Количественные методы. Метод опроса.

Специфика метода опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник социальных процессов и явлений. В зависимости от того, в письменной или устной формеосуществляется опрос, существуют две разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование. А в зависимости от формы проведенияопроса и вспомогательных средстввыделяют анкетный, телефонный, почтовый и прессовый опросы.

Метод опроса, опирающийся на достаточное количество обученных анкетёров и интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию.

Не менее ценное достоинство опроса – широта охвата различных областей социальной практики. Кажется, нет таких проблем в жизни общества, о которых исследователь не мог бы получить информацию, обратившись с опросниками к различным слоям населения. В связи с этой особенностью познавательные возможности опроса представляются порой почти безграничными. Однако информация, полученная путём опроса, отражает объективную реальность в преломлённом виде, поскольку она отражает мнения людей, то есть преломляется в их сознании.

Наиболее распространённый в практике прикладной социологии России вид опроса – анкетирование.Оно может быть групповымилииндивидуальным.Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы или учёбы. Анкеты раздаются для заполнения в учебной аудитории, в зале заседаний, куда приглашаются для опроса включённые в выборку учащиеся или члены организации. Обычно один анкетёр работает с группой из 15–20 человек.

При индивидуальном анкетировании анкета выдаётся одному респонденту, как правило, по месту жительства.

К преимуществаманкетного опроса можно отнести:

1) возможность проведения не только описательного, но и широкомасштабного аналитического исследования;

2) возможность использования общенациональной выборки;

3) возможность вербального и визуального контакта между респондентом и анкетёром.

Недостаткамианкетирования являются:

1) относительная дороговизна;

2) необходимость затраты достаточно большого количества времени;

3) сложность контроля;

4) недоступность в отдельных случаях респондентов (наличие кодовых замков в домах по месту жительства респондентов);

5) небезопасность проведения опроса для анкетёра.

Западные институты изучения общественного мнения большую часть опросовпроводят по телефону.Преимуществателефонного опроса очевидны. Телефонный опрос требует меньше времени, в случае телефонного опроса значительно упрощается контроль за интервьюерами, что в свою очередь обеспечивает большую надёжность результатов, респонденты меньше беспокоятся о своей безопасности и, следовательно, реже отказываются от участия в опросе.

Телефонные опросы намного дешевле, чем анкетные. Учитывая это, уместно предположить, что телефонные опросы распространятся и в России, но это не совсем так. Телефонные опросы проводятся в основном в Москве и Санкт-Петербурге, где уровень телефонизации достигает 75-85%.

Общепринято, что выборка не является репрезентативной, если исследуемая совокупность составляет менее 70% генеральной совокупности, то есть уровень телефонизации должен быть не ниже 70%, в целом по России, даже в крупных городах, но телефоны имеют в лучшем случае 50% населения. Необходимо также отметить, что наличие телефона является важным социальным признаком. При общем низком уровне телефонизации владельцами телефонов, как правило, являются более образованные и высоко статусные группы населения.

Почтовый опросв наиболее общем виде заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса – простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетёров. При известном опыте исследователей подготовка и рассылка всей документации почтового опроса для 2000–3000 человек может быть осуществлена двумя работниками за 7–10 дней.

К достоинствамметода относится и то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе и в труднодоступных районах. Преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит также в том, что анкета заполняется самим респондентом, тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном очном опросе.

Ещё одно позитивное свойство почтового опроса – возможность самому респонденту выбрать удобное для него время заполнения анкеты. Он может не спешить, если надо уточнить некоторые детали ответа. Наконец, можно отметить низкую стоимость почтового опроса, поскольку нет необходимости привлекать к сбору информации анкетёров, использование которых увеличивает материальные затраты на исследование.

Вместе с тем, почтовый опрос имеет и свои недостатки.Основной из них – неполный возврат анкет, не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их. Как правило, величина возврата анкет зависит от социально-демографической структуры обследуемой совокупности. В одних ситуациях активнее участвуют в опросе представители старших возрастных категорий, в других – молодёжь, Таким образом, совокупность ответивших на анкету обычно по полу, возрасту, образованию, жизненному опыту в большей или меньшей степени не соответствует совокупности возможных респондентов.

Основная задача исследователей, которые пользуются почтовым опросом, состоит в том, чтобы увеличить, стимулировать возврат анкет. Исследования показывают, что 70–75% возврат обеспечивает весьма высокую надёжность результатов. Существуют приёмы достижения высокого уровня возврата анкет. Главное условие – сделать содержание анкеты интересным для респондента. Бывает целесообразным включенные в анкету дополнительных вопросов, нежели сократить количество вопросов, хотя длинные анкеты также уменьшают вероятность возврата.

Во многих случаях увеличение возврата достигается рассылкой респондентам уведомлений за 3–4 дня до рассылки анкет, что позволяет настроить человека на участие в опросе. Повышает степень возврата сопроводительные письма, в которых к респондентам обращаются по фамилии, имени и отчеству с просьбой об участии в исследовании и объяснением целей опроса.

Рекомендуется высылать небольшое символическое вознаграждение, например карманный календарь. Вместе с анкетой респонденту оправляют конверт с напечатанным на нем адресом исследовательской организации, в котором респондент должен будет выслать заполненную анкету. Через 2–3 недели после отправки анкеты высылают напоминания, что в среднем увеличивает возврат на 20%. В условиях крупного города первые заполненные анкеты возвращаются на седьмой-восьмой день, затем в течение двух недель наблюдается наиболее активный период возврата – возврат достигает 50%.

Почтовый опрос широко применяют в США, в частности для исследования покупательского спроса. Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос.В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Как правило, посредством прессовых опросов изучается читательская аудитория либо какая-то актуальная проблема.

Самым большим недостатком прессового опроса является то, что в нём участвует наиболее активная часть населения, однако в отдельных случаях прессовый опрос может быть полезен. Во-первых,прессовые опросы хорошо использовать для изучения реальной читательской аудитории. Во-вторых,целесообразно использовать такой метод в качестве постановочного исследования с целью уточнения проблемной ситуации.

Прессовый опрос можно использовать как дополнительный вид исследования для получения более обширной территориальной географии респондентов, а также с целью большего количества анонимных ответов по специфическим вопросам, например проблемам проституции, наркомании, алкоголизма, преступности. Прессовый опрос также используется для активизации больших групп людей с целью формирования общественного мнения. Прессовый опрос уместен тогда, когда социально-демографические параметры респондентов неизвестны и, следовательно, нельзя применить общенациональные выборки.

Можно назвать некоторые правилапроведения прессового опроса:

1. Нельзя печатать анкету в газете или журнале на тех страницах, оборотная сторона которых содержит предположительно интересный материал и может быть оставлена в домашнем архиве.

2. Анкета не должна содержать более двадцати вопросов (включая паспорт) и 60–70 вариантов ответов.

3. Не следует проводить опросы в то время, когда внимание населения приковано к важным событиям общественной жизни.

4. Целесообразно использовать временные интервалы: месяцы – январь–апрель, октябрь–декабрь (учитывая летние отпуска), недели – первая и третья каждого месяца, дни – вторник–четверг (для повторной публикации анкеты целесообразно использовать воскресный номер). Это правило не распространяется на журналы и еженедельные газеты.

5. При оформлении анкеты необходимо использовать фото, рисунки, графические заставки.

6. Необходимо использовать различный типографский шрифт, чтобы отделить вопросы от вариантов ответов.

Метод интервьюв практике социологических исследований в России используется реже, чем различные формы анкетированияответов.

Метод интервьюв практике социологических исследований в России используется реже, чем различные формы анкетирования. Это обусловлено прежде всего недостаточно развитой сетью интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в анкете вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным респондентом и фиксирует ответы согласно инструкции.

Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В случае непонимания респондентом смысла вопроса, затруднений, связанных с припоминанием события, интервьюер может тактично прийти к нему на помощь: задать дополнительный вопрос, пояснить формулировку (чего нельзя делать в случае анкетирования).

Выделяют формализованное, фокусированное и свободное интервью. Формализованноеилистандартизированное интервью – самая распространённая форма интервью. В этом случае общение интервьюера строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. При использовании этого вида интервью необходимо точно придерживаться формулировки вопросов и их последовательности. В таком интервью обычно преобладают закрытые вопросы, то есть вопросы, содержащие готовые варианты ответов.

Если в процессе беседы возникает потребность объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса, интервьюер не должен допускать произвольного толкования, отклонения от первоначальной формулировки вопроса.

Интервью с открытыми вопросами, которые не содержат готовых вариантов ответов, предусматривает меньшую степень стандартизации, респондент даёт ответы в свободной форме, а задача интервьюера точно зарегистрировать ответ. Интервьюер в любом случае является исполнителем, от которого требуется аккуратность и точность.

Фокусированное интервьюимеет целью сбор мнений, оценок по поводу ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с темой исследования, они читают статью или книгу, о которой пойдёт речь. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого интервью, их перечень обязателен для интервьюера. Однако интервьюер имеет большую самостоятельность, он может менять последовательность вопросов, менять их формулировки.

Свободное интервьюотличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид интервью применяют тогда, когда исследователь только приступает к разработке проблемы. Свободное интервью проводится без заранее составленного опросника или плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту.

Направление беседы, её логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – всё зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос, его представлений о предмете исследования, от конкретной ситуации интервью. В отличие от массовых опросов, получаемая таким образом информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна своей уникальностью. Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов. Группы опрашиваемых обычно невелики (редко превышают 10–20 человек).