Сахно И.И., Сахно В.И. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

10.3. Медико-санитарное обеспечение а чрезвычайных ситуациях

па транспортных и дороо/сно-транспортных объектах, при взрывах и нооюарах267

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончив­шиеся выздоровлением, и у погибших в дорожно-транспортных происшествиях зна­чительно отличается (Приложение 19),

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - пе­реломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, зна­чительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах иа пешеходов (а также па велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает па то, что почти все пострадавшие, по­гибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, боль­шинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутрен­них органов и раны.

Повреждения отдельных аиатомо-фупкциопальпых областей у пострадавших в ДТП отмечаются со следующей частотой: голова - 91,5%; шея - 2,5%; грудная клетка - 41,5%; живот - 20,б%>; таз - 26,6%; верхние конечности - 22,4%; нижние конечности - 56,9%.

Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, - сочетанные черепно-мозговые травмы.

При сочетаииых травмах таза повреждения черепа имеют место у 84,0%; ниж­них конечностей - у 36,0%; живота - у 32,4%; верхних конечностей - у 16,0%. При сочетанных травмах верхних конечностей повреждения головы наблюдаются у 88,1%; шеи - у 21%; грудной клетки - у 29,5%; нижних конечностей - у 51,8%. Час­тота травм живота и таза оказалась значительно большей у пешеходов - 18,3 и 25,0%, чем у других участников ДТП - 2,3 и 10,1% соответственно,

Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов - 50% и осуществляется большинство пассажирских перевозок - 47%.

На железных дорогах в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс, пассажирских поездов, в том числе пригородных. По железным дорогам перево­зятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легковоспла­меняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами. При нарушении не­обходимых требований эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспор­та возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным материаль­ным и экологическим ущербом (табл. 16),

Из числа пострадавших в железнодорожном инциденте иа долю раненых прихо­дится почти 50%), Основное место в структуре санитарных потерь занимают механи­ческие травмы - до 90%), Особенностью механических повреждений при столкнове­нии и сходах подвижного состава являются преимущественно ушибленные рапы, за­крытые переломы конечностей и закрытые черепно-мозговые травмы (до 50%)). Наря­ду с этим более чем в 60% случаев отмечаются множественные и сочетанные травмы и случаи травм с синдромом длительного сдавлепия, который имеет место при невоз­можности быстрого высвобождения пораженных из деформированных конструкций вагонов и локомотивов, Эти особенности железнодорожных травм наиболее четко проявляются при крупномасштабных катастрофах,

При оказании медицинской помощи пораженным в железнодорожных катастро­фах необходимо учитывать особенности очага поражения.