Общие выводы по сообщениям групп Б.Д.Эльконина.

1. То, что происходило на семинаре, оказалось для меня пробным телом и "муляжом" того, что называется коммуникация и пониманием, что эта коммуникация, это не общение “жиденько разбавленное”, а энергичные действия приобщения кого-то к чему-то другому и себя к кому-то иному.

Очень хорошо, что мы “поварились в этой машинке”. Коммуникация вещь жесткая. И каждый сам по себе, с собой чувствовал, когда это действие случалось, когда оно не случалось как действие, а тогда не случалось и содержания, т.е. был непонятен смысл того, что говорите. И я думаю, что молодые педагоги и психологи после этого пребывания начнут к этому слову и к проектированию этой реальности, которая называется коммуникацией, более серьезно относиться.

Там, где получалось коммуникативное событие (внутреннее), там мы и получали развитие внутреннее отдельных людей и развитие самого предмета, т.е. большее, более насыщенное представление о том, что есть организационная форма или оргуправленческая форма, какова ее предметность, с чем она работает или относительно какого содержания эта форма имеет смысл. При этом мы “въехали” в одну очень серьезную идею, чреватую очень серьезной практикой. И это уже успех, новообразование. Мы уже не обсуждаем учебную деятельность и школьное пребывание в подростковом возрасте как нечто однопроцессуальное. Все формы школьной жизни подростка брались как разновременные (с разной насыщенностью времени) и разнопространственные.

2) По итогам третьего семинара можно выделить шесть тезисов:

1) Наше фактическое движение на семинаре требует некоторой ревизии в понимании того, что есть учебная задача. Классическое определение учебной задачи связано с двумя переходами (с двумя" поворотами").

Первый поворот называемый общим способом - мыслью. Мысль как поворот мира. Его переконцентрация или переосмысление, объединение того, что было разным и различение в том, что казалось одним. Именно поворот и переход.

Второй поворот - это поворот субъективности, т.е. мысль (общий способ) по Эльконинскому и Давыдовскому проекту учебной деятельности должен быть выстроен так, чтобы одновременно с этим было ухвачено и зафиксировано самоизменение человека. Т.е. это должен быть чувствуемый, обнаруживаемый и удерживаемый человеком поворот его взгляда на мир. Этот акт самоизменения чувствуется, он интересен.

Из этих 2-х осей мы складывали учебную задачу. Необходимо к этому добавить третью ось - поворот в ситуации или то, что можно назвать коммуникативной осью.

Этот поворот - социальная ситуация в становлении мышления младшего школьника.

Подлинная учебная задача в подростковом возрасте должна завершаться и совершаться как коммуникативное действие. В коммуникативном действии мысль становится адресованной. И поэтому "пробуждает", обнаруживает самоизменение или же самоизменение становится адресованным и поэтому пробуждает мысль.

Итак, учебная задача - есть одновременный поворот, переход и изменение в 3-х аспектах и лишь тогда она выполнена.

1) в аспекте мышления;

2) в аспекте субъективности;

3) в аспекте коммуникативности - адресованности мысли субъекту.

2) Для того, чтобы в подростковом возрасте подобная (полная) учебная задача могла существовать, необходимо организовать все пространство как коммуникативное. Это не значит наставить туда людей и заставить их общаться, а это значит выстроить полипроцессуальное, разнопространственное в содержании, в жизни этих людей, и тогда они будут общаться.

3) И тогда, если подростковая школа станет коммуникативным пространством (пространством самоопределения и коммуникативных действий), и когда она будет построена гетерохронно и гетеротропно, она вся станет "муляжом", т.е. пространством пробы, попытки, испытания и т.д. Образование - это муляж и этим оно отличается от "жизни". Но это надо не говорить, а это надо сделать. Сделать эту территорию пространством испытаний.

4) Если такое пространство случается, а оно случается на всех уровнях, вплоть до методики преподавания предмета с ее разнопространственностью и разновременностью, то тогда его символом становится топос (карта). В этом смысле по своему оформлению подростковая школа - это школа разных карт, разных топических символов, разных по своему масштабу (класс, группа) и разных по своему наполнению.

5) По мере, когда возникнет эта школа, возможно еще одно такой же важности новообразование. Для детей начнет возникать история, начнет возникать их фактическая история. А история будет возникать тогда, когда жизнь окажется событийной. Именно на фоне практикования истории имеет смысл делать предмет истории, который является ведущим в этом периоде. Лишь только возникнет география и история, то сама возникнет письменная речь, потому что это и есть ее материал. География и история - это есть наши взрослые условия задания самодвижения индивида, т.е. появление индивида как практической и фактической жизненной вещи.

6) Все это будет возможно лишь тогда, когда подоснова жизни всего этого сообщества - учебная задача станет событийным моментом. Не точкой линии, а событием.