Социальный приют для детей «Марьино»
В 1997 г. в районе Марьино Юго-Восточного округа г. Москвы начал функционировать социальный приют для детей и подростов “Марьино”. Он расположен на Новомарьинской улице в доме 3, к. 4. Директор приюта Котова Людмила Алексеевна, советник районной Управы "Марьино". Приют организован по инициативе Комитета социальной защиты Москвы и является одним из первых в городе. Приют работает под руководством Управления социальной защиты населения ЮВАО. В приюте живут дети и подростки в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Основная задача всех служб и подразделений приюта – это оказание первичной социальной помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также всесторонняя реабилитационная работа с воспитанниками всех возрастных категорий и различного социального статуса.
Чаще всего в приют попадают дети из так называемых “неблагополучных” семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей. В приют могут поступить заблудившиеся дети, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению и приехавшие из различных регионов России и СНГ. Дети, лишившиеся родителей, также могут стать воспитанниками приюта.
В приют дети и подростки поступают по акту органов УВД и по направлению специалистов по охране прав детей из районных Управ. Комитетом социальной защиты населения г. Москвы организована работа “Горячей линии” (т. 265-13-08). Специалисты, работающие на “Горячей линии”, владеют информацией об имеющихся в детских учреждениях местах и оказывают помощь в устройстве детей. Дети могут лично обратиться в приют по телефону доверия 345-35-01 (круглосуточный).
В структуру приюта входят несколько отделений.
Приемное отделение - является начальным звеном в работе комплекса, предполагает оказание экстренной помощи детям, имеет диагностическую направленность и состоит из следующих блоков:
Блок социально-психологической помощи - предполагает непосредственную индивидуальную работу с каждым вновь поступившим ребенком, в первую очередь ослабление психического напряжения детей, преодоление острой кризисной ситуации. В дальнейшем определяется социальный диагноз каждого воспитанника и рассматриваются возможные пути социальной работы и психологической реабилитации детей.
Блок медицинской реабилитации - предполагает определение состояния здоровья детей и необходимые мероприятия по нормализации психического и физического состояния воспитанников, а также профилактические мероприятия.
Блок психолого-педагогической реабилитации - предполагает образовательную и воспитательную деятельность с использованием индивидуального подхода для полноценного развития личности каждого ребенка.
Обеспечение одновременного приема 10-15 человек (что соответствует потребностям округа) возможно при условии обособленности приёмного отделения от других служб и подразделений учреждения. Для успешного функционирования приёмного отделения целесообразно использовать имеющееся здание приюта только для приёма детей.
Основные направления работы приёмного отделения:
– психолого-педагогическая реабилитация;
– медицинская реабилитация;
– социально-психологическая помощь.
Стационарное отделение - предполагает непосредственную реализацию задач проекта, а именно всестороннюю помощь детям и подросткам в кризисной ситуации, организацию воспитания детей в семейных условиях, и состоит из следующих блоков:
Блок правовой помощи детям - осуществляет правовую поддержку и защиту интересов детей, обеспечивает усиление внимания органов законодательной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечивает надлежащую юридическую базу деятельности учреждения.
Социально-педагогический блок - обеспечивает воспитанникам уровень образования, предусмотренный законом «Об образовании», предоставляет воспитанникам дополнительное образование (кружки). В данном блоке решаются также задачи специального образования для детей с отклонениями в развитии, а также приобретения начальных профессиональных навыков и профориентации.
Блок психологической службы - обеспечивает диагностику психического состояния детей, всестороннюю нормализацию личности воспитанников, преодоление отклонений в эмоционально-волевой сфере через систему тренингов и психотерапии. Предполагается участие специалистов-психологов во всех сферах деятельности учреждения, проведение «широкого» консультирования персонала комплекса и координацию деятельности всех блоков для оптимального выполнения задач проекта. Обеспечивает привлечение в приют волонтеров из числа студентов, обучающихся по специальности «Психология». Для студентов эта система - учебная психологическая практика, а для приюта это позволит:
– помочь воспитанникам сформировать навыки, необходимые для их адаптации к жизни в обществе, в процессе общения с волонтёрами;
– обеспечить приют добровольными профессиональными помощниками;
– подготовить специальные кадры из числа волонтеров (психологов, педагогов) для будущей работы.
Оздоровительный блок - выполняет задачи диагностики, лечения, оздоровления и профилактики физических и психических заболеваний у детей. В блоке предполагается наличие физиокабинета, зала лечебной физкультуры, кабинета массажа, водных процедур, тренажерного зала, солярия. Необходимо постоянное сотрудничество блока с оздоровительными лагерями и санаториями системы здравоохранения.
Блок трудовой терапии - выполняет задачи трудового воспитания и получение начальных профессиональных навыков, что в дальнейшем даст ребёнку возможность самоопределения. В блоке необходимо создание классов столярного, слесарного, швейного дела и др. (по различным отраслям), компьютерного класса, кинофотостудии, редакции, автодела, кулинарии и др. Кроме этого необходимо создать условия для работы на земельном участке, выращивание цветов, простейших овощей и зелени. Наряду с этим ребёнку необходимо предоставить возможность общения с домашними животными и ухода за ними (согласно нормам ЦГСЭН).
Блок «замещающей семьи» - работа блока предполагает создание планового общения потенциального опекуна и ребенка, адаптацию их друг к другу, при необходимости - организацию временного совместного проживания опекуна и ребенка. Необходимо проведение опекуна и ребенка через цикл тренингов с «эффектом невидимого присутствия» (в паре «взрослый - ребенок» используется специальная видеосистема наблюдения и связи (со взрослым) для улучшения взаимопонимания в данной паре непосредственно в момент общения).
Методический блок - осуществляет разработку комплексных мероприятий по различным направлениям работы с ребёнком с участием всех специалистов учреждения. В блоке ведется аналитическая работа с необходимой корректировкой индивидуальных программ для каждого воспитанника. Осуществляет
Каждый ребенок, поступивший в приют, получает комплексную медицинскую помощь и психолого-педагогическую поддержку. В приюте действует социальная служба. Специалисты приюта ведут поиск родственников или лиц, заинтересованных в судьбе детей. Специальную помощь детям оказывают психологи, социальные педагоги, дефектолог. Педагоги организуют занятия по индивидуальным программам. Все дети школьного возраста посещают школу, а дошкольники занимаются с воспитателями в приюте по программе дошкольных образовательных учреждений.
Социальная реабилитация воспитанников предполагает целый комплекс мероприятий.
Главной задачей социальной помощи ребенку является его социальная реабилитация, предполагающая включение данного ребенка в полноценные общественные отношения, устройство его дальнейшей судьбы, в связи с чем социально-правовым отделом приюта проводится следующая работа:
– сбор информации о ребенке;
– составление и ведение документации на каждого ребенка;
– анализ имеющейся информации и определение возможностей дальнейшего устройства детей;
– сотрудничество с органами опеки и попечительства в районных Управах ЮВАО г. Москвы, органами УВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних;
– участие в судебных заседаниях в качестве свидетелей;
– работа с опекунами (беседы, консультации, посещения семей, определение психологической совместимости опекунов с детьми и др.);
– подготовка детей к передаче под опеку (пробные посещения детьми семей потенциальных опекунов, знакомство ребенка с членами будущей семьи);
– подготовка документов для перевода в другое учреждение на постоянное пребывание, на передачу под опеку, на возвращение в семью;
– установление и поддержание контактов с семьями воспитанников и проведение правовых консультаций по различным вопросам;
– профессиональная и социальная ориентация воспитанников;
– участие в совещаниях и конференциях по правовым аспектам работы детских сиротских учреждений и приютов;
– участие в работе КДН на уровне муниципалитетов и Префектуры.
К сожалению, работа с органами ОВД не ограничивается только помощью ребенку. Нередки случаи самовольного ухода детей из приюта.
Основными причинами, приводящими к самовольному уходу воспитанников из приюта, являются:
– стойкая привычка к “уличному” образу жизни, бродяжничеству;
– потребность в употреблении алкоголя, токсических веществ, курении (у многих воспитанников наблюдается зависимость от данных веществ);
– желание увидеть родителей или родственников.
Приют не является заведением строгого режима, не имеет системы строгого надзора, дети посещают школу, районную поликлинику, выезжают в театры и участвуют в различных культурно-массовых мероприятиях. В то же время необходимость пребывания в приюте не всегда осознается ребенком в полной мере; побывав “дома”, воспитанники зачастую возвращаются в приют самостоятельно. Из всех самовольно отлучившихся воспитанников выражали протест против возвращения в приют лишь единицы. В задачу работников приюта входит помощь ребенку в “мягком”, постепенном переходе в новые жизненные условия.
Медицинская реабилитация предполагает диагностику, лечение и профилактику заболеваний у воспитанников, разнообразные оздоровительные мероприятия. включая спорт.
Психолого-педагогическая поддержка. С целью подбора оптимальных методов коррекции, выбора образовательного маршрута и вида образовательного учреждения в приюте проводится диагностика развития познавательной сферы детей.
В качестве наиболее часто встречающихся проблем детей можно выделить:
1. Последствия дефицита внимания со стороны родителей.
2. Последствия жестокого обращения родителей.
3. Социально-педагогическая запущенность.
Педагогическая реабилитация детей и подростков осуществляется в ходе мероприятий воспитательного характера, направленных на получение необходимых знаний и навыков, школьного образования. Данная работа предполагает направленность на развитие личности и преодоление нарушений адаптации воспитанников в среде сверстников.
Строится с учетом следующих принципов:
– достижение максимального эмоционального комфорта;
– всестороннее развитие личности детей в ходе воспитательной работы;
– формирование временной перспективы в сознании воспитанников;
– организация групп “семейного”типа, разновозрастных (6-7 человек), моделирующих семью.
В ходе воспитательных мероприятий, проводимых в приюте, ставятся следующие задачи:
– помощь детям и подросткам в становлении их самосознания, в понимании собственных особенностей, своих “сильных” и “слабых” сторон, жизненных целей и перспектив;
– формирование положительного опыта общения у воспитанников: формирование представлений о групповых нормах общения, навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах приюта и за его пределами;
– развитие и начальные этапы коррекции эмоциональной и познавательной сфер детей;
– создание положительного эмоционального климата в детском коллективе; помощь в осознании своих эмоций и чувств, адекватных форм эмоционального реагирования; расширение кругозора детей;
– формирование у детей навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций;
– обучение воспитанников навыкам ответственности за себя и свои поступки;
– ознакомление их с правами и обязанностями взрослого человека, создание у детей позитивного отношения к миру взрослых и обществу.
Воспитательная работа в приюте предполагает различные формы ее проведения:
– фронтальное занятие (познавательного характера);
– индивидуальные занятия-беседы;
– выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками;
– тематические прогулки;
– практические занятия по формированию определенных умений и навыков;
– неформальные встречи, беседы и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.В. Вожжова, О.И. Евстешина, Психическое здоровье воспитанников и некоторые аспекты организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы, № 3, – 2006, – С. 63 – 66.
2. Юлия Игнатьева, Гнездовье поневоле. Кузьминские сироты в хороших руках//Общая газета, № 10, 2005.
3. Типовой Устав Государственного учреждения Социальный приют для детей и подростков Министерства социальной защиты Республики Татарстан.
4. Устав Социального приюта для детей и подростков Министерства социальной защиты Республики Татарстан «Гаврош».