Социальная мобильность

П.Сорокин ввел в научный оборот понятие «социальной мобильности». Под социальной мобильностьюпонимают переход (перемещение) индивида или группы индивидов из одной социальной позиции в другую. Социальное неравенство предполагает различие в распределении благ и ответственности, социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.

Существует несколько типов социальной мобильности.

Горизонтальная мобильность предполагает перемещение индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном социальной уровне без изменения статуса (смена гражданства, повторный брак).

Вертикальная мобильность предполагает изменение положения индивида , которое вызывает повышение или понижение социального статуса. В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей(социальный подъём по стратификационной лестнице) и нисходящей(социальный спуск).

П.Сорокин развил и дополнил теорию закрытых и открытых обществ.Он считал, что не существует полностью открытых и полностью закрытых обществ, то есть обществ, где социальная мобильность была бы безграничной или вообще отсутствовала. Интенсивность и всеобщность социальной мобильности меняется от общества к обществу, а также в рамках одного общества в разные периоды его истории. Так же как и стратификация, мобильность не имеет одного постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления.

В зависимости от этого различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные варны: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников – около 70% населения, остальные 20% – хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причем независимо от их поведения и личных достоинств. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось, что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы – единственный морально приемлемый способ существования.

П.Сорокин назвал и охарактеризовал социальные каналы, покоторым осуществляется социальное перемещение. К ним он отнёс семью, церковь, школу, армию, политические, профессиональные и общественные организации. Эти социальные институты являются механизмами социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных социальных страт.