Негосударственные элементы государственного механизма

Наряду с государственными органами и должностными лицами – представителями государственной власти важную роль в государственном механизме играют общественные организации, которые, не являясь органами государства, вместе с тем активно участвуют в процессе реализации государственных функций и оказывают в достаточной степени заметное влияние на эффективность государственной деятельности. В условиях демократизации общественных отношений, государство поощряет социальную активность граждан направленную на самостоятельное решение отдельных вопросов связанных с реализацией прав и законных интересов, разрешением споров о праве и юридических конфликтов, обеспечением правопорядка в местах проживания.

Функционирование общественных организаций осуществляется на основании принципов самоорганизации, самоуправления и самофинансирования. В отличие от государственных органов, создаваемых по «инициативе сверху» и представляющих результат властной деятельности государства, общественные организации создаются в ходе добровольного объединения людей движимых частными интересами, которые по своему содержанию не противоречат интересам публичного (общегосударственного) характера, но и не поглощаются ими. При этом реализация частных интересов осуществляется за счет собственных ресурсов соответствующей организации.

Отношения между государственными и негосударственными структурами в государственном механизме могут быть условно названы «отношениями социального симбиоза» (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, осуществляет контроль за их реализацией, а также определяет и применяет меры юридической ответственности за выявленные правонарушения. В свою очередь негосударственные организации оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения и не допускают его «перерастания» в государственный произвол.

В зависимости от осуществляемых функций негосударственные организации, включаемые в государственный механизм следует подразделятьна властные структуры, органы общественного контроля и «группы давления».

Властные структурыобладают определенным объемом властной компетенции и могут принимать самостоятельные решения по вопросам отнесенным к их ведению. К числу властных структур могут быть отнесены органы местного самоуправления и третейские суды.

Реализация властных полномочий представителями названных организаций, осуществляется от имени государства, в рамках определенного законом объема властной компетенции, в порядке предусмотренных законом процедур, является подконтрольной государству и обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций. К числу последних относятся, в том числе, правоограничительные меры, осуществляемые при помощи средств государственного принуждения.

Органы общественного контролясоздаются в целях осуществления контрольных функций, сводящихся к экспертизе нормативно-правовых актов, а также выявлению нарушений правопорядка и законности в деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Российской Федерации на федеральном уровне общественный контроль осуществляет Общественная палата Российской Федерации. Кроме того, функцию общественного контроля осуществляют СМИ и создаваемые на их основе агентства независимых журналистских расследований.

«Группы давления» не наделены официальными властными полномочиями. Их деятельность направлена на оказание определенного влияния (лоббирования) на процесс выработки и принятия властных решений и получения в конечном итоге решения, в котором представители той или иной группы наиболее заинтересованы. Причем в зависимости от того, какое значение решению придается, оказываемое «давление» (лоббирование), может быть направлено как на создание «режима наибольшего благоприятствования», так и на оказание противодействия. К числу групп давления относятся политические партии и парламентские фракции, профсоюзы, финансовые корпорации и др.

 

Контрольные вопросы к главе 3

 

1. Что такое механизм государства?

2. Как соотносятся понятия «механизм государства» и «государственный аппарат»?

3. Какова структура механизма государства?

4. Что такое государственный аппарат?

5. Какие принципы лежат в основе организации и деятельности государственного аппарата

6. Что такое государственный орган?

7. Какими признаками характеризуется орган государства?

8. Каковы критерии классификации органов государства?

9. Что такое компетенция государственного органа?

10. Чем характеризуется система «сдержек и противовесов»?