Социальная стратификация

Различно, то есть дифференцированнно, не только положение человека в обществе, но также различна позиция социальных групп по отношению друг к другу. Проблемой социальной дифференциации занимались и занимаются различные исследователи и школы. Рассмотрим несколько концепций, авторы которых по-разному объясняют причиныдифференциации и социального расслоения в обществе, а также называют разные критерии стратификации.

Уточним термины. Под социальной дифференциациейпонимается различие социальных позиций или статусов индивида и групп в обществе. Следствием социальной дифференциации является социальное неравенство, то есть неравный доступ индивидов к различным социокультурным благам, таким как деньги, власть и влияние, престиж и т.д.

Социальная стратификация– это дифференциация определённой совокупности людей на классы или слои в иерархической последовательности. Стратификация предполагает наличие низшего, среднего и высшего слоев в обществе, которые пользуются социальными ценностями не в равной мере.

Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого – они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

Конкретные формы социальной стратификации разнообразны. Например, если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них есть как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется экономическим расслоением независимо от того, организовано оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие вывески и этикетки не в состоянии изменить и затушевать различие людей в доходах, уровне жизни.

Разные авторы выделяют свои критерии стратификацииобщества.

1. Теория функционализма.В работе «Об общественном разделении труда» Э.Дюркгейм сделал вывод, что во всех обществах одни виды деятельностисчитаются более важными, чем другие.

B одном обществе высоко ценится достижение религиозного спасения, что было характерно для пуритан в колониальные времена, другое общество может считать социальной ценностью богатство, как это было принято у протестантов и о чём писал в своё время в знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» М.Вебер. Все социальные институты и их функции – закон, семья, религия, труд – могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.

Второй аспект теории Э.Дюркгейма состоит в утверждении, что люди в разной мере талантливы:некоторые из них гораздо более одарены, нежели другие. При обучении эти различия усиливаются. Э.Дюркгейм считал, что в процветающем обществе самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Дляпривлечения лучших и одарённых общество должно вознаграждать своих членов в соответствии с их заслугами.

Таким образом, Э.Дюркгейм выделял две причины социального неравенства – разделение труда и индивидуальные особенности каждого члена общества и соответственно два критерия стратификации – род деятельности,или выполняемая индивидом или группой функция, и индивидуальные способности каждого.

2. Теория классов К.Маркса.Так же, как и Э.Дюркгейм, К.Маркс первоосновой социальной дифференциации и социального расслоения считал разделение труда.

Первое известное истории разделение труда произошло тогда, когда из общей массы племён выделились скотоводческие племена, и начался обмен между скотоводами и земледельцами, способствовавший росту общественного богатства и социальной дифференциации людей.

Второе, ещё более крупное, разделение труда произошло путём отделения ремесла от земледелия. Это интенсифицировало обмен и усугубило экономическое неравенство. Следующий шаг – выделение торговли как особой сферы жизнедеятельности и, наконец, отделение умственного труда от физического. Такова генетическая основа деления людей на классы.

Экономической основойдифференциации, разделения людей на классы является, по мнению К.Маркса, частная собственность,именно в результате появления данного института в обществе выделилось два основных класса – класс собственников и класс неимущих. В любом классовом обществе существуют имущие и неимущие, один класс присваивает себе труд другого, в таком обществе неизбежен классовый конфликт.

Классическое определение классов дал В.И.Ленин в работе «Великий почин». Классами, –согласно определению В.И.Ленина, являются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Таким образом, с точки зрения классовой теории, основной причиной неравенства является экономический фактор; материальные условия жизни, в свою очередь, влияют на мировоззрение, психологию, идеологию людей. Выделение экономического аспекта как основы социального расслоения, безусловно, сыграло и продолжает играть свою роль, действительно материальное положение человека является определяющим.

В настоящий момент ни одно социологическое исследование не обходится без определения уровня дохода респондентов и дифференциации в соответствии с доходами населения на определённые категории.

Однако для полной картины, представляющей социальную структуру того или иного общества, одного критерия социальной дифференциации недостаточно. В этом мы видим ограниченность классовой теории.

Вторым существенным недостатком теории К.Маркса является его ошибочный прогноз относительно дальнейшего развития капиталистического общества, в частности относительно изменения социальной структуры.

Профиль экономической стратификации капиталистического общества, согласно К.Марксу, будет выглядеть таким образом: узкий слой среднего класса, большой слой обедневшего пролетариата у основания иерархической пирамиды и маленькая группа магнатов капитала на вершине пирамиды.

Однако такая ситуация, действительно имевшая место во второй половине XIX века, существенно изменилась к середине XX века. Экономические условия жизни рабочего класса развитых европейских стран улучшились, величина среднего класса, защищающего статус-кво капиталистического общества, увеличилась до 60-70%, разница между богатыми и бедными сократилась.

Ошибочным, на наш взгляд, является убеждение К.Маркса в том, что возможно уничтожение социального и экономического неравенства. Он допускал возможность и необходимость неограниченного изменения экономической формы социальной структуры от чрезвычайно рельефного профиля до абсолютно «плоской» формы. Для этого достаточно было, по мнению К.Маркса, национализировать богатство меньшинства, то есть убрать верхушку пирамиды, перераспределив богатство и постепенно выравнивая положение рабочих и крестьян, а также людей умственного и физического труда.