Причины девиации

Биологическое объяснение.В конце XIX века итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определёнными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определённым типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что «криминальный тип»есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции.

Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ч.Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями.

Уильям Х.Шелдон, известный американский психолог и врач, подчёркивал важность строения тела.Он считал, что у собак некоторых пород имеется склонность следовать определённым образцам поведения. Также и у людей определённое строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Он выделил три основных типа людей: эндоморфы, мезоморфы, эктоморфы.

Эндоморфу (человеку умеренной полноты и с несколько округлым телом) свойственны – общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф(чьё тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Эктоморф (отличающийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, У.Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы,хотя они не всегда становятся преступниками. Подобные биологические концепции были популярны в начале XX века, но постепенно другие концепции вытеснили их.

Психологическое объяснение.Психологический подход, так же как и биологические теории, часто применяется к анализу криминального поведения. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки спсихическими отклонениями.

Например, З.Фрейд ввёл понятие «преступники с чувством вины» – речь идёт о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали, потому что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению», они уверены, что тюремное заключение в какой-то степени поможет преодолеть это влечение.

Что касается сексуальной девиации, то некоторые психологи полагают, что эксгибиционизм, половые извращения и фетишизм обусловлены непреодолимым страхом кастрации.

Социологическое объяснение.Если биологическое и психологическое объяснение девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномииодним из классических социологов Эмилем Дюркгеймом, который использовал эту теорию в своём исследовании сущности самоубийства. Одной из ключевых причин самоубийств он считал явление, названное им аномия, которое в буквальном смысле означает разрегулированность.

Э.Дюркгейм считал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, чего следует ожидать от других, и что ждут от них. Жизненный опыт людей (их удовольствия и разочарования) более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами.

Однако во время кризисов или радикальных перемен, например, в связи с экономическим спадом, снижением деловой активности, инфляцией, жизненный опыт перестаёт соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации.

Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Э.Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъёмов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданный упадок и процветание связаны с «нарушениями коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и всё это способствует девиантному поведению.

Основная мысль Э.Дюркгейма о том, что социальная дезорганизацияявляется причиной девиантного поведения, в наши дни считается общепризнанной.

Социальная дезорганизацияобозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Она может быть результатом смешения этнических, религиозных или расовых групп, имеющих различные верования, проявляющих верность различным идеалам. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных связей.

Теория Роберта Мертона. Роберт Мертон внёс некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Э.Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992.–№2–4).

B качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые, или институционализированные, средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в торговую или юридическую фирму.

Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов. Согласно Р.Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.

Культурологическое объяснение.Концепции социальной дезорганизации рассматривают социальные силы, которые «толкают» человека на путь девиации. Так называемые культурные теории девиации, по сути, похожи на вышеупомянутые, но делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации.

Селлин подчёркивал, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Он занимался изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства.

В таких субкультурах, как уличные банды или группы заключённых, полиция скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает её нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

Миллер углубил идею Селлина о взаимосвязи между культурой и. девиантным поведением. Он утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придаёт огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение».Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.

return false">ссылка скрыта

Эдвин Сатерленд пытался с помощью понятия «дифференцированной ассоциации»объяснить, почему лишь некоторые люди усваивают ценности девиантной субкультуры, в то время как другие отвергают её. Он утверждал, что преступности как форме девиации обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей.

Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Теория стигматизации (наклеивания ярлыков) Говарда Беккера. В своей книге «Аутсайдеры», изданной в 1963 году, Г.Беккер отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле «больным». Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации.

Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодателей, судей, врачей) навязывать другим определённые стандарты поведения и наклеивать ярлыки тем, кто нарушает эти стандарты. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».

Концепция Г.Беккера названа теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), так как она объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов членам менее влиятельных групп. С человеком могут обращаться так, словно он нарушил правило (даже если это и не соответствует действительности), только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено.

Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин.

Конфликтологический подходОстина Турка и Квинни. Данные авторы рассматривают проблему девиации с марксистской позиции и называют свою теорию радикальной криминологией.Квинни утверждает, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишён власти.

Например, в XII веке были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением земледельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.

Таким образом, теория радикальной криминологии не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается аналass="green">Типы и виды девиации


Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 678; Опубликованный материал нарушает авторские права?.