АРХИТЕКТУРА ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ

На архитектуру культовых деревянных построек на территории нынешней Беларуси оказывали влияние многие факторы. Первым стилем, принципы которого нашли отражение в строительстве церквей, был византийский. Анализ пропорций древних белорусских, в частности, полесских храмов показывает, что в пропорциональных построениях местные строители придерживались также приемов древнерусской каменной архитектуры. Непосредственным результатом трансформации византийской купольной системы в дереве явилось сочетание сложных завершающих конструкций [16, с. 83]. Вместе с тем, по свидетельству А. И. Локотко, отличительной особенностью белорусских церквей в сравнении с архитектурой культовых сооружений России является формирование пятиугольной алтарной части [4, с. 181]. В деревянных церквах России, как правило, алтарная часть выполнялась трехстенной и четырехугольной. Как считает автор, это является следствием влияния архитектуры каменных храмов, где обычной была полукруглая форма апсид. В последующем влияние архитектуры деревянных церквей России на композиционное формирование храмов Беларуси оказывало непосредственное влияние. Правомерно в связи с этим дать краткий обзор их архитектуры.

В культовом деревянном зодчестве Руси самый древний тип церковных построек – клетские церкви. По своему архитектурно-конструктивному типу они предельно просты и близки к жилым зданиям. Подобно устройству жилых построек, у них двускатные кровли, подклеты, те же окна и крыльца, трапезная со скамьями вдоль стен. Клетские деревянные церкви быстро отживали свой век, и их заменяли более обширными деревянными или каменными. Вместе с тем строительство клетских церквей в России продолжалось до конца XIX века и возводились они в глухих местах, вдали от многолюдных поселений и больших дорог [9, с. 128]. В сельских центрах и городах строились более монументальные храмы – шатровые, ярусные, кубоватые, многоглавые.

В качестве примера церквей клетского типа можно назвать Рождественскую в селе Талицы Ивановской области, возведенную в 1768 году (рисунок 4.1). Основные части церкви – западный придел, центральный четверик и алтарь – однотипны по конструкции и форме. Традиционны для своего времени архитектурно-конструктивные элементы деревянных церквей – сруб с углами «в лапу» и «с остатком», обычные приемы обработки деревянных стен, слеговая конструкция двускатной кровли, венчаемая восьмериком с главой. Кровля прямоугольная при уклоне скатов близком к 60°, без полиц. Сруб церкви, выполненный с небольшим выносом повалов, алтарь имеет «круглую» (пяти-, шестигранную) форму и выполнен из окантованных бревен.

Следующий тип культовых построек – шатровые церкви (рисунок 4.2). По словам известного русского исследователя А. В. Ополовникова, шатровые церкви являются произведениями, имеющими историко-художественную ценность, отражающую духовные и эстетические идеалы создававшего их народа. «Вдохновенная патетика русского культового зодчества наиболее зримо отражена в образах шатровых церквей» [9, с. 12].

Наиболее ярким представителем этого типа сооружений является Успенская церковь в Кондопоге (Карелия). Главное качество церкви, являющейся высшим достижением русской шатровой архитектуры XVIII века, – высотность – осуществлена в ней последовательно и глубоко осмысленно. На четверик поставлены два восьмерика один над другим. Верхний ярус шире нижнего, и соединяются они плавным повалом. На верхний восьмерик опирается пятнадцатиметровый шатер, завершенный главой с крестом. По своей объемно-планировочной композиции Успенская церковь представляет собой сложившийся тип древнерусской деревянной церкви, называемый «восьмерик на четверике с трапезной». С востока к четверику примыкает прямоугольная алтарная апсида, а с западной стороны – трапезная с сенями.

Ярусные деревянные церкви на Руси появились в конце XVII столетия. Они, как и шатровые, выросли из клетских церквей, основой которых является четырехугольный сруб. Ярусные церкви были распространены в центральных районах России. Их планы и конструктивное решение повторяли уже сложившиеся схемы. Церковь Иоанна Предтечи Ширкова погоста в Тверской области, построенная в конце XVII века, – один из интереснейших примеров деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Основной четверик церкви, поставленный на высокий подклет, покрыт на восемь скатов. Над ним возвышается второй, меньший четверик с такой же крутой восьмискатной кровлей, несущей, в свою очередь, третий, меньший четверик, покрытый, как и два нижних, и увенчанный большой главкой.

Кубоватые завершения храмов, как и ярусные, появились в народном деревянном зодчестве России во второй половине XVII−XVIII вв. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной, пятью и даже девятью главами. Наибольшее распространение получили пятиглавые кубоватые храмы. Одним из древнейших храмов кубоватого типа является Петропавловская церковь в селе Вирма (Карелия). Основой его композиционного пространственного построения является куб с пятью луковичными главами, венчающими массив четверика (рисунок 4.3). Изогнутые линии главок и куба хорошо сочетаются с бочковым покрытием пятигранного алтаря. Куб сложен из бревен «в реж» и установлен на внутреннем шестивенцовом четверике, врубленном в наружные стены.

Многоглавые храмы – результат сочетания пространственно насыщенного многоглавия с пластикой кубоватых и высотной монументальностью шатровых церквей. Сочетание было достигнуто в мощном облике многоглавых храмов, в усложнении общего силуэта зданий, в богатстве их завершений, которое достигается ярусным усилением главного объема и большим объемом глав и бочек, слитых в стройную пирамидальную композицию. Ярким, широко известным представителем этого типа храмов является Преображенская церковь Кижского погоста (Карелия), построенная в начале XVIII века (рисунок 4.4). Под богатством двадцати двух глав скрывается простое объемно-традиционное решение − традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. Все главы размещены в пяти ярусах. Два нижних по четыре главы в каждом завершают четыре прируба, примыкающие к основному восьмерику по сторонам света. Верх каждого прируба выполнен двухступенчатым, с бочками одна над другой, на каждой из них по главе. Третий ярус – из восьми глав, расположенных на бочках, венчающих каждую грань восьмерика. Четвертый ярус из четырех глав размещен на втором восьмерике. На третьем восьмерике расположена центральная, самая высокая глава, образующая последнюю, пятую ступень композиции. Общая высота церкви 35 метров. Двадцать вторая, самая нижняя глава расположена над прирубом алтаря.

В архитектуре Преображенской церкви нет ни одной детали сугубо украшательской, не несущей, помимо декоративной, конструктивно-технические функции. Ярусы глав и бочек все вместе образуют декоративно-конструктивную систему, которая обеспечивает максимальную долговечность и сохранность постройки. Преображенская церковь явилась «закономерным развитием древнерусских архитектурно-строительных традиций, воплощением художественных вкусов, сложившихся в народе издревле» [9, с. 277].

Согласно исследованиям С. А. Сергачева, А. Ю. Якимовича существует два типа архитектурно-художественного облика белорусских деревянных церквей – осевой композиции и крестово-центрический [13, 16]. По обобщенной классификации В. А. Чантурия, белорусские деревянные церкви делятся на односрубные с алтарным прирубом, трехсрубные глубинно-пространственной и пятисрубные пирамидально-центрической композиций [15, с. 124].

Наибольшее распространение получили осевые композиции, когда формирование объемов, а ими являются деревянные срубы, происходит по одной оси (рисунок 4. 5). Продольно-осевые композиции – развитие объемов церкви идет по горизонтали, в ярусно-осевых дополняется формированием срубов разных размеров по высоте. Детальная классификация белорусских деревянных церквей, учитывающая все многообразие и региональные особенности, дана А. Ю. Якимовичем. Автором предложено 5 типов и 8 подтипов.

Важной архитектурно-художественной особенностью деревянных церквей являлось достижение максимального эстетического эффекта при использовании ограниченных средств, в числе которых следует назвать создание выразительного силуэта постройки и элементов крыши.

Для одно-, двух- и трехсрубовых церквей естественной является дифференциация объемов на притвор (иначе бабинец), неф и алтарь. Основным является четырехстенное помещение нефа. Притвор присоединяется к нему как трехстенное помещение, алтарь – через срубную перевязку бревен или брусов. Каждый объем имел срубовое шатровое завершение с башенкой – фонарем, которую венчал крест. Со временем башня над притвором стала двухъярусной с целью размещения в ней колоколов. Таким путем простая трехсрубная осевая композиция преобразовалась в ярусно-осевую.

Ярким примером ярусно-осевой композиции является Георгиевская церковь в Давид-Городке Столинского района, построенная в XVIII веке (рисунок 4.6). Три ее сруба завершаются высокими шатровыми крышами. Средний шатер имеет один залом – узкий пояс стен делит плоскости шатра на две части. Две поперечные стены шатра опираются на продолжение поперечных стен храма, а продольные стены опираются на балки. Монументальность образа Георгиевской церкви формируется сочетанием простого планировочного решения с живописной силуэтной композицией.

Михайловская церковь в Рубеле Столинского района (конец XVIII века), по мнению С. А. Сергачева, является наивысшим из сохранившихся на территории Беларуси достижений в развитии архитектуры деревянных храмов ярусно-осевой композиции (рисунок 4.7). Следует отметить, что деревянные церкви ярусно-осевой композиции в XVIII веке были широко расположены. В это время, по утверждению А. И. Локотко, крупные сельские церкви имели большие объемы притвора, нефа и алтаря, которые состояли из трех-четырех ярусов, а нефы, порой, из пяти, с шлемоподобным завершением, фонарем и небольшим куполом. Как можно установить из архивных материалов, основные помещения таких церквей на уровне первого яруса имели обходные галереи – переходы, со временем превратившиеся в закрытые помещения, где размещались вспомогательные службы. Такие церкви были распространены на юге Беларуси. Ярким представителем архитектуры деревянных сооружений этого типа является Михайловская церковь XVIII века в городе Слуцке (рисунок 4.8). Ее основные объемы имеют трех-, четырехъярусную конструкцию, завершающуюся небольшими куполами на фонарях-барабанах. Основным типом церквей Западного Полесья были постройки продольно-осевой композиции двух-, четырехсрубной композиции. В Восточном Полесье более известны ярусно-осевые трехсрубные сооружения.

В XIX – начале XX века происходят изменения в развитии деревянного церковного строительства Беларуси. Начались они в связи с ликвидацией униатства. Бывшие униатские церкви перестраиваются в православные. В большинстве случаев такая реконструкция осуществлялась путем пристройки со стороны входа трех-, четырехъярусной колокольни с высоким куполом.

В XIX веке на территории Беларуси начинается строительство деревянных церквей по «образцовым» проектам. В основу проектных решений были положены региональные приемы ярусно-осевой и ярусно-центрической композиции. Основу первых церквей составлял двух-, трехъярусный неф с барабаном и куполом. К нему примыкала аспида под двухскатной крышей с небольшим куполом луковичной формы и притвор, над которым возвышалась трех-, четырехъярусная колокольня с шатром или шпилем. Применялись и упрощенные варианты с близким к квадрату нефом с четырехскатной крышей и луковичной формы куполом, алтарь под двухскатной крышей и трех-, четырехъярусный притвор – колокольня. Основу ярусно-центрического или ярусно-крестового варианта отличало применение высоких шатровых завершений и луковичных куполов.

В качестве примера современного строительства деревянных церквей можно назвать Свято-Параскевенскую в населенном пункте Бостынь Каменецкого района.

Она представляет собой постройку продольно-осевой композиции с размерами в плане 23,4×9,0 (рисунок 4.9). Кровлю венчают два шлемоподобных небольших купола на барабане над колокольней и центральным залом. Высота первого – 20,9 м, второго – 14,1 м. Площади основных помещений церкви: тамбура-притвора – 6,8 м, бабинца – 37,7 м, центрального храмового зала – 62,2 м, алтаря – 22,2 м, колокольни, размещенной на отметке + 10.190 м над бабинцом, – 13,3 м. Снаружи деревянное здание церкви обшито обрезной доской типа «вагонка». Подобная по архитектурно-планировочному и конструктивному решению церковь находится в агрогородке Крупец Добрушского района (рисунок 4.10).

Здание Свято-Георгиевской церкви в населенном пункте Каменюки крестово-центрической композиции имеет размеры в плане 16,6×15,6 м. Четыре сруба, создающих в плане крест, перекрыты двускатными крышами, на пересечении которых установлен мощный купол на световом барабане. Верх купола имеет отметку + 32,00 м. Центральный храмовый зал площадью 114,8 м2 имеет боковые пристройки. С западной и восточной сторон к нему примыкают притвор площадью 16,1 м2 и алтарь – 28,7 м2. К помещению алтаря с двух сторон примыкают небольшие ризницы, каждая площадью 3,4 м2. Внешняя отделка, как и в первой церкви, обшита «вагонкой», горизонтально опоясывающей наружные стены (рисунок 4.11).