ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦЕВ ТИПА «НИМИТЦ»
Водоизмещение:
порожнее...................................................................72 916 т
полное.......................................................................91 487 т
СVN71 «Теодор Рузвельт».............................96 386 т
(СVN72 «Авраам Линкольн»...........................102 000 т)
длина корпуса.................................................................332,9м
ширина...............................................................................40,8 м
осадка.................................................................................11,3 м
(CVN71 «Теодор Рузвельт».......................................11,8 м
CVN72 «Авраам Линкольн»....................................11,9 м)
длина полетной палубы................................................332,9 м
угловой.......................................................................237,7 м
наибольшая ширина полетной палубы........................76,8 м
высота от киля до топовых огней.................................73,2 м
расстояние от ватерлинии до полетной палубы..............около 12 м
а.29, а30.
Ядерная энергетическая установка (два водо-водяных реактора типа А4W/а1С), приводящая в действие четыре паровые турбины (общая мощность — 280 000 л. с.), которые работают на четырех гребных винтах, позволяет развивать наибольшую скорость хода свыше 30 узлов. В качестве резервных имеются четыре дизеля мощностью 10 720 л. с. Дальность плавания между плановыми заменами ядерного топлива реакторов (через 13—15 лет эксплуатации) составляет от 0,8 млн. до 1 млн. миль.
Этапы строительства авианосцев типа «Нимитц»
Наименование корабля | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй |
СVN-68 «Честер У. Нимитц» | 22.06.68 | 13.05.72 | 03.05.75 |
CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр» | 15.08.70 | 11.10.75 | 18.10.77 |
СVN-70 «Карл Винсон» | 11.10.75 | 15.03.80 | 13.03.82 |
СVN-71 «Теодор Рузвельт» | 13.10.81 | 27.10.84 | 25.10.86 |
CVN-72 «Авраам Линкольн» | 03.11.84 | 13.02.88 | 11.11.89 |
CVN-73 «Джордж Вашингтон» | 25.08.86 | 21.07.90 | 04.11.92 |
CVN-74 «Джон Стеннис» | 13.03.91 | 13.11.93 | 9.12.95 |
CVN-75 «Гарри Трумэн» | 29.11.92 | 07.09.96 | 25.07.98 |
СVN-76 «Рональд Рейган» | 09.02.98 | 04.03.01 | 12.07.03 |
СVN-77 «Джорж Буш» | 06.09.03 | 07.10.06 | 10.01.09 |
Авианосец СVN76 «Рональд Рейган» – первое в истории Америки судно, носящее имя живущего экс-президента США. Сам 92-летний Рональд Рейган на церемонии спуска не присутствовал, так как страдает болезнью Альцгеймера и не появляется на публике. Однако традиционную бутылку шампанского о нос корабля разбила его жена, Ненси Рейган. Также на спуске авианосца присутствовал вице-президент США Дик Чейни.
А.31.
Десятый и последний корабль типа «Нимиц» заложили в 2003 году, а вступил в строй он в 2009-м. Корабль долго не имел названия и в документах Пентагона проходил под шифром CVN 77. В 2006 году состоялась торжественная процедура «крещения» CVX-77, получившего название «Джордж Буш». В отличие от Рейгана сам экс-президент США присутствовал на торжествах вместе с сыном-президентом и даже принимал самое активное участие в разбивании бутылки шампанского.
А52-2, а.52-1
Хотя этот авианосец и считается десятым в серии он будет занимать промежуточное положение между кораблями типа «Нимиц» и перспективными авианосцами CVX которые, как планируется, будут составлять основу морской мощи США в XXI веке. На корабле CVN 77 полностью обновлено бортовое электронное оборудование. Новая аппаратура позволяет построить интегрированную боевую информационную систему управления слежения разведки и связи, которая сможет осуществлять обмен информацией в реальном масштабе времени между перспективными боевыми кораблями различных классов. Внедрен ряд инновационных решений, отличающих его от остальных «Нимитцев» – в том числе новые обводы, новые материалы дефлекторов струй реактивных двигателей, новая архитектура палубной надстройки, сниженная акустическая заметность, усовершенствованная конструкция ангаров и общей компоновки отсеков, зонирование электросистем и повышенная пропускная способность каналов связи и передачи данных.
А.32.
10 января 2009 года состоялась церемония ввода в состав ВМС США авианосца CVN 77 USS George «Джордж Буш». Возможно после вступления в строй CVN 77 авианосцы типа «Нимиц» будут по очереди проходить модернизацию по стандарту десятого корабля этого типа.
Однако пока подробно рассмотрим характеристики головного авианосца серии CVN-68 «Честер У. Нимиц».
Вооружение корабля: три зенитных ракетных комплекса «Си Спарроу» (на CVN70 — четыре) и четыре 20-мм зенитных артиллерийских комплекса «Вулкан-Фаланкс». Планируется установить на авианосцы два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, предназначенных для борьбы с торпедами, наводящимися по кильватерному следу.
Авиационное вооружение включает обычно до 86 боевых самолетов и вертолетов палубной авиации восьми—девяти типов. На авианосце CVN71 «Теодор Рузвельт», участвовавшем в боевых действиях против Ирака в январе 1991 года, в составе авиакрыла насчитывалось 78 самолетов (двадцать F-14 «Томкэт», девятнадцать F/A-18 «Хорнет», восемнадцать А-6Е «Интруцер», пять ЕА-6В «Проулер», четыре Е-2С «Хокай», восемь S-3B «Викинг» и четыре KA-6D), а также шесть вертолетов SH-3Н.
Штатный экипаж корабля — 3184 человека (из них 203 офицера), численный состав авиакрыла — 2800 человек (366 офицеров). Кроме того, в море на авианосце как на флагманском корабле авианосной ударной группы обычно находится походный штаб АУГ, насчитывающий 70 человек, из них 25 офицеров. Всего на корабле можно разместить 6286 человек.
А.35.
А.36 Рис. Размещение самолетов на палубе авианосца «Нимиц»
Авианосец «Нимитц» и все последующие корабли этого типа были построены и продолжают строиться на верфи компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док» (Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния), одном из крупнейших судостроительных предприятий США и единственном, строящем атомные авианосцы.
Корпус авианосца — сварной, из стальных листов, несущие конструкции и полетная палуба выполнены из броневой стали (всего 60 000 т стали и 1360 т присадочных материалов). Вспомогательные конструкции, в том числе самолетоподъемники, изготовлены из алюминиевых сплавов (450 т). На корабле имеется свыше 4000 помещений различного назначения.
А37, а38.
Полетная палуба (общая площадь 18 200 м2), состоящая из взлетного, посадочного и паркового участков, предназначена для подготовки и проведения полетов авиации в любое время суток. Большая ее часть выполнена из съемных стальных листов (предел текучести — 7000 кгс/см2, предел прочности — 8000 кгс/см2, толщина — 45 мм), что позволяет достаточно быстро осуществлять замену поврежденных участков. Специальное покрытие обеспечивает надежное сцепление с ним колес шасси самолетов.
А.39. Рис. Полетная палуба авианосца «Нимиц»
А. 40. Рис. Вид на полетную палубу авианосца «Р. Рейган»
Взлетный участок, оснащенный четырьмя паровыми катапультами типа С13-1 длиной 92,1 м или 94,5 м (на авианосцах CVN68-71 длина — 94,5 м) и массой 180 т, обеспечивает последовательный (минимальный интервал 20 секунд) взлет самолетов массой до 43 т со скоростью при отрыве от палубы около 300 км/ч. Посадочный участок (угловая палуба), включающий кормовую (до первого троса аэрофинишера) и тормозную (до аварийного барьера) части, оборудован специальными техническими средствами обеспечения привода и посадки самолетов на скорости до 300 км/ч.
А. 41. Рис. Взлетный участок палубы американского авианосца типа «Нимиц
Надстройка («остров») располагается между кормовым и средним самолетоподъемниками правого борта авианосца. Ее размеры: длина у основания — 24 м, ширина — 9м, высота — 16 м. На семи ярусах размещены (сверху вниз) центр управления воздушным движением, ходовой мостик со штурманской рубкой, «адмиральский мостик», посты радиоэлектронных средств корабля, управления и обеспечения действий авиации на полетной палубе.
А.42.
Авиационное крыло авианосца типа «Нимитц», находящееся в составе передовой группировки ВМС, может включать до 20 средних штурмовиков А-6Е «Интрудер», 20 истребителей-штурмовиков F/А-18 «Хорнет», 20 истребителей F-14 «Томкэт», четыре-шесть самолетов-разведчиков RF-14 или F/А-18RC, четыре—шесть самолетов радиоэлектронной борьбы ЕА-6В «Проулер», пять—десять противолодочных самолетов S-3 «Викинг», четыре—пять самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С «Хокай», три—пять самолетов-заправщиков КА-6D, а также до восьми противолодочных вертолетов SH-3H «Си Кинг» или SH-60F «Оушн Хок». Организационная структура авиакрыла включает до девяти эскадрилий самолетов и вертолетов различных типов. Такой состав боевой и обеспечивающей авиационной техники позволяет решать весьма широкий круг боевых задач, включающий поиск, обнаружение, слежение, наведение и поражение воздушных, надводных, наземных и подводных целей.
А.43. Рис. Самолеты с различных авианосцев США (ДВМЭ.)
Самолеты и вертолеты палубной авиации наряду с символами национальной принадлежности (белая звезда в синем круге на фоне меньшего по размеру белого прямоугольника с продольной красной полосой, окаймленного синей полосой), расположенными с правого и левого бортов фюзеляжа и на крыльях (сверху на левом и снизу на правом), имеют обозначения, указывающие на принадлежность к роду ВМС, эскадрилье (двухбуквенный код, условное название и эмблема), авианосцу или авиабазе приписки, а также номера (бортовой и порядковый в эскадрилье, регистрационный и заводской). Кроме того, в районе фонаря на фюзеляже могут быть нанесены трафареты воинских званий и фамилий летчика и штурмана.
На принадлежность авиационной техники к роду военно-морских сил указывает слово NAVY (машины палубной и базовой патрульной авиации флота) или MARINES (авиации морской пехоты), написанные на обеих сторонах фюзеляжа.
А.44, а.45., а.46.
Авианосец или авиабазу приписки самолета можно определить по их названию, обычно наносимому над словом, обозначающим принадлежность к роду авиации ВМС. Например, надпись USS NIMITZ (сокращение USS — United States Ship) обозначает — корабль ВМС США «Нимитц», а NAS LEMOORE (NАS — Naval Aviation Station) — авиабаза ВМС Лемур.
А.47, а.48., а.49.
Для посадки самолета в неблагоприятных погодных условиях, когда летчик не имеет визуального контакта с посадочной полосой (видимость менее 1000 м, облачность ниже 600 м), используется система автоматической посадки ACLS (Automatic Carrier Navigation System). Она запрашивает и получает необходимые данные о параметрах полета самолета от аэронавигационной системыТАСАN (Tactical Air Navigation System) и других источников, кодирует и посылает соответствующие управляющие сигналы в декодирующее устройство блока связи автопилота самолета. Команды автопилота передаются на рули управления, и самолет выводится точно на срез угловой палубы авианосца.
В 1997 году были опубликованы первые четыре предварительных варианта проекта авианосца CVX. Первый — усовершенствованный «Нимиц», второй — полностью новый авианосец с атомной энергетической установкой с элементами технологии малой заметности, третий — авианосец среднего водоизмещения с обычной силовой установкой (на борту смогут базироваться до 60 летательных аппаратов) и авианесущий корабль малого водоизмещения с обычной энергетической установкой, рассчитанный на базирование 40 летательных аппаратов.
В конце концов, решили, что на смену «Нимитцам» придут авианосцы, которые будут строиться по программе CVN-21. Первый из них, CVN-78 Gerald R. Ford, уже строится на верфи будет спущен на верфи компании Northrop Grumman в г. Ньюпорт Ньюс, штат Вирджиния – единственной в США верфи, на которой возможно строить атомные авианосцы и осуществлять перезарядку их реакторов. Ввести корабль в строй предполагается в 2015 г. Запланировано строительство ещё двух авианосцев того же класса – CVN-79 и CVN-80. При той же длине (около 333 м) и скорости (свыше 30 узлов, или 56 км/ч) водоизмещение «Форда» превысит 100 тыс. т. Энергетическая установка авианосца будет состоять из двух реакторов A1B, разрабатываемых компанией Bechtel. Экипаж – 4660 человек. Авианосец будет вооружён системами ПВО, а также комплексом вооружений ближнего радиуса действия. На авианосце смогут базироваться свыше 75 летательных аппаратов различного типа и назначения.
А.50. Рис. Американский атомный авианосец CVX 78 (проект).
А.51, а51-1.
В середине 1970-х годов в США снова была пересмотрена классификация авианосцев и установлено всего три типа: многоцелевой авианосец с паросиловой установкой (CV); многоцелевой авианосец с ядерной силовой установкой (CVH); учебный авианосец (CVT).
В настоящее время командование ВМС считает, что США необходимо поддерживать в строю 10 авианосцев и один иметь в резерве или использовать в учебных целях. В то же время, существует мнение о необходимости 15 авианосцев, чтобы одновременно прикрыть три ключевых района Земного шара: Средиземное море/Средний Восток, Персидский залив/Индийский океан и западную часть Тихого океана. Тем не менее, программа строительства авианосцев исходит из формулы: 10 многоцелевых кораблей плюс один учебный. Каждый новый авианосец будет заменять находящийся в строю. Первый атомный авианосец «Энтерпрайз» намечено заменить кораблем CVX-78 в 2015 году.