Практические задания

1. Сгруппируйте приведенные ниже признаки поведения школьников по их принадлежности к четырем типам темперамента.

1) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.

2) Подвижен, но без резких движений, склонен к час­той смене настроения, сензитивен, экстраверт.

3) Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.

4) Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.

5) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой пе­реоценивать себя, экстравертирован.

6) Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно
легко переносит одиночество.

7) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро схо­дится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.

8) Имеет замедленный темп реакций, региден, мало­подвижен, интраверт.

9) Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении.

10) Нередко вспыльчив, несдержан, поэтому бывает недостаточно
пластичен во взаимоотношениях с товарищами.

11) Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к
меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми
затрудняется. Спокоен.

12) Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при
попытках его отвлечь.

13) Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым
состояниям. Так, спрошенный на уроке истории в присутствии завуча,
начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не
смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

14) Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и
настроение, которое, кстати сказать, чаше бывает приподнятым. Расстраивается редко и ненадолго.

15) Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы. Настроение чаще пасмурное.

16) Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении; может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя.

17) Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив; на уроках внимателен.

18) Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается.

19) Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется.

20) Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания, в отношениях с товарищами слишком прямолинеен.

 

2. Обобщите особенности типов темперамента, представив их в виде таблицы. При заполнении рекомендуется использовать символы (+,-,) и слова, обозначающие степень выраженности свойства (низкая, повышенная, быстрый и т.п).

Свойства типов темперамента Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
1. Сила-слабость        
2. Уравновешенность-неуравновешенность        
3. Подвижность-инертность        
4. Сензитивность        
5. Активность        
6. Реактивность        
7. Соотношение реактивности и активности        
8. Темп реакций        
9. Экстраверсия-интроверсия        
10. Пластичность-регидность        

 

3. Определите стратегии воспитания в отношении школьников различного темперамента. Сформулируйте правила работы педагога, учитывающие нейродинамические особенности ученика, используя следующие источники:

· Ильин Е.П. Психология. СПб., 2004.

· Крутецкий В.А.Психология. М., 1986.

· Психология / Под ред. Дубровиной. М.,1999.

Информацию представьте в виде таблицы:

Тип темперамента Учебные ситуации, в которых ученики Стратегия поведения учителя
Успешны испытывают трудности
       

4. Дайте психологическое объяснение следующим ситуациям

· Миша (5 лет) не любит гулять с сестрой, потому что она садится на скамеечку и читает, а вот с братом ему нравится: они бегают, залезают на деревья, прыгают.

· Энергичных, общительных родителей часто раздражает медлительность и пассивность своего ребенка.

 

5. Укажите, какие из них характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика[2].

Бодрое и повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность, быстрое возникновение и смена чувств, терпеливость, невыразительность речи, ровное и спокойное настроение.

 

6.Дополните следующую схему типами темперамента:

 

 

 

 

7. Какое свойство темперамента проявляется в приведенных примерах? По каким признакам это можно установить?[3]

А) Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив предпочитает тишину и уединение, с трудом знакомится с новыми людьми, слишком большое внимание его смущает.

Б) Аида и Люда – ученицы 9 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в классе. Когда в начале года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с удовлетворением заявила, что наконец-то расстанется с ребятами, которые ее обидели. Люда е с досадой заметила, что теперь она будет с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида долго еще не подходила к новым ученикам.