II. Содержание обучения в подростковой школе.

При рассмотрении содержания обучения можно условно выделить 3 области:

1) предметно-понятийная структура учебного предмета;

2) логико-предметный и логико-психологический анализ способа действия (поиска) ученика. Здесь у нас существует один недостаток: отсутствует разработка действия учителя - психология учительского действия ;

3) методика обучения в подростковой школе связана со стандартом постановки учебной задачи.

Центральная проблема - в способе действия. В младшем школьном возрасте общий способ возникает на переходе от конкретно-практической к учебной задаче. Может быть, этот ход оставить и в подростковой школе? Построение общего способа действия при решении задачи может быть линией обучения в любом возрасте.

По В.В.Репкину в средней школе происходит интериоризация учебной деятельности. Но остается вопрос: какую форму ориентировки предполагает индивидуализация?

Специфика в подростковой школе должна быть какой-то другой. Ядро должно быть другим. Главный вопрос - это ядро. Про что оно? Про что учебная задача в основной школе?

Вся работа в предметных группах на семинаре №2 (июнь 1999 года) строилась по следующему плану:

1) Что есть общий способ в подростковой школе?

2) Какой опыт ребенка необходимо использовать в ПШ для постановки учебной задачи?

3) Какой характер связей существует в ПШ между общим способом и понятием? Одна или несколько учебных задач в ПШ? Какая связь существует между ними?

4) Модель (ее назначение, функции) в учебной задаче ПШ. Что есть модель?

5) Что есть исходная ситуация, из которой выстраивается учебная задача?

6) Наличие характера поиска и открытий в обучении (детско-взрослое взаимодействие).

7) Характер рефлексивного контроля и оценки.

 

2.1. Первый вопрос - это разговор об устройстве знания. В РО знание имеет понятийное устройство по своему содержанию. Форма знания - есть предметное действие человека. По происхождению знание - есть мысль, следовательно, не есть лишь отражение реальности. Мысль - есть идеальное преобразование "поворот" обстоятельств. Знание -преломление, а не отражение, преобразование обстоятельств. Видение существенного - это мысленное преобразование "видимого поля".

Во-вторых, понятие - это есть воссоздание существенного, а не лишь его фиксация.

Итак, во-первых, знание не есть отражение, а есть преобразование, во-вторых, это преобразование воссоздается в особой знаковой форме, в пределе это текст. В-третьих, когда говорится “понятие” - имеется в виду, что понятие оторвано от реальности, от понимаемого. Понятие существует в "своем" мире. Этот особый мир не удается "нащупать" в младшем школьном возрасте. Жизнь понятия, не есть жизнь вещей. Это надо различать.

Главное - это "поворот", мысленное преобразование. Надо понять, чем можно улавливать этот поворот. Улавливать надо преломленность, преобразованность реальности в знании. Понятие - это определенное, опосредственное видение. Необходимо обсуждать ту “вспышку”, поворот, в котором некое знание случается. Следовательно, необходимо научиться видеть “вспышку”.

Итак, вопрос состоит в том, как поймать " знание- поворот"?

2.2. Когда говорится что знание понятие (знание с мыслью) есть преломление, преобразование, поворот (а не отражение), то мысли и понятию придается форма Позиции.

· Логико-психологически Позиция есть рассмотрение объекта отделенное от самого объекта и, даже, противопоставленное ему. Соответственно, средства рассмотрения противопоставлены средствам построения вещи.

· Психологически Позиция (точка зрения) не есть лишь рассмотрение с определенным «углом зрения». В ней должны удерживаться и координироваться фактическое положение наблюдателя (или фактические средства рассмотрения) и видение Другого (его средства), т.е. о Позиции можно говорить в том случае, когда «Я» со своего фактического места вижу так, как если бы находился в другом месте (находясь на местности вижу ее как бы «с птичьего полета»). Преодоление фактического(натурального) видения посредством иного видения - суть Позиции. Например, о Позиции Автора текста можно говорить лишь в том случае, когда Автор ограничивает (преодолевает) себя воображаемой точкой зрения Зрителя (читателя), т.е. действует не «из себя», а «из Другого», и, тем самым, придает форму своей «порождающей способности». Лишь в этом случае текст будет иметь форму.

Таким образом, позиция оборачивается преобразованием фактически видимого искомым «преломлением» рассматриваемой реальности.

Есть предметы, в которых позиционность имеет решающее значение, поскольку наблюдатель включен «в ткань» самого предмета. Это литература, история, география и физика. Эти предметы могут стать «полигонами» позиции в основной школе (в случае литературы - курс Г.Кудиной и З.Новлянской - похоже так и происходит; в случае географии позиционность строится как географическая карта).

 

2.3. В основной школе и в естественнонаучном, и в гуманитарном цикле надо строить особую имитационную модель объекта, которую можно назвать муляжом объекта, на котором можно испытывать свойства объекта, т.е. нужно строить «пробные тела».

Модель, муляж, пробное тело, оперативный образ – нечто, на чем испытывается изучаемая реальность и посредством чего строится суждение о реальности. Вот именно эту середину между схемой реальности и самой реальностью и надо строить в подростковой школе.

Характеристика пробного тела.

· пробное тело состоит из двух элементов - это, во-первых, сконструированный заместитель изучаемой реальности (клетки, ландшафта, движения молекул и т.п.), на котором изучается сама реальность - «муляж» реальности; во-вторых, параметры изменений изучаемого объекта - его возможных действий (скорость, функции клетки и т.п.), выделенные в муляж «пульта управления жизнью объекта;

· изменения строения пробного тела отражают эволюцию объекта;

· пробное тело это имитационная модель: предмет-знак и предмет-образ;

· пробное тело - посредник между схемой реальности и самой реальностью(изучаемым объектом);

· пробное тело - оператор перевода схемы объекта(понятия о чем-то) в его модель; модель строится как схема управления «жизнью» объекта;

· пробное тело - средство рассмотрения реальности - аппарат Позиции;

· пробное тело - предметная форма существования поисково-ориентировочной деятельности, «институционализация» исследования.

В аспекте обучения подростковая школа есть «мастерская» по изготовлению пробных тел - муляжей объекта и муляжей управления. Общие выводы по построению содержания в основной школе:

1) все содержание обучения в подростковой школе есть построение пробных тел и их «протаскивание» через учебный предмет;

2) «протаскивание» через разные источники (учебные пособия) с целью уточнения структуры имитационной модели. Именно в отношении к этой модели можно давать тексты. Фактически, учебник для подростковой школы - есть верстка определенного пробного тела (пробных тел);

3) моделирование и «муляжирование»дает возможность координации и соорганизации учебных дисциплин. Понятия одной дисциплины строятся как модели при изучении другой: например, понятие функции из математики переносится в физику как модель. Сами эти переходы являются ключевыми моментами обучения в подростковой школе;

4) основной вопрос - освоение методики построения модели.