Джайнизм

Джайнизм - одна из религий Индии, который возник одновременно с буддизмом в VI-Vвв. до н.э. Так же, как и буддизм, эта религия возникла как протестное движение против кастовой системы индуизма.

По преданию это учение было передано из глубин веков 24 пророками – учителями, последний из которых – Вардхамана Махавира, прозванный Джиной, выходец из кшатриев. Джина – победитель, тот, кто победил карму и устранил препятствия с пути религиозного спасения. До тридцати лет Вардхамана вел жизнь обычного человека, имел детей, затем, раздарив все свое имущество, ушел из дома и долгое время странствовал и через 12 лет он постиг «высшего знания» и стал Джинной. После чего еще около 30 лет проповедовал новую веру, имел множество учеников и, наконец, достиг нирваны. Вардхамане Махавире приписывают 45 сочинений, которые и составляют джайнский религиозный канон.

Исходные положения вероучения джайнизма базируются на концепции кармы и нирваны, как конечного освобождения и направлены на самосовершенствование души. Не признавая существования бога – творца, они считают душу вечной субстанцией. Душа, совершенствуясь, может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. И поскольку прервать цепь перерождений и достичь нирваны, по вероучению, может только аскет, то этой практике придается большое значение.

Душа присутствует во всякой вещи, из чего складывается этический принцип ахимсы – не нанесение вреда живым существам. Следуя этому принципу, джайнизм запрещает земледелие, скотоводство, охоту и рыболовство, поскольку это может привести к гибели живых существ. Наиболее последовательные приверженцы джайнизма пьют процеженную воду, ходят с повязкой на губах, - как бы не проглотить какое-нибудь насекомое. Мясо не едят, не едят клубней, корней и содержащих много семян плодов, чтобы излишне не навредить и растениям.

Основная цель человека – достижение полного освобождения, для чего Джина предписал «три драгоценности»: 1) совершенное воззрение: видение мира по Джине, убеждение в его абсолютной истинности; 2) «совершенное знание»: познание учения, сущности души и мира с помощью наставника – гуру: познать самого себя, свое «я», правильно понять свою цель; 3) «совершенное поведение»: преодоление желаний и соблюдение религиозных правил. Согласно строгой этике, члены общины принимают на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым. К ним добавляются и одобряются также и добровольные обеты.

Поскольку, по вероучению, достичь нирваны могут только монахи, миряне должны хотя бы временно принять на себя монашество.

В джайнизме два основных направления: дигамбары и шветамбары. Дигамбары (одетые светом) отказываются даже от ношения одежды. Они полагают, что древние тексты утрачены и отказываются от всяких соблазнов жизни. Шветамбары (одетые в белое), они пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их и при этом проповедуют менее строгий подход к жизни.

Джайнизм не получил широкого распространения, всего около 10 млн. последователей и все живут в Индии.