Практические задания
1. Сгруппируйте приведенные ниже признаки поведения школьников по их принадлежности к четырем типам темперамента.
1) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.
2) Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сензитивен, экстраверт.
3) Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.
4) Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.
5) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстравертирован.
6) Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно
легко переносит одиночество.
7) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.
8) Имеет замедленный темп реакций, региден, малоподвижен, интраверт.
9) Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении.
10) Нередко вспыльчив, несдержан, поэтому бывает недостаточно
пластичен во взаимоотношениях с товарищами.
11) Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к
меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми
затрудняется. Спокоен.
12) Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при
попытках его отвлечь.
13) Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым
состояниям. Так, спрошенный на уроке истории в присутствии завуча,
начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не
смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
14) Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и
настроение, которое, кстати сказать, чаше бывает приподнятым. Расстраивается редко и ненадолго.
15) Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы. Настроение чаще пасмурное.
16) Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении; может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя.
17) Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив; на уроках внимателен.
18) Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается.
19) Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется.
20) Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания, в отношениях с товарищами слишком прямолинеен.
2. Обобщите особенности типов темперамента, представив их в виде таблицы. При заполнении рекомендуется использовать символы (+,-,) и слова, обозначающие степень выраженности свойства (низкая, повышенная, быстрый и т.п).
№ | Свойства типов темперамента | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
1. | Сила-слабость | ||||
2. | Уравновешенность-неуравновешенность | ||||
3. | Подвижность-инертность | ||||
4. | Сензитивность | ||||
5. | Активность | ||||
6. | Реактивность | ||||
7. | Соотношение реактивности и активности | ||||
8. | Темп реакций | ||||
9. | Экстраверсия-интроверсия | ||||
10. | Пластичность-регидность |
3. Определите стратегии воспитания в отношении школьников различного темперамента. Сформулируйте правила работы педагога, учитывающие нейродинамические особенности ученика, используя следующие источники:
· Ильин Е.П. Психология. СПб., 2004.
· Крутецкий В.А.Психология. М., 1986.
· Психология / Под ред. Дубровиной. М.,1999.
Информацию представьте в виде таблицы:
Тип темперамента | Учебные ситуации, в которых ученики | Стратегия поведения учителя | |
Успешны | испытывают трудности | ||
4. Дайте психологическое объяснение следующим ситуациям
· Миша (5 лет) не любит гулять с сестрой, потому что она садится на скамеечку и читает, а вот с братом ему нравится: они бегают, залезают на деревья, прыгают.
· Энергичных, общительных родителей часто раздражает медлительность и пассивность своего ребенка.
5. Укажите, какие из них характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика[2].
Бодрое и повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность, быстрое возникновение и смена чувств, терпеливость, невыразительность речи, ровное и спокойное настроение.
6.Дополните следующую схему типами темперамента:
7. Какое свойство темперамента проявляется в приведенных примерах? По каким признакам это можно установить?[3]
А) Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив предпочитает тишину и уединение, с трудом знакомится с новыми людьми, слишком большое внимание его смущает.
Б) Аида и Люда – ученицы 9 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в классе. Когда в начале года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с удовлетворением заявила, что наконец-то расстанется с ребятами, которые ее обидели. Люда е с досадой заметила, что теперь она будет с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида долго еще не подходила к новым ученикам.