Социологический анализ российского общества

Используя вышеописанные теории, попытаемся сделать социологический анализ современного российского общества, выяснить, по какому пути оно развивается, к какому типу цивилизаций относится, в чем суть переходного периода, переживаемого в настоящий момент Россией и странами СНГ.

Как было отмечено выше, модернизация российского общества началась с отмены крепостного права в 1861 году, когда появилась реальная возможность формирования буржуазных, рыночных отношений в обществе. Хотя попытки модернизации осуществлялись Петром 1 и на протяжении XVIII–XIX веков, российские монархи в той или иной степени пробовали заимствовать у Запада те или иные образцы, не меняя при этом существенно экономический и политический строй общества.

Начало XX века ознаменовалось тремя революциями, в ходе которых были также предприняты попытки реформировать политическое устройство российского государства в сторону его модернизации (политизация населения, создание первых политических партий, Государственные Думы – прообраз парламентской системы и т.д.). В результате победы социалистической революции процесс модернизации был, с одной стороны, приостановлен, с другой стороны, частично продолжен.

Индустриализация и всеобщая коллективизация способствовали формированию и развитию машинного производства, причём по количественным показателям СССР занимал одно из ведущих положений. Однако индустриальное общество создавалось не на рыночной, а на плановой основе. В политической сфере модернизация также была приостановлена.

После победы Октябрьской революции в России была создана уникальная система, называемая социализмом, теоретическую основу которой представляла марксистская модель перехода от капиталистической формации к коммунистической. «Реальный социализм»как система общественных отношений, сложившийся в СССР, называют по-разному: «государственный капитализм», «тоталитарный строй», «номенклатурный социализм», «неофеодализм», «коммунистический тоталитаризм» и т.д. Но то, что реально существовала и функционировала в течение семи десятилетий особая общественная система, – это неоспоримо.

По своей сути «реальный социализм» это радикальный антикапитализм, отрицание и частной собственности, и её права, и свободной правовой личности – самостоятельного субъекта права и собственности. В экономико-правовом аспекте общенародная, или социалистическая, собственность, как это ни парадоксально, не являлась собственностью, Произошло отчуждение собственности от живых, конкретных людей, и следствием такого его абстрактно-всеобщего, надиндивидуалъного. общественно-коллективного характера явились её «ничейность», «огосударствленность».

Социалистическая собственность стала добычей партийно-государственной номенклатуры и иррационально-традиционалистской бюрократии. Почему это произошло? Как отмечал К.Маркс, переход от одной формации к другой возможен только тогда, когда в недрах старой формации созреют реальные материальные условия для этого, кроме того, социалистическая революция,по его мнению, должна произойти в развитой капиталистической стране.

Капиталистические отношения в России до Октябрьской революции не успели вызреть, к началу XX века в нашем обществе не сформировался реальный собственник, не помогла этому и столыпинская реформа. По своему типу Россия, в силу своего исторического опыта, а также географического месторасположения, скорее относилась к восточной модели,поскольку здесь на протяжении веков существовала общинная форма хозяйствования, а способ производства, существовавший в России, как мы уже отмечали, К.Маркс назвал «азиатским способом производства». К 1917 году российское общество было традиционным, или традиционалистским.

Эти особенности нашли отражение в сформировавшейся социалистической системе. Несмотря на частичную модернизацию российского общества, все преобразования носили отпечаток традиционализма. Специально созданная партийно-государственная номенклатура, по сути дела, представляла собой коллективного владельца общенародной собственности. В силу своего политического положения партноменклатура распоряжалась общенародной собственностью, обладая особыми привилегиями.

Политический режим и идеология «реального социализма», с одной стороны, сделали возможным мобилизовать силы общества и преодолевать колоссальные трудности (одержать победу в тяжелейшей войне, прорваться в космос, создать первоклассные военные технологии, осуществить индустриализацию, культурную революцию), с другой – привели общество к деградации и упадку.

Сформировавшиеся ценности, идеалы и нормы социальной регуляции могли нормально работать только в «мобилизационном режиме». Предписанные и ориентированные на коллектив социальные статусы ставили человека в полную зависимость от государства, порождали иждивенчество, укореняя в психологии людей традиционалистские представления.

Ограниченная демократизация при Н.С.Хрущёве обнаружила кризисные симптомы в социально-экономических отношениях. Начались противоречивые и непоследовательные реформы. Разоблачение культа личности И.В.Сталина нанесло смертельный удар по прежним идеалам и ценностям. И хотя режим Л.И.Брежнева пытался административно-идеологическими методами их поддержать, произошло необратимое раздвоение ориентации людей.

Произошло отчуждение официальной идеологии от человека, перестали работать традиционалистские ценности. В 1970-е годы усилились кризисные явления в недрах социальной системы, провалившие серию косыгинских реформ. Они поставили вопрос о коренном изменении общественного устройства. Так началась в середине 1980-х годов «перестройка».

Процессы демократизации общественного строя и перехода к рыночным отношениям начались в рамках «реального социализма» «сверху», по инициативе нового руководства КПСС. Первоначально речь шла об ускорении НТП, затем о реформировании, «улучшении» социализма. Ключевым вопросом постепенно стал процесс демократизации и создания гражданского общества.

К концу «перестройки» начали формироваться самостоятельные социально-политические движения, группы, бросившие вызов КПСС. В экономической сфере появились зачатки рыночных отношений в виде кооперативов, различных товариществ, первых фермеров. Гласность и свобода слова стали главным выражением демократических изменений в обществе.

Все эти реформы означали начало нового этапа модернизации российского общества. Особенностью этого этапа стало то, что процесс модернизации опять начался «сверху», и то, что политическое руководство СССР начало модернизацию с духовной подсистемы:отправной точкой «перестройки» стала замена ориентации в менталитете российских граждан с классовых интересов и ценностей на общечеловеческие ценности.

После идеологической подготовки были осуществлены политические изменения – победила «августовская революция» 1991 года и распался СССР, что произошло на фоне углубления социальных и межнациональных конфликтов, внутренней политической борьбы между реформаторами и консерваторами, тяжёлого экономического и социального кризиса, разгула преступности, упадка коммунистической идеологии. После «августовской революции» начались рыночные реформы. Такова краткая эволюция «перестройки» и начала ликвидации социализма как строя, перехода к новому общественному устройству.

return false">ссылка скрыта

В этой связи первая крупная проблема заключается в следующем: есть ли реальные альтернативы «строительства» рынка в России и странах СНГ? Ответ на эту дилемму даёт М.Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма». М.Вебер утверждает, что есть архаичный, традиционалистский капитализм и современный капитализм, которые отличаются не исторической хронологией, а типом деятельности.

Архаичный, традиционалистский капитализмкак тип деятельности может развиться и в новейшее время, соседствовать с буржуазным промышленным капитализмомв одном и том же обществе. Капитализм вообще, по Веберу, как универсально-исторический феномен «по своему типу может выступать как авантюристический, торговый, ориентированный на войну, политику, управление и связанные с ними возможности наживы».

Современный, промышленный, капитализм,по Веберу, рождается не путём простого накопления капитала насилием и разбоем, переливанием затем в промышленность огромных денежных масс, а путем формирования в обществе подлинного духа капитализма, его трудовой этики.

Деятельность же торгово-посреднического капитала в России, подчинившая интересам собственной наживы всю экономическую жизнь (упадок промышленности, научно-технического потенциала и т.д. – результат такого подчинения), также свидетельствует об иррациональности и традиционализме его трудовой этики. М.Вебер утверждал: обществу, чтобы стать капиталистическим (в современном смысле), нужно иметь свои особые предпосылки – особый тип осознании,людей с особым складом мыслей и поведения, с особым типом ценностей, особый дух – дух капитализма.

Проникновение рациональной трудовой этики в современное российское общество происходит сложно, так как складывающиеся рыночные отношения не могут стимулировать массовое воспитание (тип капитала сам пропитан духом традиционализма), кризис духовности в обществе подорвал основы воспроизводства нравственных ценностей.

В умах людей держатся усреднённые, строго регламентированные нормы личных потребностей, исключение составляет определённая часть людей творческого, в первую очередь, научного, труда, а также часть предпринимателей и фермеров, для которых продуктивный труд, профессионализм и успех составляют основу их выживания.

Возникает вопрос: почему именно традиционалистский капитал захватил в обществе командные рычаги экономики, сумел подчинить интересам иррациональной наживы всю хозяйственную жизнь? Это связано с характером его генезиса.

В недрах «реального социализма» где-то в начале 1960-х годоврождается социальный феномен, ставший хорошо известным уже в 1970-х годах на стадии «зрелого социализма» под названием «теневой экономики».Это не просто криминально-спекулятивные круги, подпольный бизнес (наркобизнес, контрабанда и т.д.), которые в той или иной степени и форме существовали все годы Советской власти.

«Теневая экономика» – это сложный симбиоз нелегальных форм бизнеса, криминальных структур и легальных партийно-номенклатурных структур, включающий в себя и организованную преступность. «Теневая экономика» возникла не сама по себе, автономно, а как потребность части партийно-государственной номенклатуры в нелегальном обогащении.

Этот симбиоз, который можно было бы назвать «номенклатурно-теневой экономикой», и стал растущей «клеточкой» нового социального организма. Она росла и укреплялась за счёт таких предпосылок, как общенародная и колхозно-кооперативная собственность, крайне централизованная плановая экономика с её различными дефицитами, с командными и административными рычагами, её аппаратом власти и традиционалистским чиновничеством. Коррупция и полная деградация верхних эшелонов власти, рост и укрепление организованной преступности составляли идиллическую картину возмужания пока ещё в рамках «зрелого социализма» нового организма, кризиса и упадка режима.

Обладатели больших состояний – не только «цеховики», дельцы «теневой экономики», главари организованной преступности, но и верхи правящей номенклатуры – оказались стеснёнными рамками существующего строя. Им нужна была легализация, полнокровное использование накопленных средств в качестве капитала. И в этом аспекте переход к политике «перестройки сверху» стал исторически неизбежным, а неудачи на пути реформирования, «улучшения» социализма – предопределёнными.

«Августовская революция» 1991 года ознаменовала становление новой общественной системы, а с начала 1992 года в рамках нового государства и нового общества происходит движение системы к целостности – политической, экономической, социальной, духовной. Теперь все процессы подчинены интересам консолидации и развития этой системы. Этим же интересам подчиняются новые демократические институты, пресса и т.д.

Кризис общества вступает в новую стадию,к старым нерешённым проблемам прибавляются новые, обусловленные новыми социально-экономическими отношениями, вторжением в общество совершенно иных ценностей и норм, психологически и нравственно не приемлемых для подавляющего большинства народа.

Ключевое значение приобретает политическая элитавообще и правящая в особенности. Она формирует политику, основные направления эволюции страны. Но она, прямо или косвенно, связана с криминальностью. Всё более важную роль играют те группы политической элиты, которые вышли из торгово-финансовых групп. Это представители бывшей номенклатуры, их дети и родственники. Есть очень большая и влиятельная группа, которая владеет чисто криминальным капиталом (рэкет, наркобизнес, проституция, торговля оружием) и также формирует политическую и правящую элиту.

Правящая элита сегодня формируется и как экономически господствующий класс. Притягательны для хозяйственной и бывшей партийной номенклатуры те сырьевые ресурсы (нефть, газ, алмазы, золото и т.д.), которые имеют сбыт на мировом рынке. Вместе с правящей элитой идёт формирование мощного компродорского бизнеса.

В России сегодня есть политические группы, которые противостоят этим тенденциям, но они ещё слабы и не могут серьёзно воздействовать на реальную политику. Общественный протест также серьёзно не влияет на решения и действия правящих групп элиты и определяет «тайну» беспомощности власти в борьбе с организованной преступностью, криминальностью в стране.

Итак, обобщив вышесказанное, можно констатировать, что главное противоречие российского общества определяется борьбой двух тенденций,двух типовых рыночных отношений и капиталистической деятельности: традиционалистской и современной, буржуазно-рациональной.

Основная борьбаобщественно-политических сил идёт не по линии капитализм – социализм, а по линии борьбы за установление цивилизованных форм капиталистической деятельности, гражданского общества с широкими и реальными демократическими правами людей, за обуздание организованной преступности, эффективную защиту социальных и экономических прав граждан.

Выводы и ключевые идеи

В современной социологии социум рассматривается как система, обладающая определенными социальными элементами, связями и системными качествами. Как в каждой системе в социуме существует определенная иерархия, которая представлена основными подсистемами, социальными институтами и организациями (см. Рис. 3).

В настоящее время наиболее распространенными концептуальными моделями изучения общества являются структурно-функциональный подход, теория модернизации, теория цивилизаций, не потеряла своей актуальности теория общественно-экономических формаций.

Однако необходимо отметить, что ни одна из рассмотренных концепций не дает достаточно полного и непротиворечивого объяснения общества: у каждой имеются определенные пределы достоверности. Так применение теории модернизации дает наибольший эффект при анализе, прежде всего, экономической и политической подсистем общества; теория общественно-экономических формаций наиболее продуктивна при анализе развития социума в западноевропейских странах (западного типа общества); теория цивилизаций - при анализе культуры и восточного типа общества.

Поэтому при изучении социума необходимо комплексное использование теорий, с учетом пределов применимости.

Задания к Теме 2.

Задание 2.1. Назовите основные системные принципы. Объясните их своими словами.

Задание 2.2.В чем отличительные особенности общества как системы от других систем?

Задание 2.3.Как называются подсистемы общества, отвечающие за:

а) властные отношения

б) воспроизводство членов общества

в) производство и распределение материальных благ

г) систему ценностей

Задание 2.4.Изобразите социальную структуру в виде включенных друг в друга геометрических фигур. Например, круги:

 
 


Задание 2.5.Вставьте пропущенные слова.

Согласно теории общественно экономических формаций общество – это ………и……... Базис в свою очередь включает ………..и …………Противоречие между .….. и ..….приводит к социальной…….., которая изменяет…….

Задание 2.6.Перечислите основные постулаты теории модернизации и кратко охарактеризуйте их.

Задание 2.7.Внимательно посмотрите на представленные ниже схемы. Напишите иллюстрацией какой теории развития общества каждая из них является.

Схема 1. Теория……

 
 


С

С

Е

Р

Г

О

Р

П

Схема 2. Теория……..

 
 

 

Задание 2.8.Выпишите отличительные черты восточных и Западных обществ.

Задание 2.9.Выделите основные этапы в развитии российского общества и их характерные черты.