Индуизм

Название «Национальные религии» ряд ученых считает некорректным, ибо в эпоху их возникновения нации, как определенная общность людей, не возникли. Некоторые исследователи называют их «народностно-национальными», другие предлагают называть локально-ограниченными. И поскольку название не играет существенной роли, будем называть наиболее употребительным - «национальные религии», тем более, что оно соответствует современному восприятию и реальности.

В отличие от первобытных, или ранних форм религии, и последующих родоплеменных религий и культов, национальные религии, как следствие и результат дальнейшего развития религиозного сознания, формировались и эволюционировали в период развития и становления классовых обществ, этнической консолидации. В мировоззренческом и культовом отношении эти религии унаследовали, ассимилировали, развили, пополнили и обогатили новым содержанием мифологические и религиозные представления и верования своих дальних и близких предков.

Таким образом, развитие религий с древнейших времен выступает как непрерывный преемственный процесс. Между тем в определенные эпохи происходят резкие скачки в общественном религиозном сознании, и они были обусловлены и отражали сдвиги и переломы в социальной структуре, в сфере экономических отношений, т.е. смену общественно-экономической, затем и политической системы. Параллельно с этим происходила переоценка ценностей нравственно-правовых норм, адаптированных и отражающих новые условия. Источником морали и права при этом, непременно, выступали мифология и религия в их обновленных формах.

Главной особенностью, национальных религий, как увидим далее, является то, что их носителями выступают представители одной конкретной нации (этноса), хотя и лица другой этнической принадлежности, при соблюдении определенных условий, могут вступить в лоно указанных религий. С этой точки зрения абсолютно правомерно говорить об их национально-локальной ограниченности.

Вследствие этого нередко происходит срастание религиозности с этноцентризмом, что служит фактором изоляции и обособления данного этноса (нации) от других. Этот фактор используется, одновременно, для обоснования идеи национальной исключительности, распространения националистических настроений, что нередко усиливает межнациональную рознь.

Национальным религиям также свойственны детальная ритуализация обыденного повседневного поведения людей вплоть до приема пищи, соблюдения гигиенических правил, омовения и т.д. Специфическая и сложная обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, присущие национальным религиям, также затрудняют взаимопонимание и общение с иноверцами.

Среди ныне действующих национальных религий наибольшей развитостью вероучения и особенно культовой практики отличаются иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм (парсизм) и синтоизм. Рассмотрим эти религии в их наиболее общих и существенных чертах с точки зрения их становления, развития и современного состояния вероучения и культа. Вследствие того, что иудаизм рассматривается отдельно, его анализ в системе данном параграфе нами не предусматривается.

 

В современном мире индуизм самая многочисленная национальная религия, ее исповедуют около 800 млн. человек. Возник и подавляющее большинство индусов (так называют последователей этой религии) живет в Индии.

Индуизм - это сложный комплекс этических и правовых норм, философских доктрин, различных верований, обычаев, обрядов, местных культов, мифологических представлений, идолопоклонства, пережитков первобытных верований и т. д. Здесь же почитание животных (коров, змей, слонов, обезьян), а также природных объектов, культ предков и т.д.

Индуизм исторически одна из самых древних религий, восходит своими истоками к эпохе великих древнеиндийских культур Мохенджо-Даро и Хараппа, достигших расцвета в середине III тысячелетия до н.э. и разрушенных вторгшимися в Индию с иранского нагорья арийцами.

Возникновение, развитие и становление индуизма прошли три относительно самостоятельные и длительные по времени, периода: ведический период - (сер.III тысл. – началоI тысл. до н.э.); брахманский - (нач. I тысл.до н.э. – середина I тысл. н.э.); и, собственно, индуизм (с сер.I тысл. н.э.).

Ведический период.

Название происходит от религиозных текстов Вед (веда – знание). Эти тексты были переведены на европейские языки и изучены еще в первой половине XIX века. Веды по различным характеристикам делят на 4 основные сборника, именуемые самхитами:

Ригведа – самая древняя – книга гимнов мифологического и космологического содержания;

Самаведа – сборник песнопений, повторяющий тексты ригведы с дополнением ритуально-обрядовыми инструкциями;

Яджурведа – книга поклонения – описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений;

Атхарваведа – книга песнопений и магических заклинаний.

Следует здесь отметить, что веды и обширная литература, возникшая на их основе (брахманы, араньяки, упанишады) послужили основой не только брахманизма и индуизма, но и буддизма и джайнизма.

Наиболее существенными чертами ведизма можно считать представление о принадлежности своих последователей к одному из сословий – каст или варн, ритуально полноценных людей, считающимися дважды рожденными - арьев; идею об их общении с миром богов через посредника – жреца-брахмана, совершающего по описанному в ведах сложному ритуалу жертву богам.

Характерным для ведического периода является политеизм, притом количество богов сложно установить: при существующем мнении, их было 33, упоминается также число 3399. Проблематичным является также вопрос о месте и значимости этих богов в индуистском пантеоне. Макс Мюллер полагает, что здесь господствовал генотеизм, предполагающий первенство того бога, к которому обращались в данный момент, а в целом это племенные боги, бывшие прежде семейными богами. Сложно также установить временные границы их возникновения.

Между тем следует отметить, что ведический бог Индра носит наиболее архаичные черты и в то же время имеет наибольшую популярность: ему посвящено более всех гимнов – 250. Надо отметить также, что одновременно он выступает как бог-воитель, бог грома и молний, владыка солнца и света, а позднее ему придаются черты божества природы. Существует миф о борьбе Индры с великим чудовищем – мировым драконом Вритрой, которого боялись все боги, и только Индра вступил с ним в борьбу и победил.

Значительное место занимают боги Варуна – олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, который вызывает дождь и орошает почву и Дьяус – олицетворение дневного неба.

Целая вереница богов выступает в качестве олицетворения солнца – это Сурья, Савитри и Пушан. К ним близок и Митра – друг и защитник людей (Митра фигурирует также в иранской религии зороастризм, о чем будет еще сказано). Незначительное место в этом ряду занимает Вишну, которому предстояло занять позже в индуизме ведущее положение.

Особое место занимает бог огня Агни, которого, спрятанного в дереве нашли древние мудрецы ангирасы. Огонь добывают «трением руками, он ярко зажигается среди кусков дерева, алый, как скаковой конь». Агни, как посредник между людьми и богами, возносит к небу сжигаемые на алтаре жертвы.

Следует отметить также женские божества, среди которых Адити – олицетворение беспредельного пространства, позднее, мать – земля.

Олицетворяется, как божество, также Сома – священный опьяняющий напиток, приносящийся в жертву богам. Здесь следует отметить соединение мифологического представления о Соме как о боге с представлением, о нем как о материальном предмете.

В целом ведические боги группируются в две противостоящие и враждебные друг другу категории: асуров и дэвов. Следует заметить, что, если в ведизме дэвы – добрые боги, а асуры – злые, то в упомянутом зороастризме они меняются ролями.

Значительное место занимал культ предков, которым также приносили жертвы и ждали от них защиты и покровительства.

Центральное место в культе ведического периода занимало жертвоприношение, которое рассматривалось как непосредственное общение с богами, как кормление богов и, одновременно, как торг: я даю тебе, а ты даешь мне. В обряде жертвоприношения принимали участие несколько человек с четко обозначенными обязанностями (один зажигал огонь, другой совершал возлияние и т.д.), во главе жертвоприношения стоял господин молитвы и заклинаний – Брахманаспати, образ которого впоследствии трансформируется в верховное божество – Брахму.

В целом ведическая религия была ориентирована не на потусторонний мир, а на реальную земную жизнь: здесь отсутствуют еще идея души, посмертного воздаяния, загробного мира. Между тем еще в Ригведе - древнейшем сборнике, изложен миф о создании мира из тела великана Пуруши: его убили боги, рассекли тело и из частей его создали видимый мир. Излагается также миф о Яме – первом человеке и первом умершем и ставшем царем загробного мира. В этот период еще нет святилищ и храмов, а также изображений богов, в целом ведическая религия отражала родоплеменной общественный строй.

Брахманский период.

В начале I тысячелетия до н.э. арии, завоевав бассейны Инда и Ганга, основали ряд раннерабовладельческих княжеств и под влиянием местных племен дравидов и мунда освоили оседлый образ жизни и земледельческое хозяйство. Соответственно, значительные перемены в общественной жизни повлекли за собой изменения в культуре, быте и в религии.

В брахманский период окончательно утвердилась кастовая система, которая до недавнего времени сохранялась и господствовала в Индии как особо специфическая черта общественного устройства и жизни.

Следует отметить, что четыре касты или варны: брахманы, кшатрии, вайшья и шудра, не являются явно выраженными социально-классовыми общественными группами. Каждая из каст имеет внутреннее социальное расслоение: даже в высшей касте брахманов есть богатые и нищие сословия. Скорее речь идет о профессиональном делении по роду занятий, происхождению, правам и обязанностям. Кастовый строй был установлен и зафиксирован в памятнике законодательства и религии Индии -«Законах Ману», относящихся, ориентировочно, кV в. до н.э. Очевидно, что, по присущей всем религиям, традиции, этот кодекс законов составлялся значительно позже и освящался уже сформировавшейся религиозной традицией.

На передний план в этот период выдвигается новый бог Брахма, которому и предписывается кастовое устройство. Рассмотрим некоторые особенности этой системы.

Высшей и господствующей кастой является каста жрецов-брахманов, с соответствующим общественным положением и привилегиями: «Брахманы, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы (священного закона), занимают высшее место на земле, как владыки всех существ. Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; брахман ест только свое, носит свое и дает свое; все другие люди существуют по милости брахмана» (Законы Ману.М., 1960, С. 29).

Основное и почетное занятие брахмана – изучать веды и обучать других. Не знающий вед брахман приравнивается к бесплодному евнуху.

Жизнь брахмана делится на четыре периода: молодой брахман изучает Веды; по достижению зрелости обзаводится хозяйством и семьей; третья часть жизни – это жизнь отшельника в лесу; четвертый период – жизнь аскета, отказавшегося от всякой собственности и питающегося только подаянием.

Представители первых трех каст проходили обязательные обряды посвящения: брахманы раньше всех – на седьмом году жизни, кшатрии на десятом, вайшья на одиннадцатом. Это посвящение рассматривалось как второе рождение, потому их называли «дважды рожденными», а также благородными и арийскими.

Шудры не проходили посвящения и считались чужеплеменниками. Здесь следует отметить, что арии из Ирана, завоевав долины Инда и Ганга и покорив местных аборигенов – племена дравидов и мунда, превратили их в рабов и они-то и составили бесправную касту рабов - шудра. Второй аналогичной ситуацией превращения всего покоренного народа завоевателями в рабов в истории известно в Греции, когда проникшие с севера спартанцы, завоевав Пелопоннес, превратили все местное население в илотов - рабов. Однако шудры это особое обстоятельство: кроме всего прочего они считались неприкасаемыми и при встрече с представителями высших каст были обязаны удалиться на определенное расстояние, освобождая им путь и только после этого следовать по этой дороге.

Вторая по значимости каста – это каста кшатриев. Из их среды выходили князья и цари, при этом особо выделяется царь, как по достоинствам, так и особым обязанностям. В законах Ману утверждается, что власть царя имеет божественное происхождение: «…когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого (мира), извлекшие вечные частицы Индры, Ямы, Солнца, Агни, Варуны, Луны и владыки богатств. Так царь был создан из частиц этих лучших из богов, он блеском превосходит все живые существа». Главная обязанность царя – охрана кастового строя и привилегий брахманов. Ему предписывается: «Царь, встав утром, пусть почтит брахманов…мудрых в управлении и поступает по их (советам). Пусть всегда чтит брахманов, пожилых, знающих Веду, чистых…храбрых в битвах, защитников народа, почитание брахманов – лучшее средство для царей достичь блаженства» (Законы Ману СС. 127, 130, 134).

Третья по рангу это каста вайшьев – земледельцев, скотоводов и торговцев, т.е. трудящегося сословия. О четвертой касте уже говорилось.

Следует здесь подчеркнуть также, что подобно иудаизму, христианству, исламу и другим религиям, поскольку человек божественное творение, указывается и на материал, из которого он был сотворен. Характерно в этом плане, что, если в указанных и других религиях, человек был сотворен из какого-либо внешнего материала (прах, глина, капля, сгусток крови, ребро Адама и т.д.), то в индуизме это, непосредственно, части тела самого бога Брахмы: брахманы – из уст его, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедра, а шудры - из ног. Такое происхождение, очевидно, должно было указать и на род занятий, соответствующий функциям и нагрузке этих органов или частей тела.

Остается неясным один немаловажный вопрос: является ли идея особого происхождения представителей каст (непосредственно из тела бога) идеологическим обоснованием ариев, как высшей расы. Можно полагать, что такая связь существует.

В рассматриваемый брахманский период происходят сдвиги в социальной структуре и соответствующее им иерархическое и функциональное перераспределение богов. Упомянутый Брахманаспати, из олицетворения молитвы и жертвоприношений, превращается в верховного бога вселенной – Брахму. К этой идее привязываются особые достоинства и огромная сила культовых действий брахманов, которые возвышаются над богами. Относящееся к этому времени поверье гласит: мир подчиняется богам, боги подчиняются брахманам, следовательно, брахманы – наши боги.

Помимо Брахмы важнейшее место в пантеоне богов занимают будущие члены индуистской троицы (тримурти) Вишну и Шива и их женские пары: у Вишну-богиня Лакшми, у Шивы – Парвати (ее называют также Дурга и Кали). Брахма также имеет пару – Сарасвати.

Следует отметить, что сохраняющийся культ предков также возвышается над культом богов. В законах Ману утверждается, что «Для дважды рожденных обряд в честь предков важнее обряда в честь богов (Законы Ману, с. 71). При всем этом культ, в силу его дороговизны и недоступности социальным низам, становится строго аристократическим: простой народ был отстранен от культовых действий, в основном жертвоприношений. Культовых сооружений еще не было.

В брахманский период возникает одна из важнейших религиозных теорий Индии – идея перевоплощения. Существует достаточно обоснованное мнение, что эта идея возникла на основе тотемических представлений местных племен дравидов и мунда о реинкарнации, хотя в законах Ману фигурируют относящиеся, очевидно, к более раннему периоду представления о мучениях грешников в аду.

В качестве теоретического обоснования учения о перерождении была выработана идея кармы. По смыслу и содержанию понятие «карма» приблизительно соответствует понятиям «причинность» и «судьба». Хорошие поступки людей влекут за собой награду, а плохие – наказание, но, при этом не в настоящей жизни, а в последующем воплощении. А судьба человека или любого другого существа в настоящей жизни есть результат поступков или их соотношения в прежнем существовании. Таким образом, своим поведением человек сам создает свою судьбу в последующей жизни.

В брахманский период значительное влияние получают различные религиозно-философские учения, называемые упанишадами. Около 250 известные богословско-философские сочинения сводятся к шести основным типам: Веданта, Миманса, Санкхья, Ньяя, Вайшешика и Йога. Это разноплановые сочинения, охватывающие, практически все сферы жизни, быта и сознания: Миманса и Веданта – это жреческие, брахманские, с мистифицированным содержанием трактаты; санкхья выражает интересы касты кшатриев и содержит элементы материализма; Вайшешика – атомистическая теория с ясно выраженным материалистическим и даже атеистическим характером. В этом же ряду следует отметить учения Чарвака или Локайята – материалистические, атеистические учения, которые не вошли в Упанишады. В системе Ньяя рассматриваются гносеологические проблемы.

В целом религия брахманского периода - это в значительной степени новое явление в религиозном, а также в религиозно-философском мышлении. В то же время, хотя и в меньшей степени, это результат дальнейшего развития и трансформации ведических и даже доведических представлений и культов.

Индуизм.

В первой половине I тысячелетия до н.э. религиозная система брахманизма вступает в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями индийского общества и становится препятствием дальнейшего прогрессивного развития. Вследствие этого к середине тысячелетия формируются, оппозиционные индуизму, религиозные системы: буддизм и джайнизм, возникшие на базе социального протеста против кастовой системы. В сложившейся ситуации, с учетом несомненных успехов и растущей популярности новых религий, судьба брахманизма оказалась под угрозой. Замкнутость, кастовая ограниченность, монополия брахманов на культовую деятельность и т.д. не могли дальше обеспечивать влияние и жизнестойкость брахманизму. Были необходимы коренные реформы всей системы, и, прежде всего, приспособить вероучение и культ к потребностям народных масс. И только таким образом было возможно выдержать конкуренцию с буддизмом и джайнизмом.

В соответствии с новыми реалиями были разработаны эффективные методы воздействия на народные массы, которые впервые были допущены к участию в культовых и других общественных публичных церемониях и обрядах. Под воздействием буддизма появились первые храмы, святилища, объекты паломничества. В подражание буддистам строятся огромные брахманские храмы, с причудливой фантастикой архитектурного стиля, которые должны были оказывать эстетико-психологическое воздействие на воображение масс. В храмах и за их пределами сооружаются огромные статуи богов, и это было совершенно новыми явлением для индийских религий. Создавались образы народных богов-спасителей, т.е. шел процесс приближения богов к народным массам.

В это же время возникло своеобразное учение об аватарах – земных воплощениях небесных богов. Некоторые из них становятся популярными народными божествами. Наибольшую популярность получает Кришна – спаситель, один из аватар бога Вишну. Создается мифология о его рождении на земле, подвигах, милосердии к людям и его гибели на земле. Таковым является также Рама – герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. В этом же ряду пантеона значится и Будда, как десятая аватара Вишну.

Следует отметить, что в индуизм основательно внедрились и существуют древние культы, связанные с верованиями доарийского населения Индии, в частности почитание животных. При этом даже некоторые боги изображаются в виде животных: Ганеша – бог мудрости – в виде слона, Гануман – в виде обезьяны и т.д.; культ воды, вера в ее очистительную силу: верующий индус, например, считает величайшим благом умереть на берегу реки Ганг, считающейся священной.

Некоторые культы носят мистический характер с эротической окраской. На почве почитания бога Шивы складываются оргиастические изуверские культы, связанные с образами грозных божеств любви и смерти, главным из которых считалось женское божество Кали, или Дурга, супруга Шивы. В целом это культ женского начала – шакти. Важную роль здесь играют фаллические символы – линга, йони. В жертву названной богине приносили путников на дорогах, убивая их удушением.

Особое развитие в индуизме получила аскетическая школа йога, последователи которой налагают на себя изуверские обеты: ношение железной решетки на шее, лежание с головой, засыпанной землей, поедание скорпионов, хождение с поднятой рукой, раскачивание над горящим костром и др.

До недавнего времени сохранялся религиозный обычай – сути - сожжение вдовы на погребальном костре мужа. Ортодоксальным способом погребения трупов является кремация, при этом предпочитается сжигание на берегу священной реки Ганга, в которую высыпали прах.

Таким образом, в результате длительной эволюции вероучение индуизма в современном понимании сложилось в середине Vв. н.э. в результате эволюции идей, представлений и культа ведизма, брахманизма, сохранив при этом довольно широкий пласт еще доведических элементов и первобытных верований.

Индуизм не имеет единой церковной организации, его создание не приписывается какому-либо основателю. Но при этом эта религия регламентирует как, например иудаизм, христианство, ислам и т.д., все права и обязанности человека от его рождения до смерти.

Согласно вероучению, в индуизме троица богов (тримурти) – Брахма, Вишну и Шива. Хотя считается, что Вселенная и все формы жизни созданы Брахмой, особый его культ не сложился. Два других бога являются главными и, соответственно, индуизм распадается на два основных течения: вишнуизм и шиваизм, которые распадаются на большое количество сект.

Многие ученые склоняются к тому, что индуизм не является единой религией, и, что это скорее совокупность разрозненных верований, довольно резко отличающихся друг от друга. Обязательных для всех индусов догматов всего три: 1) признание святости Вед, 2) учение о карме и переселение душ и 3) вера в богоустановленность кастовой системы. Сюда же можно отнести цикличность существования Вселенной, где движение идет по нисходящей линии; веру в вечность и неуничтожимость души, совершающей странствие (сансара).

В соответствии с законом кармы (воздаяние, возмездие), в жизни человека существует 4 основные цели: 1) дхарма – надлежащее исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний; 2) артха (дело, польза) – приобретение и разумное использование материальных ценностей; 3) кама – удовлетворение чувств, стремлений, прежде всего чувств любви; 4) мокша – освобождение от цепи перерождений.

Таковы в основных чертах история, трансформация идей, становление и современное состояние индуизма – самой многочисленной национальной религии в мире.