Понятие «девиации»
В процессе социализации люди учатся тем ценностям и нормам поведения, которые существуют в обществе, они учатся конформному поведению. Однако в обществе не все люди ведут себя в соответствии с принятыми нормами. Тот факт, что общество создаёт стандарты – социальные ожидания поведения - подразумевает, что оно не всегда им соответствует.
Если бы никто не употреблял кокаин и не торговал им, не было бы необходимости в законе, запрещающем это.
Поведение, которое не соответствует принятым нормам, называют отклоняющимся или девиантным.
Девиация может создать проблемы для некоторых групп общества или даже для всегообщества в целом, но она также естественна, как и конформизм – её противоположность.
Девиация с трудом поддаётся определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто представляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания.
В переводе с латинского «девиация»означает отклонение от дороги. Социологи определяют девиацию как поведение, которое считается отклонением от нормы группы и которое влечёт за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.
Девиация включает в себя три основных компонента:
а) человека, которому свойственно определённое поведение;
б) норму или ожидание, которые являются критерием оценки поведения как девиантного;
в) другую группу или организацию,реагирующую на данное поведение.
Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными.
Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство. Но даже убийство, при определённых условиях оправдано: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны.
Ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются. Об этом свидетельствуют данные, касающиеся курения.
В период гражданской войны в Америке сигареты были включены в обычный паёк, выдававшийся солдатам. Но в начале XX века противодействие курению, вызванное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что 14 штатов приняли законы, запрещавшие курение.
После второй мировой войны курение не только получило распространение, но и снискало социальное одобрение. Однако в 1957 году, после того, как учёные доказали, что курение является причиной многих заболеваний, включая рак лёгких, в США возникла новая волна противодействия этой привычке.
С девиацией тесно связана проблема согласия. Даже если ожидания, правила, нормы поведения ясно сформулированы, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности.
Например, в период с 1919 по 1933 год, когда в Америке была запрещена продажа алкогольных напитков, среди американцев не было единодушия относительно того, насколько это законно. Такие же разногласия существуют сегодня по поводу употребления марихуаны. Так, в Голландии оно разрешено и считается легальным и не осуждаемо.
Рис. 9.1. Оценка поведения как девиации
Разные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу девиантностинекоторых типов поведения. Кроме того, непременно придерживаются разного мнения те, чьё поведение считается сомнительным и те, кто заинтересован в контроле за поведением и осуществляет его (см. Рис. 8.1.).
В зарубежной и в отечественной литературе традиционно девиантное поведение оценивается отрицательно. В отечественной литературе девиантное поведение до начала 70-х годов изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические исследования,нацеленные на изучение девиантного поведения как социального явления, впервые стали практиковаться в Ленинграде в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
Отечественный исследователь Я.И.Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации.Как писал Я.И.Гилинский, девиации (флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития любой системы. Я.И.Гилинский назвал два значения девиантного поведения.
Первое значение девиантного поведения, по Я.И.Гилинскому, является объектом исследования преимущественно педагогики, психологии, психиатрии.Это – поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Второе значение девиантного поведения является объектом изучения социологии и социальной психологии.Это – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Исследования социальных психологов подводят к выводу, что девиантное и нормативное поведение – две равнозначных составляющие.Девиантное поведение результат сложных процессов, происходящих в обществе и сознания человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации– препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия.
Любое девиантное поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить фрустрирующий блок, но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла.
Антифрустрирующее действие всегда сопровождается определённой долей риска, но не всегда носит разрушительный характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путём созидательных или разрушительных действий, во-вторых, от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.
Следует различать два вида девиантного поведения:созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии.
Агрессивный тип девиациикак в прямой, так и в смешённой форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижение цели без учёта интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счёт ухудшения адаптационных условий второй. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Смещённый вид агрессии свидетельствует о недостаточном для преодоления фрустрации энергетическом потенциале человека.
Девиантное поведение деструктивной направленности –совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социо-культурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом.
Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение, уголовно наказуемое, запрещённое законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.
Созидательные девиации(социальные инновации, нововведения) – это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит, и в адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества.
Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим ещё раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой является человек, точнее – внутриличностный конфликт,возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения.
Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиацииявляются тогда, когда способствуют прогрессу системы,повышают уровень её организованности, помогают преодолеть устаревшие консервативные или даже реакционные стандарты поведения.
Социальные идеалы и ценности, общепринятые правила и но: мы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и социальный контроль отвечают за сохранениесоциокультурного кода, функцию социального наследования в процессе общественного развития, то девиация –за функцию социальной изменчивости, приспособляемости индивида и всего общества к новым условиям.
Поскольку любое девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной нормы, оно всегда несёт в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск– две стороны одной медали.
Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Последнее является психологической причиной, которая объясняет желание людей ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности.
Девиантно-ролевая разновидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией, с внутриличностным конфликтом.
Аддикция– стремление уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить своё психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой.
Аддиктивное поведениепсихологи рассматривают как отклоняющееся. Девиантный путь выбирают, прежде всего, люди, не имеющие легальнойвозможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется.