Факторы и субъекты социальных изменений

Социокультурные теорииставят во главу угла изменения, происходящие в социально-культурной сфере – в мировоззрениях, религиях, системах ценностей, менталитете социальных групп, обществ и целых эпох.

Такие изменения считаются наиболее фундаментальными, и именно они определяют, в конечном счете, все остальные изменения, происходящие в обществе, в том числе изменения социальных структур и социальных процессов. Среди этой группы теорий выделяется своей основательностью теория П.А.Сорокина о социальной и культурной динамике, о социальных суперсистемах.

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология.Идеологические доктрины, идеалы, программы явились той программой действий, тем непосредственным импульсом, которым руководствовались многие политические партии и общественные движения, осуществлявшие радикальные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества.

Наиболее значимыми в мировой истории остались Великая Французская революция XVIII в.; борьба за независимость и утверждение самостоятельности США XVIII в.; Парижская коммуна 70-х гг. XIX в.; Октябрьская революция 1917 г. в России; китайская революция конца 40-х гг. XX в.

Принято считать, что все они совершались под флагом борьбы за реализацию определенных идеологических принципов и ценностей (либерально-буржуазных, марксистско-ленинских, маоистских). С помощью идеологии социальные группы и классы либо требуют таких изменений, либо сопротивляются им.

Индустриально-технологические теорииинтерпретируют социальные изменения как в той или иной степени производные от изменений в технологииматериального производства. Индустриальная (промышленная) технология рассматривается в качестве основной базы, фундамента, на котором происходят социальные изменения, и главного источника этих изменений.

К этой группе следует отнести теории стадий экономического роста У.Ростоу, единого индустриального общества Р.Арона, постиндустриального общества Д.Белла, А.Турена, З.Бжезинского, заката (конца) идеологической эры Д.Белла, Р.Арона, М.Липсета.

Наиболее очевидным влияние факторов научно-технического прогресса на социальную жизнь общества и изменения в ней стало со времени промышленной революции XVII-XVHI вв. Паровая машина, а вместе с ней паровозы и пароходы, почти все фабричное производство, приводимое в движение с помощью парового котла, позже – электричества, коренным образом изменили жизнь европейцев и американцев и вслед за ними всего того мира, который пользовался этими машинами и механизмами.

С одной стороны научно-технические нововведения, их широкое применение вели к консолидации и интеграциивнутри различных общностей – социальных и профессиональных групп, классов, а также изменили характер взаимоотношений между ними, обострили конфликты и борьбу как между группами и классами, так и между государствами.

С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможностиобщения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу, изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации и коммуникации. Отныне иное качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения. Глубочайшие социальные последствия имели научно-технические достижения: телефон и телевизор, автомобиль и самолет, компьютер и баллистическая ракета.

Можно выделить три способа, посредством которых технология детерминирует социальные изменения в обществе.

Первый способ:изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей. Существенные технологические изменения требуют формирования новых социальных норм, ролей для индивидов и целых трудовых коллективов, профессиональных групп и зачастую требуют формирования новых ценностей.

Так образуется культурный лаг,т.е. разрыв между существующими нормами, ролями, ценностями и новыми требованиями, обусловленными новой технологией. Люди должны постоянно изменять свою нематериальную культуру, чтобы приспосабливать ее к материальной, т.е. к требованиям постоянно меняющейся технологии.

Второй способ:новая техника, новые технологии создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении.

Так, новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря телефонизации, распространению телевидения. Компьютер радикально меняет характер рабочего места, изменяет количество требуемых рабочих, требует иной квалификации работников, совокупности новых знаний и умений, которые прежде не требовались.

Компьютеризация существенно меняет подходы к образованию, методы и методику преподавания многих дисциплин. Она оказывает значительное влияние на функционирование систем здравоохранения, торговли, валютно-денежной системы. Следует иметь в виду также, что компьютер может быть использован не только во благо, но и во вред человеку и обществу. В целом же он открывает большие новые возможности, хотя не все из них могут служить благосостоянию людей.

Третий способ:новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями.

Так, широкое распространение грузоперевозок с помощью автомобиля индивидуализирует труд значительной части работников, изменяет формы их взаимодействия в трудовом, производственном процессе с другими работниками.

В некоторых отношениях аналогичные социальные последствия имеет роботизация технологических процессов. Общение через телефоны, телевизоры, а также другие технические средства стало обычным явлением не только в ходе трудового процесса, но и за его пределами.

К числу социально-экономических теорийможно отнести прежде всего марксизм. С точки зрения теоретиков марксизма (Маркса К., Энгельса Ф., Ленина В.И.) и практически всех их последователей, решающим фактором социальных изменений является, в конечном счете, экономическое развитие, а именно – диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

Отмеченные теории социально-исторических изменений при всех их принципиальных различиях между собой имеют и некоторые общие черты.К их числу можно отнести то, что в них предпринимается попытка (хотя и с разных, даже противоположных исходных позиций) представить в виде некоторой схемы едва ли не всё историческое развитие человечества. Такая схема основывается на предпосылке о том, что человеческая история имеет некоторую общую закономерность, общий закон эволюции.

Вопрос о субъекте социальных изменений в социологии совершенно справедливо выделяется как отдельный, самостоятельный, заслуживающий специального исследования и обсуждения. Высказываемые мнения весьма разноречивы и даже зачастую противоположны. В марксистской социологиисчитается, что субъектами социальных революций являются самые широкие слои народа,среди них решающую роль играют один или несколько классов.

В период Великой Французской революциироль субъекта социальных изменений играло так называемоетретье сословие. В период Великой Октябрьской революции1917 г, в России тактика большевиков основывалась на создании союза рабочего класса и беднейшего крестьянства. Необходимым условием успешности социалистической социальной революции, с точки зрения традиционной марксистской социологии, должна быть политическая партия, руководящая революционными массами и сама руководствующаяся марксистской (марксистско-ленинской) идеологией.

Общая закономерность в этом плане была сформулирована К.Марксом еще в одной из его ранних работ: чем глубже осуществляемое в обществе преобразование, тем больший объем народных масс в нем участвует. В абстрактно-теоретическом плане это утверждение, видимо, справедливо и логично. Оно привлекательно и в плане своей демократичности.

Однако в реальной жизни дело зачастую обстоит совсем не так, «Народ безмолвствует» как предписывает марксистская доктрина. Нередко кардинальные социальные изменения, в том числе революционного характера, совершались сравнительно узким,небольшим кругом лиц.

Как известно, партия большевиков накануне Октябрьской революции насчитывала около 340 тыс. членов. Эта крайне малая группа (по сравнению с общим населением страны) сумела «перевернуть» Россию.

По подсчетам некоторых источников, активных сторонников Петра I было, вероятно, не больше 1 % населения. Однако им удалось коренным образом преобразовать страну. Или взять некоторые факты из нашей недавней истории.

История выдвигает личностей, а личности творят историю