) – традиционная религия японцев. Сложился в VI-VII вв. на базе родоплеменных анимистических культов и шаманизма. Процесс формирования синтоизма проистекал одновременно с распространением и укоренением в Японии буддизма. После кратковременного периода соперничества между ними возник так называемый ребусинто (двуединый синтоизм), по которому боги синтоизма были признаны аватарами различных персонажей буддизма. В результате более половины японцев формально исповедует обе религии, отправляя при этом обряды жизненного цикла (брак, рождение детей и др.) в синтоистских храмах, а похоронно-поминальные обряды – в буддийских.

Источниками позднейшего синтоизма выступают мифологические и легендарные рассказы, содержащиеся в летописях «Кодзики» и «Нахонги», составленных в VI-VIIIвв.

По космологической теории японских жрецов, в начале были небо и земля. Они породили сначала трех богов, потом еще двух; далее еще пять пар богов. Но эти боги не были предметом культа. Только последняя из этих пар богов – супружеская чета Идзанаги и Идзанами обретают значимость. Идзанаги рисуется творцом земли, в частности японских островов, которых он создал, стоя с супругой на небесном мосту и возмущая море длинным копьем: от стекавших с копья капель они и образовались. Затем из своего левого глаза Идзанаги создал солнечную богиню Аматэрасу (освещающая небо), являющейся центральным божеством японского пантеона. Аматэрасу считается предком японских императоров.

Однако если отвлечься от мифологического пласта, то основу японской религии составляло почитание семейно-родовых и племенных духов и богов покровителей – ками (стоящий наверху, начальник). Места почитания ками обносились каменными оградами. Сохранились следы почитания животных тотемического характера, обряды аграрной магии. По мере разложения родового строя выделялись профессиональные жрецы, гадатели, заклинатели.

Синтоизм не является единой, цельной религией. Особенностью здесь выступает то, что он распадается на официальный храмовый и сектантский синтоизм. Основу храмового синтоизма составлял догмат о божественности императорской власти (император – микадо или тенно): каждый японец обязан абсолютно и беспрекословно повиноваться его воле; дворец императора – святилище, соответственно, гробницы всех императоров также становятся таковыми; важнейшие государственные и религиозные праздники были связаны с днями памяти императоров.

В синтоизме десятки сект и они возникли в основном после XIXв. В одних из них сохранились пережитки примитивных культов: культ горных вершин – обиталищ богов; секта терникё, основанная в 1838г. одной женщиной и управляемая ее потомками почитают в качестве верховного божества терни – божественную силу или разум. Большую роль играет семейно-родовой культ, аналогичный конфуцианскому: считается, что каждый умерший превращается в ками (духа или бога), потому глава семьи, рода совершает ежедневные моления и приносит жертву; соответственно, в каждой семье имеется алтарь со шкафчиком для табличек умерших.

Публичные культовые действия проводят в честь многочисленных духов и божеств: в священных текстах говорится о 8 миллионах ками. Наиболее почитаемые: Аматэрасу, Суса-но-во (бог Бури), Инари («рисовый человек») – покровитель земледелия. Почитаются также святые места, важнейшим из которых является вулкан Фудзияма.

Синтоистским храмам характерна большая простота, важным их атрибутом являются высокие ворота. В главном святилище хранятся фетиши – эмблемы божеств: зеркало, меч, а также белые бумажные ленты на бамбуковой палочке с развешанными жертвенными лоскутками, что в целом составляет символ священного дерева. К этим местам совершают массовое паломничество.

Жречество делится на восемь рангов, а сан передается по наследству. Культ в основном сводится к молитвам и принесению жертв, большое значение придается ритуальной чистоте. Особо нечистым считается кровь и все связанное со смертью – элемент схожий с зороастризмом.

Главной моральной заповедью, как уже упоминалось, является безоговорочное повиновение императору. Самыми тяжкими грехами считаются порча ирригационных сооружений, жестокость к животным и загрязнение священных мест.

Таким образом, синтоизму характерны все отмеченные выше особенности национальных религий: приоритет культа, жертвоприношений, а также обращенность к земной жизни. В целом синтоизм – это религиозное освящение сложившихся в Японии общественных отношений.

В современной Японии религиозность проявляется в соблюдении традиционных обрядов, религиозный фанатизм, нетерпимость к другим религиям и сектам не проявляется. Религия отделена от государства, а после поражения Японии во Второй мировой войне были ликвидированы культ императора и доктрина о превосходстве японского народа над всеми другими народами.