Авианосцы Испании

До 1967 года ВМС Испании не имели в своем составе авианосцев. Затем в США сроком на 5 лет был взят в аренду авианосец «Кэбот», переименованный в «Дедало». В 1973 году испанское правительство выкупило его у американцев. После модернизации вместо 40 поршневых самолетов «Дедало» нес 7 «Харриеров» и 20 вертолетов. Однако старый корабль не мог удовлетворить растущие амбиции испанских адмиралов.

 

В.13. Рис. Испанский авианосец R11 «Принц Астурийский» (1988 г.). Водоизмещение 17 200 т; основные размерения 195,9/24,3/9,4 м.; скорость 25 узлов; дальность плавания 6500 (20) морских миль; экипаж 555 (90) + 208 чел. Вооружение: 10 HARRIER AV-8B, 2 SH-3D AEW, 3 SH-3G, 4 AB-212; 4 ЗАК MEROKA

В.14, в.15.

На смену авианосцу «Дедало» пришел авианесущий корабль R11 «Принц Астурийский» («Принсипе де Астуриас»). Хотя корабль целиком построен в Испании он также имеет американские корни. С 1970-го по 1974 год в США велась разработка корабля контроля моря SCS (Sea Control Ship). Программа корабля SCS была прекращена в 1975 году по финансовым соображениям и из-за серьезных проб­лем в разработке сверхзвукового самолета вертикально­го взлета и посадки. Проект был востребован по другую сторону океана. В 1977 году в Испании при техническом со­действии американских фирм «Гиббс энд Кок Бэз Айрон Уоркс» и «Сперри» началось рабочее проектирование авианосца на базе корабля SCS, который и был заложен на верфи фирмы «Эмпресса Насьо-наль Базан» в Ферроле в октябре 1979 года. Корабль был спущен на воду в 1986-м и официально вошел в строй в 1989 году.

В.16, в.17, в.18.

«Принц Астурийский» разрабатывался специально для использования самолетов с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой типа «Си Харриер». На этом корабле впервые была применена оригинальная архитектура корпуса со значительным подъемом полетной палубы в носовой ее части по всей ширине вместо рампы (трамплина), как на английском авианосце «Инвинсибл». Такой подъем полетной палубы обеспечивает взлет самолетов типа «Си Харриер» более эффективным методом «Ски Джамп» (лыжный прыжок). Всего на корабле имеется 6—8 самолетов «Матадор» (испанское обозначение палубного самолета «Си Харриер»), 6—8 противолодочных вертолетов «Си Кинг» и 4—8 вертолетов АВ212. Более точный состав авиакрыла зависит от конкретно поставленных задач.

После вступления в строй авианосца «Принц Астуриискии» во­круг него образовалось корабельное соединение, получившее название группа «Альфа». «Альфа» является со­ставной частью испанских сил быстрого развертывания.

В.19, в.20.

В Испании из-за сокращения военного бюджета строительство нового корабля для замены авианосца «Принц Астурийский» в ближайшее время не предусматривается. Однако на мировом рынке судостроения испанская судоверфь «Базан» проявляет большую активность в плане строительства авианесущих кораблей для других стран. После выполнения в 1997 году заказа на постройку для ВМС Таиланда авианосца, авторитет компании существенно возрос. Так, ряд стран, и, прежде всего Юго-Восточной Азии, не исключает возможность приобретения аналогичного авианосца и для своих ВМС. В частности. Республика Корея и Индонезия положительно оценивают данный проект. Аргентина, Бразилия и Чили заявили о необходимости приобретения таких кораблей. Потенциальных покупателей привлекают не только высокие боевые качества легких авианосцев, но и значительно более низкая цена корабля испанской постройки по сравнению с той, что предлагают французские и английские фирмы.

Универсальный десантный корабль «Хуан Карлос I» (Juan Carlos I) для ВМС Испании строится фирмой Navantia. Для испанского флота он должен стать крупнейшей морской единицей в истории. Этот проект позиционируется испанцами как Buque de Proyeccion Estrategica (BPE) (корабль стратегической проекции силы). ВРЕ, который получил в честь испанского монарха название «Хуан Карлос I», был заложен на верфи фирмы «Navantia» в Ферроле в мае 2005 года, в марте 2008 года его спустили на воду, а сдать заказчику планируют в 2011 году. Авианесущий корабль водоизмещением 27 000 т и длиной 230 м имеет сквозную полетную палубу с взлетным трамплином с левой ее стороны и надстройкой-островом – с правой. Таким образом, «Хуан Карлос» был специально разработан для работы авиации короткого взлета и посадки. Он имеет восемь мест для размещения самолетов AV-8B «Харриер», и 4 – для средних вертолетов CH-47 «Чинук», так же на нем предусмотрено одно место для базирования V-22 «Osprey» Tilt-Rotor.

 

Рис. В.21А. «Juan Carlos I» Navantia 12.5.05 10.3.08 2011 (план). Водоизмещение: 27 080 т. Размеры: 231,8 х 32 х 7 м. Энергетическая установка электро-дизель-газотурбинная. Газовая турбина и два дизеля. Скорость 21 узл. Вооружение: зенитные установки 1 RAM, 4 «Голкипер». В док-камере размещаются четыре легких десантных катера типа LCM-1Е, либо два таких катера и один катер на воздушной подушке LCAC. 12 средних транспортных вертолетов NH90, либо восемь тяжелых CH-47 «Chinook», либо до семи многофункциональных штурмовиков ВВП AV-8B «Harrier II» или F-35B. Экипаж собственно корабля составляет 243 человека.

 

В док-камере размещаются четыре легких десантных катера типа LCM-1Е, либо два таких катера и один катер на воздушной подушке LCAC. Десант – 925 человек, включая группу береговой разведки (23 бойца). На нижней грузовой палубе можно перевозить до 46 основных боевых танков, на верхней размещаются грузовики и другие автомобили. В смежном ангаре с верхней грузовой палубой размещаются либо 12 средних транспортных вертолетов NH90, либо восемь тяжелых CH-47 «Chinook», либо до семи многофункциональных штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8B «Harrier II» или F-35B.

Полетная палуба в случае необходимости может быть использована для временного базирования авиатехники, тогда корабль может нести до 30 вертолетов типа NH90 или до 20 самолетов ВВП. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба (203,2 х 32 м), приспособленная для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В и оборудованная носовым трамплином. Взлетная палуба имеет шесть взлетно-посадочных площадок для средних вертолетов или четыре – для тяжелых. В носовой части «Хуан Карлос I» смонтирован позаимствованный у «корабля контроля моря» трамплин для облегчения взлета самолетов.

Энергетическая установка электро-дизель-газотурбинная. Газовая турбина и два дизеля, по сути дела, являются электростанциями, питающими все системы корабля. В том числе они дают ток электродвигателям, размещенным в винторулевых гондолах в кормовой части днища. То есть двигательно-движительный комплекс напоминает тот, что имеется на «Мистраль». Максимальная дальность хода корабля – 9000 миль при скорости 15 узлов. На «Хуан Карлос I» есть операционные, зарезервированы места для транспортировки раненых, больных и эвакуируемых и т. д. То есть, он может выполнять и гуманитарные миссии.

По планам ВМС Военно-морские силы Испании, «Хуан Карлос I» должен заменить десантные корабли «Herman Cortes» и «Pizarro». Он имеет намного лучшие амфибийные возможности и в то же время станет альтернативной авиационной платформой к авианосцу «Принц Астурийский». Это будет особенно полезно, поскольку авиагруппа останется операционной, когда авианосец «Принц Астурийский» будет отправлен в док на короткий ремонт.

Таким образом, «Juan Carlos I» по многим параметрам превосходит «Mistral». Именно с этим проектом испанцы победили в австралийском тендере на постройку двух УДК типа «Canberra». Министерство обороны Австралии после долгих переговоров с французской компанией Armaris (совместное предприятие DCNS и Thales) отказалось от постройки УДК на основе «Mistral». В июне 2007 года оно объявило о том, что контракт получила австралийская компания Tenix Defense (c 2008 году BAE Systems Australia). К 2013 году она совместно с Navantia построит два универсальных десантных корабля «Canberra» и «Adelaide», используя проект «Juan Carlos I». При этом корпуса обеих австралийских кораблей будут строиться в Испании. Стоимость контракта – $3 млрд.

Австралийские авианосные универсальные десантные корабли-доки типа «Канберра» («Canberra») будут мало чем отличаться от «Juan Carlos I», главным образом – электронным оборудованием и составом авиагруппы. В частности, предусматривается размещение новейших американских сверхзвуковых истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки (STOVL) F-35B «Lightning II». Корабли строятся на австралийских верфях с использованием технологий и комплектующих фирмы Navantia. В Канберре не делают секрета из того, что эти корабли будут использовать не только для обеспечения безопасности в водах Океании и Юго-Восточной Азии, но и для сдерживания китайской военно-морской экспансии в акватории Тихого и Индийского океанов, то есть для контроля моря.