Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
Игровая программа – совокупность игровых заданий объединенных либо какой-то формальной связкой (тема, праздничная или досуговая ситуация или же сценарным ходом).
Особенность игровой программы – другие законы в отличие от художественно-зрелищных мероприятий. Проходит в другой зоне активности. Организация методически тонкая, ошибки менее заметны. Важен момент разогрева аудитории – обязательна психологическая готовность аудитории, нет готовности – нет программы!
Кульминация– это момент последнего шанса на победу.
После прохождения кульминации (выигрыша) игровая деятельность бессмысленна, поэтому сразу же после кульминации проходит момент награждения (надо это делать быстро)
Игровая программа имеет определенное композиционное построение (делится на блоки)Вступительный блок. Состоит из следующих элементов:
Вступительный монолог ведущего (из экспозиции, которая содержит следующую информацию: об основных условностях, времени и пространстве, о роли значений этой условности в реализации досуга, основные положения игровой ситуации во времени и пространстве. Вступительный монолог должен содержать информацию об основной игровой задаче.
Информация о статусе победителя, выполняет функцию стимулирования участников – исполнителей Убедительный монолог решит следующие задачи:
ü Установление эмоционального контакта с аудиторией
ü Задает стиль общения, самая трудная задача – это выход на первое игровое задание.
Первый игровой блок начинается с игры-организатора (несложное игровое упражнение, рассчитанное на внимание и знакомство с темой (2-3 однотипных задания – не сложные игры на внимание, на физическую активность)
II блок. Состоит из игровых заданий веселых и простых, но со средней степенью физической активности, которые часто выполняют функцию формирования команд.
III блок Игры по командам, готовность к физическим действиям (малоподвижные)
IV блок Игры подвижные, командные, связанные с силой и ловкостью.
V блок Церемония подведения итогов и награждение.
1 и 5 блок могут быть отрепетированы (мизансцены), но остальные – импровизация.
Запланированная плавающая кульминация – это кульминация, зафиксированная во времени, используется автономно или с другой программой.
Искусственное продление кульминации: увеличение игровых заданий, фонограмма
Злоупотреблять нельзя, но оно срабатывает, когда ситуация выровнялась. Но нельзя этому уделять много времени, чтобы уложиться в рамки общего проведения программы.
5 блок должен проходить в торжественной, неторопливой обстановке. Мы в век коммерции часто забываем, что самоутверждение – это главное. Важен не материальный, а моральный статус героя. Мизансцены должны быть широкими, просторными, просматриваемыми. Важно чтобы и участники показали себя (самоутверждение)
В церемонии должно быть место утешительному призу. Перспектива реванша.
Сценарный ход – это какая-то условность, которую мы предлагаем аудитории и которая дает нам возможность изложить всю программу, весь материал программы, т.е. способ изложения аудитории материала.
Наиболее частыми приемами построения сценарного хода выступает прием имитации какого-то жизненного процесса. Например, Путешествие, прием гостей…Сценарный ход должен работать от начала до конца. Сценарный ход должен ставить задачу перед исполнителями, участниками. Сценарный ход определяет композиционное построение. Композиция – изложение сюжета через призму сценарного хода. Самым сложным и важным, эмоционально-привлекательным является поиск сценарного хода.
Организация и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения
различных игровых программ.
Игровые программы имеют различия в особенностях разработки идейно - тематической основы, (заключается в следующем)
1 . Начинается программы с придумывания целевой установки. Зачем мне нужна эта программы. Что я хочу добиться. Или это заставка в дискотеке, тематическом вечере и т.д. 2. Формулировка темы. В зависимости от творческого замысла , сценарного хода. В игровой программе темой являются те условные обстоятельства, в которых выполняются те или иные задания. Формулировка темы непосредственно вытекает из определения сценарного хода.
Сценарный ход выполняет функции; - Сюжета (несет основную задачу: построить, расколдовать) -конфликта (основного)
-определяет основные художественные образы или действующие лица. Игровые программы имеют четко выраженные педагогические задачи. Особенность игровых программ являются активное участие аудитории в действии отсюда явно выраженный дидактический характер.
Всю программу можно разделить на блоки (ступени)
1 блок Игровые задания на внимание и знакомства. Спокойные и не требующие физической активность (на передачу чего-то) Не сложные. Можно прерывать музыку. Важно уметь импровизировать.
2 блок Игры - организаторы плюс спокойные с элементами физических нагрузок. Именно во втором блоке могут появиться команды или иные структуры, которые нам необходимы.
3 блок Игровые задания подвижные, быстрые, связанные с быстротой реакции, силой.
4 блок. Игры на сообразительность, веселые создающие комические ситуации.
5 блок Обычно интеллектуальные игры: викторины, аукционы, конкурс капитанов и т.д.
6 блок Церемония (ритуал) награждения. Подведение итогов.
7 блок Концертный номер (зрелище) для всех.
Схема условная, рекомендательная, ориентированная на живую аудиторию, не на телевизионные игры (они носят викторины характер).
Композиционно игра выстраивается следующим образом.
1 вариант
Необходимо предусмотреть 2 момента: это максимальная кульминация.
Запланированная кульминация - все время отодвигается, мы запланировали её по времени,
но путем изменения статуса игровых заданий оттягиваем ее 2 вариант Метод случайность. Используется в каждой игре. Или на финальных игровых
в заданиях, дающих возможность отыграться
Кульминацию надо четко видеть и сразу же выходить на финал.
Финал - функция деактивизации аудитории.
Победитель должен наслаждаться победой, проигравший не должен чувствовать
1. Финал должен быть торжественно величавым, спокойным, с размашистыми мизансценами, вручением призов. Если кому-то что-то вручаем то через весь зал, всю сцену.
3. Проигравшие - добрые слова, аплодисменты и т.д.
1. При выстраивании игровой программы основой является сценарный ход или элемент какой-либо его заменяющий.
2. При разработке игровой программы церемониал награждения и вступительный монолог должны быть хорошо продуманы и отрепетированы.
3. Церемониал награждения разрабатывается с учетом деактивизации аудитории.
Методика подготовки и проведения игровых программ:
Начиная работать над созданием программы, определитесь с:
Целью (для чего проводится, для кого, почему именно игровая программа, и т.д.);
Участниками (возраст, пол, их интересы, где учатся и т.д.)
Направлением (спортивное, экологическое, эстетическое, профориентационной и т.д.);
return false">ссылка скрытаВидом (познавательная, развлекательная, интеллектуальная, ролевая и т.д.);
Названием (оно должно быть оригинальным, понятным, может даже частично рассказывать содержание программы);
Примечание: название может появиться раньше цели, в этом случае оно поможет вам выбрать участников, цель, направление и вид.
Содержанием (чем вы наполните программу - конкурсами, интеллектуальной деятельностью, концертными номерами и т.д.);
Оформлением (художественное, музыкальное, пиротехническое, световое и др.);
Ведущим:
Им может быть педагог, родитель, ученик, но главное - помнить
об игровой позиции; Ведущий может быть автором программы, а может и не быть; Ведущий может взять себе роль, согласно сюжету программы, вариант, когда он остается в своем образе; Ведущий должен иметь хорошую дикцию, чувство юмора, быть умным, владеть экспромтом, быть эрудированным.
Вы понимаете, что это примерная схема и логики придерживаться совсем не обязательно.
Облегчит составление игровой программы деление ее на части (они условны, вы можете добавить):
Вводная часть. (Дает настрой, знакомит участников с условиями, сюжетом и т.д.)
Основная часть. (Раскрывает содержание, дает возможность для реализации поставленных задач, проживание в данной ситуации и т.д.)
Итоговая часть. (Дает возможность подвести итоги, наградить победителей и участников, если необходимо – проанализировать программу)
Последействие. (Эту часть можно рассматривать в двух аспектах: захотят ли участники снова играть с ведущим., будут ли они ожидать очередную игровую программу и т.д. и доволен ли ведущий проведением программы, есть ли у него желание продолжить свою деятельность в этом же качестве и т.д.).
«Игровая программа» и «конкурсная программа».
Существует ряд отличий этих программ:
-игровые программы проще в подготовке, так как требуется подготовка только со стороны организатора, а участник лишь догадывается, что во время отдыха будут игры, а в конкурсной программе для участников предусматриваются домашние задания или «заготовки»;
- в игровой программе каждый раз меняются участники.
Игровые программы могут строиться: на основе только командных игр, на основе игр только личное первенство или с использованием тех или других видов игр. Но при подборе игрового материала следует соблюдать методику подготовки и проведения игровых программ, которая проверена практикой:
ü -учитывать возрастную категорию аудитории; размеры площадки; - подчинение всех игр одной теме программы; логическое построение игровой программы; - построение игр от лёгких к сложным; количество игр чтобы не действовало на участников утомительно; - условия игры очень четко оглашать; использование приемов активизации: заманивание, провоцирование, сотворчество, «подсадка»; не ставить играющих в неловкое положение, - игра всегда доводится до конца; если игры новые, оригинальные, то следует их опробовать; - ведущий с профессиональными качествами (чувство юмора, грамотная речь, коммуникабельность, находчивость); - предусмотреть помощников, музыкальное и художественное оформление; проработка реквизита (прочность, предусмотренное количество, удобство и т.д); - предусмотреть когда, как и чем поощрять победителей.
Конкурсная программа – это поэтапное соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. По своему содержанию конкурсы – сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, бытовых, спортивных и художественных состязаний, требующие нередко подготовки не только со стороны организатора, но и со стороны самого участника. Синонимами слова «конкурс» могут быть слова «турнир», »бой», «поединок».
Для проведения игровой и конкурсной программ необходимо знать технологию проведения игры. Технология игры включает в себя: отбор участников, формирование команд; изложение правил (завязка) команд игры; побуждение, стимул к игре (основное действие); управление игровым действием; вовлечение играющих участников в игру; организация игрового финала, достижение игровой цели (кульминацию). А также сюда входит финал – чествование победителей игры. Выбор игры зависит от цели, возрастных особенностей участников игры, количества участников, условий проведения игры, места проведения игры, наличия игрового инвентаря.
Текст объяснения правил должен быть кратким и логичным: название игры, цель игры, роли и место расположения играющих, ход игры, правила.[7] Можно использовать прием показа отдельных моментов игры. В качестве демонстрантов игры могут выступать игровые персонажи. Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглашения или жребия, но наиболее интересный прием, с педагогической точки зрения,- выдвижение водящего коллективом играющих.
Основные этапы организации программы на фольклорно- игровых традициях:
ü - создание оргкомитета конкурса, оргкомитет разрабатывает основные положения программы, требования к командам – участникам; состав жюри, система оценок этапов конкурса; порядок награждения победителей; - распространение положения о проведении программы; -предварительный этап: жеребьевка команд участниц конкурса; составление графика предварительных соревнований и конкурсов; -подготовка программы: место проведения конкурса; ярмарки, игровых аттракционов; медицинского обслуживания; охраны общественного порядка; формирование режиссерско - постановочной группы; составление плана проведения репетиций. Проведение программы: встреча команд участниц; открытие; приветствие членов организационного комитета, гостей, участников конкурса; художественное (театрализованное) представление или концертное выступление.
Что касается методических указаний относительно подготовки и проведения игровыхи конкурсных программ, то необходимо помнить о следующих компонентах, которые создадут успех:
-Идейно-тематическая направленность. Должна четко стоять цель в проведении данных программ. - Любая развлекательная форма нуждается в сценарии или хотя бы в сценарном плане, если ведущий сам является организатором и владеет профессиональными качествами ведущего. Самое трудное – придумать интересные задания, которые, как показала практика, должна соответствовать следующим правилам: – должны быть оригинальны; –должны быть реальны в исполнении для данных участников; -должны быть соответствующие теме конкурса; -задания и вопросы должны быть равноценными для всех участников; -учет возрастной и социальной категорией аудитории и участников.
-Красочное и тематическое оформление.
-Материальное обеспечение, от которого зависит «размах» вашей программы.
-Музыкальное сопровождение, соответствующего замыслу.
-Ведущий с профессиональными качествами. Является своеобразным распорядителем на конкурсно-игровой программе, а также связующим звеном между жюри, участниками и публикой. Нередко от ведущего зависит и характер и темпо-ритм конкурса. Важно хорошо мыслить, тонко реагировать, точно оценивать происходящее, но не влиять на оценки жюри, если есть таковы. Ведущий может быть: - один; - коллективный (более двух); -персонифицированный (в образе).
-Жюри: компетентное, нечетное количество членов жюри, инструктирование о заданиях конкурса через информационные листы, положение о конкурсе или в беседе с организаторами.
-Эмоциональные зрители. За конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за борьбой.
-Исполнительские помощники.
-Подготовительные участники. Следует ознакомить с положением конкурса, порекомендовать помощников, назначить индивидуальные и сводные репетиции, просмотреть качество их программ.
-Призы для победителей. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Награждение и вручение подарков следует планировать с последнего места, тем самым, накаляя момент соперничества.
В зависимости от содержания конкурсных программ в условии могут входить (или не входить) такие пункты: - время на подготовку конкурсного задания; - срок предварительной демонстрации подготовленного результата;- место предварительной демонстрации подготовленного результата: размеры конечного продукта ( в минутах, в страницах и т.д);- возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;- перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д. Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и возможно, объявляется о награде победителю.
[1] Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. –М.:Изд-во «Новая Школа», 1994.-С.96.
[2] Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. –М.:Изд-во «Новая Школа», 1994.-С.97.
[3] Педагогическая энциклопедия.- М., 1965. С.158-159.
[4] Газман. О.С. Каникулы: игра, воспитание.-М.: Изд-во «Просвещение», 1988.- С.9.
[5] Сорокина. А.И. Дидактические игры. - М., 1982.
[6] Шмаков. С.А. Игра и дети. -М.:Изд-во «Новая школа», 1970.-С.23.
[7] Ворошилов. В. Феномен игры. М.: Изд-во «Советская Россия»,1982.-С.57-64.