Суперэго

Рис. 8.2. Взаимодействие между частями психической структуры личности

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребёнка Рис 5.2. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Американский социолог Джордж Хоуманс разработал теорию «обмена ценностями»или просто теорию обмена. С помощью этой теории можно объяснить, как формируются определённые социальные установки, и как индивидуальный опыт человека влияет на этот процесс.

В процессе социализации на человека действует не только окружение, личность формируется также и в результате собственного индивидуального опыта.Согласно теории Дж.Хоуманса поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались или наказывались его поступки в прошлом. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать общение с другими наиболее приятным.

Дж.Хоуманс выделил четыре основные принципа, которыми человек руководствуется в своём поведении, и в результате действия которых формируются определённые установки.

Социальная установка – это закреплённая в сознании определённая реакция на тот или иной раздражитель, или, иными словами, социальная установка предполагает воспроизведение определённого типа поведения в схожих жизненных ситуациях, основываясь при этом на прошлом опыте человека.

Итак, основные принципы теории обмена.

Принцип первый. Чем больше вознаграждается определённый тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадёт интерес к этому занятию.

Принцип второй. Если вознаграждение за определённые типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках.

Принцип третий. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

Если рыбак знает место, где его наверняка ждёт богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места.

Принцип четвёртый. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Если у рыбака три дня богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечён своим занятием, чем в первый.

Влияние культуры на процесс социализации показал Гарольд Гарфункель в своей теории этнометодологии. Г.Гарфункель считал, что во всех сообществах, социальных группах существуют определённые правила поведения, принимаемые на веру. Эти правила регулируют поведение и взаимодействие людей, определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Человек, не знакомый с этими правилами, попадая в ту или иную среду, социальный круг, не может нормально общаться, взаимодействовать с другими людьми и становится «чужаком».

Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем.

Например, общение между мужьями и жёнами может быть похожим на своего рода стенографию: им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга.

Мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений, которые служат основой нашего взаимодействия, когда эти значения меняются.

Г.Гарфункель дал своим студентам задание. Он попросил вести себя дома так, словно они квартиранты, эта роль предполагает проявления сдержанности и официальности, свойственных незнакомым людям.

У себя дома они должны были просить разрешения пользоваться ванной, брать воду для питья, говорить по телефону и т.д. Некоторые студенты заявили, что такое задание может привести к конфликту в семье, и отказались его выполнять. Но те, кто согласился вести себя как квартиранты, были потрясены результатами эксперимента.

Члены семьи пришли в полное недоумение. Они тщетно старались понять причины столь странных поступков и наладить нормальную привычную обстановку в доме. Студенты сообщали, что изменение их поведения вызвало удивление, потрясение, тревогу, беспокойство и гнев, многие члены семьи сочли студентов невнимательными, мелочными, непорядочными, невежливыми.

Члены семьи требовали объяснения: «Что случилось? Что с тобой произошло? Может быть, тебя исключили из колледжа? Ты болен? Почему ты так высокомерен?» Этот эксперимент показал, что когда мы нарушаем правила, принятые в той или иной группе, то нарушается процесс взаимодействия, людям трудно или практически невозможно общаться.

В процессе социализации ребёнок учится воспринимать определённые образцы поведения, которые ждут от него окружающие. Эти образцы поведения могут отличаться, варьироваться в зависимости от того, в какой группе происходит процесс взаимодействия.

Социализация является непрерывнымпроцессом, она не заканчивается после того, как человек взрослеет. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте.

Доктор Орвиль Г.Брим-младший одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни.Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценности ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваиватьих. С возрастом мы понимаем, что даже Джордж Вашингтон иногда был вынужден говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который «всегда говорит правду».

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между чёрным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определённых правил. А взрослые вынуждены приспосабливатьсяк требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «наименее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определёнными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Некоторые социологи считают, что изменение процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей различны. Такой подходназван адаптивистским:жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые необходимо осмыслить и преодолеть.

return false">ссылка скрыта

Например, ожидаемым кризисом можно считать потерю физической активности с возрастом; неожиданным кризисом может стать преждевременная смерть одного из супругов.

С точки зрения адаптивистского подхода, разрешение одного кризиса не всегда помогает выдержать следующий. В отличие от такого понимания, развивающий подходподразумевает, что процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Сторонники развивающего подхода полагают, что кризисы создают основу для дальнейшего роста. Социальный психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей её жизни.

Согласно теории Э.Эриксона жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определённым периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса.

Что же это за стадии?

1. Доверие – недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пелёнки, он узнаёт, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.

2. Автономия – стыд и сомнение (1–2 года). Ребёнок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период проявляются стремления детей к самостоятельности и неповиновению авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребёнку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3. Инициатива – чувство вины (3–5 лет). В этот период у детей наблюдается подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребёнок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, в группе – участию в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, медицинской сестры, летчика. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своём воображении) подлинные роли взрослых. Если ребёнку не удаётся преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение, и в то же время им приходится выбирать своё место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учёбе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника в жизни. Неудачи в этих делах могут в дальнейшем отрицательно повлиять на выбор подходящей работы, партнёров, друзей.

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнёром, однако это не всегда удаётся, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

7. Творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определённую деятельность и родительские функции. Этот период даёт ответ на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? выкладывается ли он на работе и с какого момента начинает проявлять интерес к своей карьере? может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в семье?

8. Умиротворение – отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни, некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создаётся чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

Психолог Роджер Гоулд предложил теорию изменении личности. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Р.Гоулд разделяет точку зрения З.Фрейда о том, что травмы, перенесённые в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности. Однако в отличие от З.Фрейда, он убеждён в том, что возможно их частичное преодоление.

Взрослые люди, путём размышлений и наблюдений, могут осознать, что некоторые понятия, внушённые им в детстве, не соответствуют действительности, что родители далеки от совершенства и не всемогущи, что окружающему миру нет дела до их желаний и страхов (хотя в детстве они думали наоборот), наконец, что необязательно подчиняться авторитетам.

Р.Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистичные убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге, личность обретает значительно большую свободу.