Введение, предмет и значение курса религиоведения

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет

Авшалумова Л.Х.

Абасова А.А.

Саидов С.М.

Р Е Л И Г И О В Е Д Е Н И Е

Учебное пособие

Махачкала

Издательство ДГУ

Г.


Авшалумова Л.Х., Абасова А.А., Саидов С.М. Религиоведение: Учебное пособие. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - с.

Данное учебное пособие составлено с учетом действующих государственных образовательных стандартов и охватывает все основные разделы курса. При всей сжатости и лаконичности изложенного материала, авторы постарались максимально охватить и осветить наиболее важные как в теоретическом, так и в историческом аспектах проблемы, с учетом современных реалий, требований и интересов аудитории.

В пособии использован широкий круг теоретических и исторических источников и литературы, как зарубежных и отечественных классиков, так и научно – популярных трудов.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов и других учебных заведений, изучающих религиоведение, может представлять интерес для всех, интересующихся религией.

Данное учебное пособие издается под научной и технической редакцией доцента ДГУ Саидова С.М.

Рецензенты:

Бигаева Зарема Саидовна – кандидат исторических наук, доцент

Кафедры философии и истории ДГАУ,

Гамзаева Гюльнара Шахнавазовна – кандидат исторических наук,

Доцент кафедры истории отечества ДГТУ


Введение, предмет и значение курса религиоведения

Религия (лат.Religio – набожность, святыня, предмет культа) - сложное и многогранное явление, охватывающее практически все сферы общественного бытия и жизнедеятельности людей и своеобразное их отражение в общественном сознании. Иначе говоря, религия является одной из форм общественного сознания, и в этом контексте составляет предмет и основу религиоведения – одной из отраслей философской науки.

Религиоведение, изучающее религии мира во всем многообразии: их историю, содержание и общественную практику, как самостоятельная научная дисциплина, выделилась и формировалась во II пол. XIXв. Это было обусловлено с одной стороны, всеобщим, невиданным ранее, ускорением в этот период научно – технического прогресса, с другой – коренным переосмыслением взгляда на религию, начавшимся еще в эпоху Реформации в Европе в XVI в. и, особенно, в результате развития французской и немецкой философии XVIII – XIXвв.

Особый интерес к проблемам религии был вызван этнографическими исследованиями культуры, быта, традиций и верований многочисленных народов и племен на вновь открытых континентах и территориях, находившихся на различных ступенях социального и культурного развития, от стадии дикости и до современной цивилизации. Было обнаружено огромное количество различных религий, верований, культов и мифологических представлений. Эти обстоятельства в корне изменили прежние представления о религии и вызвали необходимость переосмысления множества связанных с ней проблем. На основе исследований с привлечением данных археологии, этнографии, антропологии, сравнительной лингвистики ученым удалось установить и выстроить некую цепочку процесса возникновения, развития и формирования религии в истории человечества с древнейших времен, от простейших форм до современных развитых религиозных систем. При этом было установлено, что религия во все времена, во всех обществах регулировала все стороны жизнедеятельности общества и человека от рождения и до смерти.

Вследствие указанных обстоятельств, религия в том или ином аспекте, становится объектом исследования различных отраслей науки, и, прежде всего, наук гуманитарного цикла, а само религиоведение по теоретическим основам и фактологии, превращается в междисциплинарную отрасль науки, включающей в себя: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, а также специфически особую отрасль – феноменологию религии.

Прежде всего, религия должна быть рассмотрена как явление историческое, закономерно и необходимо возникшее в силу определенного комплекса причин на определенной ступени формирования и развития человеческого общества. Посредством сравнительно – исторического анализа прослеживается процесс возникновения древнейших примитивных, зачаточных форм религии и их последующее постепенное развитие, обусловленное поступательным, прогрессивным развитием человеческого общества и общественного сознания. При этом, вследствие неравномерности социального и культурного развития различных регионов и народов мира, и религии, как следствия и отражения этого развития, оказались дифференцированными по степени развитости вероучения и культа, их роли в социальной структуре общества. В связи с этим в религиоведении принята определенная классификация, объединяющая все существующие религии мира на три исторических типа: ранние формы или первобытные религии, национальные (народностно-национальные или национально-государственные) религии и мировые религии. Такая классификация способствует более глубокому анализу, восприятию и осмыслению сущности религии, как в историческом, так и в теоретическом плане. И, разумеется, все эти проблемы и процессы рассматриваются в их детерминированности, причинно-следственной связи и обусловленности возникновения и развития, периодических процессов повышения или снижения роли религии в обществе.

Религиоведение рассматривает религию как явление, обусловленное, прежде всего, общественными условиями жизни людей, комплексом социальных факторов, которые определенным образом преломляясь в общественном сознании, принимают формы религиозных идей, представлений, образов и т.д. Эти проблемы являются компетенцией социологии религии, являющейся одной из теоретических основ предмета религиоведения.

Тяжелые условия жизни, в особенности зависимость людей от стихийных сил природы в древности и социальный гнет в классовом обществе непрерывно порождали и воспроизводили определенные, устойчивые, стабильно проявляющиеся и повторяющиеся психологические состояния. Поскольку в основе всех природных и общественных сил и явлений религия усматривает волю и действие сверхъестественных сил, то у людей формируется особое эмоционально – психологическое отношение к этим силам. На этой основе нарабатывается определенный религиозный опыт, который включает не только веру в существование сверхъестественных сил и существ, но и определенное эмоциональное отношение к ним: особое почитание и неописуемая любовь, страх и надежда, вера в защиту и спасение и т.д. Таким образом, религиозная психология становится одним из важнейших элементов религиозного сознания, способствующим обеспечению душевного равновесия и спокойствия у верующего.

Одним из основополагающих аспектов предмета религиоведения является феноменология религии. Сущность феноменологии религии заключается в том, что она, как данность человеку в чувственном опыте, в чувственном познании, остается непостижимым рациональному или умственному познанию и не подтверждается индивидуальной или общественной практикой. В мире существовало и существует ныне огромное количество религий. В современном мире сохранилось и функционирует около 200 самостоятельных религиозных систем, которые в свою очередь распадаются более чем на две тысячи направлений, течений и сект, с бесконечным множеством идей, представлений, космогоний, мифов, легенд, преданий, объектов и предметов поклонения и почитания и т.д. Но, при всем этом, существуют некие элементы, характерные всем религиям, повторяющиеся, как бы копирующие друг друга. Прежде всего – это вера в существование сверхъестественного, что составляет краеугольный камень всех без исключения религий. Но при этом в каждой религии свое особое понимание и восприятие этого сверхъестественного и, соответственно, отношение к нему. Это отношение индивидуально и выступает как субъективный феномен, выражающийся в вере, чувствах, убеждениях и т.д. Эти субъективные переживания объективируются в молитвах, жертвоприношениях и иных ритуальных действиях, обращенных к объекту поклонения или посвященных ему. Такое обращение зачастую осуществляется не напрямую, а через посредников в лице святых людей, объектов и предметов, в идее стоящих ближе к высшим силам и способных обеспечить успех более эффективно и быстро.Следует отметить, что каждая религия или секта претендует на монополию истинности своего вероучения, объявляя при этом все другие религии заблуждениями, вследствие чего, как свидетельствует история, происходили бесконечные религиозные войны и столкновения, рецидивы которых мы наблюдаем и сегодня.

И, наконец, философия религии – общий теоретический анализ религии в целом на основе совокупности данных различных наук о религии, позволяющих выявить и раскрыть наиболее общие проблемы и причины возникновения в историческом процессе, закономерностей развития и становления, роли и места религии в обществе.

Как известно, первичные, древнейшие примитивные религиозные представления не исчезли и не утратили своего значения вплоть до настоящего времени. Они невидимыми нитями тянутся по исторической лестнице, трансформируясь в общественном сознании в более и более сложные, причудливые формы, с непрерывно обновляющимся содержанием и достигают предельного развития в современных развитых религиозных системах.

Философия одновременно является общей методологией науки, синтезирующей и обобщающей, в нашем случае, данные всех других наук о религии, на основе которых и разрабатывает общую теорию возникновения, существования и функционирования религии в обществе и ее конечной судьбы.

Религиоведение, в соответствии с госстандартами, необходимо включает в себя и раздел, посвященный свободомыслию в истории духовной культуры человечества. Возникнув как альтернативное религии мировоззрение, первые зачатки свободомыслия отмечены в рамках великих цивилизаций Древнего Востока (Китай, Индия, Месопотамия, Египет и др.) более пяти тысяч лет назад. Свободомыслие возникло и развивалось как рационалистическое мировоззрение и выражалось в различных формах, сообразно успехам и степени освоения человеком окружающего мира.

В целом религиоведение включает три основных раздела: теоретические основы религиоведения, где раскрываются и анализируются причины возникновения религии, структуру и сущность религиозного сознания, функции религии в обществе и ее внутреннюю организационную структуру; история религии, изучающую историю, вероучение, культ и другие постулаты современных, действующих религий; свободомыслие в истории духовной культуры человечества, которое рассматривается и анализируется в историческом и теоретико – мировоззренческом плане.

Учебное пособие включает обширный список источников и литературы, в котором содержатся необходимые материалы и сведения по всем разделам и темам.