Основные психологические синдромы.

Тревожные дети.Склонность человека переживать тревогу – эмоциональное состояние ожидания неопределенной опасности. Бывает личностной и ситуативной (имеет конкретную причину, не бывает длительно).

Такие дети неуверенны в себе, с неустойчивой самооценкой, редко проявляют инициативу, послушны, стараются не привлекать внимание, ведут себя примерно. Скромность и дисциплинированность носит защитный характер – делает все во избежание неудач. Предпосылки: повышенная чувствительность (сензитивность), гиперопека, мелкий контроль, повышенные требования от родителей, мнительность и тревожность родителей. Перерастает в невротичность, на интеллект не влияет, но в высокой степени отрицательно сказывается на креативном мышлении (предполагает отсутствие страха перед новым). Преодолевается: обеспечить деятельностный успех (игровая и др.), реальный успех, меньше ругать, больше хвалить, не сравнивая, только с его собственными результатами, высказывая веру в силы, щадящий оценочный режим в областях низкой успешности. Теплые отношения, доверительный контакт.

Демонстративные дети. Поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих (яркая, экзотическая одежда, стремление быть душой компании, большое количество вопросов на лекции), часто сочетается с эгоцентризмом (говорят о себе, своих достижениях и успехах). Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность – до истерии. Не любят уделения внимания другим при себе, могут стать нарушителем дисциплины, пусть ругают, лишь бы заметили (негативистическая демонстративность). При общении с этими детьми не надо стремиться уничтожить негативистическая демонстративность или истерию, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить потребность во внимании ребенка (потребность в демонстративности): театр, музыка, изодеятельность. Профилактика негативистической демонстративности – общаться полноценно только когда ведет себя хорошо, игнорировать, когда ведет себя плохо.

Вербализм.Характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем развития мышления. Впечатления взрослой умной речи, не обезьянничание, но глубокого понимания нет. Формируется в раннем дошкольном возрасте, когда средством общения становится слово вне предметного контекста (чаще из-за родителей – вместо того, чтобы поиграть (некогда), говорят). У таких детей общение неполноценно, несодержательно. При малейших затруднениях в продуктивной деятельности, предлагает вербальное общение – «Давайте я вам лучше расскажу». Рекомендация: необходимо вернуть к продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование). Слово включить в активный процесс занятий, наполнив продуктивным содержанием. Очень важно не поддерживать беспредметные разговоры, в своей речи избегать абстрактных слов. Чаще у несадовых детей. Больше деятельности, спортивная секция.

Уход от деятельности. Уход в игровое фантазирование – ребенок как бы отсутствует, находясь в своем мире, где он артист, путешественник. Игры в уме становятся средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании к себе окружающих: недоиграли, недополучили внимание. Врет бескорыстно, фантазируя, но богатое воображение отсутствует в силу компенсаторности. Интеллект сохранен, но недоигранность играет роль. Развернуть активное воображение во внешней форме и обеспечить эмоциональное подкреплене, внимание, ощущение успеха.