Изучение темперамента школьника методом наблюдения
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
§ а) легко включается в работу;
§ б) действует со страстью;
§ в) действует спокойно, без лишних слов;
§ г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
§ а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;
§ б) возмущается тем, что ему делают замечания;
§ в) выслушивает и реагирует спокойно;
§ г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
§ а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
§ б) быстро, со страстью, но других не слушает;
§ в) медленно, спокойно, но уверенно;
§ г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
§ а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
§ б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
§ в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
§ а) бросает, потом опять продолжает работу;
§ б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
§ г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
§ а) быстро соглашается;
§ б) возмущается;
§ в) остается, не говорит ни слова;
§ г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
§ а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
§ б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
§ в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
§ г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
§ а) сангвинический;
§ б) холерический;
§ в) флегматический;
§ г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.