Составление схемы маршрута, расписания движения автобуса и графика работы водителей
Расписание движения автомобильного транспортного средства на маршруте при перевозках пассажиров в регулярном сообщении должно составляться на основании следующих данных:
- объем пассажиропотоков по направлениям, часам суток, дням недели, сезонам года;
- характеристика дорожных условий на маршруте;
- безопасная скорость движения;
- провозные возможности пассажирских автомобильных транспортных средств, обслуживающих маршрут;
- требования по режиму труда и отдыха водителей;
- другие факторы.
Полное расписание движения пассажирских автомобильных транспортных средств на маршруте при перевозках пассажиров в регулярном сообщении должно содержать наименование и номер маршрута, число рейсов на маршруте, протяженность и дальность выполнения рейсов в прямом и обратном направлениях, время выезда пассажирского автомобильного транспортного средства с места стоянки и прибытие на начальный остановочный пункт маршрута, время начала работы пассажирского транспортного средства на маршруте, время прохождения пунктов маршрута по рейсу, время и место перерывов водителя и межрейсового отстоя пассажирских транспортных средств, время и место смены экипажа пассажирского транспортного средства, время завершения работы на маршруте, время возвращения к месту стоянки.
Требования по режиму труда и отдых а водителей устанавливаются соглашением AETR. Основные положения данного соглашения, применяемые в отношение международных автомобильных перевозок пассажиров приведены ниже.
Продолжительность управления автобусом по маршруту
1. Продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха, именуемая ниже "ежедневная продолжительность движения", не должна превышать девяти часов. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до 10 часов.
После максимум шести ежедневных периодов управления водитель должен получить еженедельный период отдыха .
Еженедельный период отдыха может быть отложен до конца шестого дня, если общая продолжительность управления на протяжении шести дней не превышает максимального времени, соответствующего шести ежедневным периодам управления транспортным средством.
2. Общая продолжительность управления на протяжении любых двух недель не должна превышать девяносто часов.
Перерывы в управлении
1. После движения в течение четырех с половиной часов водитель должен сделать перерыв по крайней мере на сорок пять минут, если не наступает период отдыха.
2. Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее пятнадцати минут каждый, распределенными на протяжении периода управления или сразу после этого периода таким образом, чтобы это соответствовало требованиям.
3. В течение этих перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы. Время ожидания и время, не используемое для управления и проведенное в движущемся транспортном средстве, на пароме или в поезде, не рассматривается в качестве "другой работы".
Продолжительность отдыха водителя автобуса
1. В течение каждых двадцати четырех часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее одиннадцати часов, который может быть сокращен до минимум девяти часов непрерывного отдыха не более трех раз в течение любой одной недели при условии, что до конца следующей недели в качестве компенсации водителю предоставляется отдых эквивалентной продолжительности.
В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение двадцати четырех часов, один из которых должен составлять не менее восьми последовательных часов. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до дРигадцати часов.
2. Если в течение каждых тридцати часов транспортным средством управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха, продолжительностью не менее восьми последовательных часов.
3. В течение каждой недели один из периодов отдыха, упомянутых в пунктах 1 и 2, должен составлять в качестве еженедельного отдыха в общей сложности сорок пять последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до минимум тридцати шести последовательных часов, если он используется в обычном месте приписки транспортного средства или в месте приписки водителя, или до минимум двадцати четырех последовательных часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано эквивалентным временем отдыха, если оно используется целиком до конца третьей недели, которая следует за данной неделей.
4. Еженедельный период отдыха, который начинается в течение одной недели и продолжается в течение следующей недели, может быть присоединен к одной из этих недель.
5. В случае пассажирских перевозок, еженедельный период отдыха может быть перенесен на ту неделю, которая следует за неделей, за которую полагается этот отдых, и присоединен к еженедельному периоду отдыха этой второй недели.
6. Любой отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение ежедневного и/или еженедельного периода отдыха, должен присоединяться к другому периоду отдыха продолжительностью не менее восьми часов и предоставляться по просьбе заинтересованного лица в месте стоянки транспортного средства или приписки водителя.
7. Ежедневный период отдыха может использоваться на транспортном средстве, если на нем имеется спальное место и это транспортное средство находится на стоянке.
8. В отступление от положений выше в случае, если водитель, осуществляющий перевозку пассажиров, сопровождает транспортное средство, которое перевозится на пароме или поезде, ежедневный период отдыха может прерываться не более одного раза, если соблюдены следующие условия:
та часть ежедневного периода отдыха, которая проводится на суше, должна использоваться до или после той части ежедневного периода отдыха, которая проводится на борту парома или в поезде;
период между двумя промежутками ежедневного отдыха должен быть, по возможности, короче и ни в коем случае не может превышать одного часа до погрузки или после выгрузки, причем таможенные формальности должны быть включены в операции по погрузке или выгрузке;
в течение обоих промежутков отдыха водитель должен располагать спальным местом.
Ежедневный период отдыха, прерываемый таким образом, должен увеличиваться на два часа.
Для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящего Соглашения в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве лиц, транспортного средства. Водитель должен указать характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листке контрольного устройства или в своей ведомости.На основе составленного расписания движения автобусов по маршруту построим графики работы водителя и движения автобуса на регулярном маршруте Минск – Рига в прямом и обратном направлениях (рисунок 4.1) . Составим график работы водителей на маршруте (рисунок 4.1).
Таблица 4.1– График работы водителей на маршруте
Дата | Время начала | Время окончания | Выполняемые действия | Продолжительность, ч | Пройденное расстояние, км |
1 июн | 8:00 | 9:00 | Посадка в Минске | 1:00 | |
1 июн | 9:00 | 10:10 | Движение от Минска до Воложина (Беларусь) | 1:10 | |
1 июн | 10:10 | 10:40 | Посадка в Воложине | 0:30 | |
1 июн | 10:40 | 12:10 | Движение от Воложина до Лиды (Беларусь) | 1:30 | |
1 июн | 12:10 | 12:40 | Посадка в Лиде | 0:30 | |
1 июн | 12:40 | 14:30 | Движение от Лиды до Гродно (Беларусь) | 1:50 | |
1 июн | 14:30 | 15:00 | Посадка в Гродно | 0:30 | |
1 июн | 15:00 | 15:45 | Перерыв | 0:45 | |
1 июн | 15:45 | 16:15 | Движение от Гродно до Вильнюса (Беларусь) | 0:30 | |
1 июн | 16:15 | 18:15 | Прохождение пограничного перехода Литва/Беларусь | 2:00 | |
1 июн | 18:15 | 19:45 | Движение от Гродно до Вильнюса (Литва) | 1:30 | |
1 июн | 19:45 | 20:15 | Посадка в Вильнюсе | 0:30 | |
1 июн | 20:15 | 21:45 | Движение от Вильнюса до Поневежиса (Литва) | 1:30 | |
1 июн | 21:45 | 22:15 | Посадка в Поневежесе | 0:30 | |
2 июн | 22:15 | 0:15 | Движение от Поневежиса до Риги (Литва) | 2:00 | |
2 июн | 0:15 | 0:45 | Высадка пассажиров в Риге | 0:30 | |
2 июн | 0:45 | 1:30 | Перерыв | 0:45 | |
2 июн | 1:30 | 2:00 | Посадка пассажиров в Риге | 0:30 | |
2 июн | 2:00 | 4:00 | Движение от Риги до Поневежиса(Литва) | 2:00 | |
2 июн | 4:00 | 4:30 | Высадка в Поневежесе | 0:30 | |
2 июн | 4:30 | 6:00 | Движение от Вильнюса до Поневежиса (Литва) | 1:30 | |
2 июн | 6:00 | 6:30 | Высадка в Вильнюсе | 0:30 | |
2 июн | 6:30 | 8:00 | Движение от Вильнюса до Гродно (Литва) | 1:30 | |
2 июн | 8:00 | 10:00 | Прохождение пограничного перехода Литва/Беларусь | 2:00 | |
2 июн | 10:00 | 10:30 | Движение от Вильнюса до Гродно (Беларусь) | 0:30 | |
2 июн | 10:30 | 11:15 | Перерыв | 0:45 | |
2 июн | 11:15 | 11:45 | Высадка в Гродно | 0:30 | |
2 июн | 11:45 | 13:35 | Движение от Гродно до Лиды (Беларусь) | 1:50 | |
2 июн | 13:35 | 14:05 | Высадка в Лиде | 0:30 | |
2 июн | 14:05 | 15:35 | Движение от Лиды до Воложина (Беларусь) | 1:30 | |
2 июн | 15:35 | 16:05 | Высадка в Воложине | 0:30 | |
2 июн | 16:05 | 17:15 | Движение от Воложина до Минска (Беларусь) | 1:10 | |
2 июн | 17:15 | 17:45 | Высадка в Минске | 0:30 |
Рисунок 4.1– График работы водителей на маршруте
Расписание движения автомобильного транспортного средства на маршруте при перевозках пассажиров в регулярном сообщении должно составляться на основании следующих данных:
ü объем пассажиропотоков по направлениям, часам суток, дням недели, сезонам года;
ü характеристика дорожных условий на маршруте;
ü безопасная скорость движения;
ü провозные возможности пассажирских автомобильных транспортных средств, обслуживающих маршрут;
ü требования по режиму труда и отдыха водителей;
ü другие факторы.
Полное расписание движения пассажирских автомобильных транспортных средств на маршруте при перевозках пассажиров в регулярном сообщении должно содержать наименование и номер маршрута, число рейсов на маршруте, протяженность и дальность выполнения рейсов в прямом и обратном направлениях, время выезда пассажирского автомобильного транспортного средства с места стоянки и прибытие на начальный остановочный пункт маршрута, время начала работы пассажирского транспортного средства на маршруте, время прохождения пунктов маршрута по рейсу, время и место перерывов водителя и межрейсового отстоя пассажирских транспортных средств, время и место смены экипажа пассажирского транспортного средства, время завершения работы на маршруте, время возвращения к месту стоянки.
Время оборота автобуса по маршруту определяется из таблицы 4.1.
Расписание составляем для августа. Расписание приведено в таблице 4.2.
Таблица 4.2– Расписание движения автобусов по маршруту
Наименование и вид маршрута | Перевозчик | Марка автобуса | Протяжённость маршрута, км | Периодичность, раз/нед | ||||
Минск-Рига, регулярный | U-Trans | NEOPLAN-INTEGRAL N122 | ||||||
Туда | Наименование остановочных пунктов | Обратно | ||||||
прибытие, | стоянка, | отправление | прибытие | стоянка, | отправление, | |||
ч.мин. | ч.мин. | ч.мин | ч.мин. | ч.мин. | ч.мин. | |||
8:00 | 1:00 | 9:00 | Минск | 17:15 | ||||
10:10 | 0:30 | 10:40 | Воложин | 15:35 | 0:30 | 16:05 | ||
12:10 | 0:30 | 12:40 | Лида | 13:35 | 0:30 | 14:05 | ||
14:30 | 0:30 | 15:00 | Гродно | 11:15 | 0:30 | 11:45 | ||
16:15 | 2:00 | 18:15 | Прохождение пограничного перехода Литва/Беларусь | 8:00 | 2:00 | 10:00 | ||
19:45 | 0:30 | 20:15 | Вильнюс | 6:00 | 0:30 | 6:30 | ||
21:45 | 0:30 | 22:15 | Поневежес | 4:00 | 0:30 | 4:30 | ||
0:15 | 0:30 | Рига | 0:30 | 2:00 | ||||
В данном случае рассматривалась работа водителя по сквозному методу организации труда. С цель снижения времени оборота возможно применение сменно-группового метода организации труда водителей, при котором формируется бригада водителей из лиц, имеющих местонахождение в пунктах, находящихся на маршруте, за бригадой закрепляется один или несколько маршрутов и каждый экипаж обслуживает разные автобусы, но на определенном участке маршрута. при этом возможно полностью исключить простои ТС вследствие необходимости организации ежедневного отдыха водителей.
Перевозка на маршрутах большой протяженности возможно со сменой автобусов по участкам на маршруте. Частая смена автобусов вызывает неудобства у пассажиров, связанные с пересадкой из одного автобуса в другой.
Рисунок 4.2– Схема маршрута