Приёмы работы при афазиях

Упражнения для восстановления глотания

 

1. Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук "Г" пять раз. Отдохнуть. Повторить несколько раз.

2. Поочерёдно повторять звуки "И - У". Глоточные мышцы должны напрягаться.

3. Крепко держите кончик языка зубами и сделайте глотательное движение (Вы почувствуете напряжение в горле и затруднение с началом глотания).

4. Зевнуть с широко раскрытым ртом, с шумом втягивая воздух.

5. Имитация рвотных движений.

6. Имитация жевания.

7. При возможности: глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т.п.; или просто имитация глотательных движений. ВНИМАНИЕ! Выполнять упражнение только после консультации со специалистом по глотанию .

8. Храпение на вдохе и на выдохе (подражание спящему).

9. Твёрдое произнесение гласных звуков А, Э, И, О, У.

10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И - А, И - А.... . (звук И отделяется от А паузой).

 

 

Приёмы работы при афазиях

Уважаемые пациенты и их родственники!

В этом разделе предлагаю обсудить основные приёмы, направленные на восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Обширную информацию с подробным описанием Вы можете найти в литературе, которая представлена в СПИСКЕ. В этой статье будем обсуждать только основные моменты, так как для занятий с каждым пациентом можно использовать десятки самых разнообразных приемов, и указать их все не представляется возможным.
На практике очень редко встречаются чистые (истинные) формы афазий, особенности которых Вы найдёте как в литературе, так и на страницах этого сайта. Из этого следует, что восстанавливать речь больного по какому - то шаблону просто недопустимо, хотя, основные этапы всё - таки следует соблюдать.
Занятия по исправлению речи у взрослых больных принято называть восстановительным обучением, которое начинается сразу же при выходе больного из тяжелого состояния в острый период заболевания. При этом учитываются возможности пациента, вырабатывается установка на коррекцию речи. В начале продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут, затем продолжительность увеличивается, и достигает к концу острого периода заболевания (инсульт – это 21 день) 10 – 15 минут. На технологию восстановительного обучения у разных специалистов разные мнения. Кто – то рекомендует сразу же после выписки из стационара заниматься 2 – 3 раза в неделю без перерывов на лето, отпуск, поездки на дачу. Я же считаю такой подход неприемлемым и настаиваю на том, что необходимо проводить восстановительное обучение в виде отдельных курсов по 1 – 2 месяца с частотой занятий не менее 2 раз в неделю с последующим перерывом на отдых (во время которого, как показывает опыт, также отмечается положительная динамика в речевой сфере пациента).
Много вопросов задают родственники наших больных о предположительных сроках полного восстановления речи (когда заговорит?), на которые ответить крайне сложно. Любовь Семеновна Цветкова выделяет следующие факторы, влияющие на восстановление речевой функции:
Этиология (причина) заболевания. Если афазия сохраняется более 2 недель - то для спонтанного восстановления шансов мало, необходимы занятия. Афазии, возникающие в результате черепно – мозговой травмы, имеют более благоприятный исход по сравнению с афазиями, возникшими при сосудистой патологии головного мозга.
Обширность очага поражения.
Исходная степень
тяжести нарушений речи.
Период от начала заболевания до первого обследования речи и начала занятий.
Форма афазии. Хуже всего – тотальная афазия (не понимает, не говорит). При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной афазии.
Доминантность по руке. У левшей симптоматика афазии менее выражена, а восстановление бывает более полным и выраженным.
Возраст. Мнения ученых разноречивы. Возраст не является единственной причиной, а входит в комплекс других неблагоприятных факторов, который отягчает динамику восстановления.
Александр Романович Лурия считал, что для спонтанного восстановления речи имеются благоприятные условия у больных с глубоким расположением очага поражения мозга, а также с отсутствием поражения корковых речевых областей при кровоизлиянии в мозг.
В разных источниках, в том числе и в Интернете можно найти данные о наиболее благоприятном периоде проведения восстановительного обучения. Период до 6 месяцев от начала заболевания считается самым благоприятным (речь восстанавливается более быстрыми темпами), также, руководствуясь собственным опытом можно сказать что период до 1 года является не менее плодотворным для работы. Но можно встретить и такие цифры, как 2 года и даже 5 лет. Поэтому в нашей клинике, когда пациент готовится к выписке домой, проводится беседа с родственниками о сущности речевой патологии, определяется тактика восстановления речи в домашних условиях, обучаем их простым логопедическим приемам, готовим пособия для занятий. Проводится работа по консультированию родственников с помощью сайта. В настоящее время при отсутствии логопедического сопровождения после выписки из стационара, это очень актуально и востребовано.
Теперь ближе к теме. Я рассчитываю на то, что вы знаете, какая форма афазии выходит на первый план в речевом статусе пациента. Ну, или догадываетесь. Если речь вообще отсутствует, то показать пациента специалисту просто необходимо, в таком случае выполняйте только рекомендации, приведенные ЗДЕСЬ.


Эфферентная моторная афазия.
Проблемы: трудности начала фразы, не переключиться со слога на слог (инертность), с одного слова на другое (зависит от степени тяжести нарушений речи). Напоминает заикание.
Цель: преодолеть инертность в речевом процессе.
Способы:
медленное, напевное, протяжное произнесение счета 1 – 10, дней недели, фраз, бытовой речи отстукивание ритма рукой;
заканчивание фразы нужным словом (договаривание пословиц, поговорок);
пересчет предметов, затем с опорой на числа;
игры: лото, шашки, шахматы, конструкторы, игральные карты;
выделение отдельного слова из ряда, например любой одной цифры при счете до 10 – ти;
метод противопоставлений (черный – белый и т.п.). Одно слово говорит родственник, другое – пациент;
вербализация действий (больной пытается проговорить что он делает);
приём письма и чтения.

Афферентная моторная афазия.
Проблемы: нарушение артикуляционных укладов, поисковые реакции губ, языка в момент произнесения.
Цель: восстановление артикуляции.
Способы:
чтение стихов, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма фраз;
рисование;
классификация предметов по выделенным признакам;
игры: лото, домино, шахматы, шашки, предметное лото;
счет 1 – 10, дней недели,
на начальных стадиях письмо и чтение не подключаются, а лишь на более поздних – производится работа по выделению звукобуквенного состава слов.

Динамическая афазия.
Проблемы: отсутствие активной, продуктивной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов. Короткая, рубленая фраза. Длительная пауза между словами. Сохранно повторение, называние, понимание речи, письмо и чтение.
Цель: исправить дефекты внутренней речи, восстановление способности актуализировать слова – глаголы, восстановление программирования высказывания.
Способы:
ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да» , «нет»;
стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету;
раскладывание подписей под картинками;
чтение хорошо знакомых слов и фраз;
накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом;
чтение и пересказ текстов (при наличии возможности);
«ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;
составление поздравительных открыток, писем и т.д..

Сенсорная афазия.
Проблемы: нарушение понимания речи, наличие в речи обилия бессмысленных слов (логоррея), нарушение контроля за собственной речью.
Цель: восстановление понимания обращенной речи и устной речи, нарушенной вторично.
Способы:
показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям и другим признакам;
показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;
показ частей тела на картинке и у себя;
выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
выполнение простых устных инструкций;
раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
письмо слов, слогов и букв по памяти;
«озвученное чтение» отдельных букв слогов и слов;
дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
заполнение пропусков во фразах;
письмо под диктовку слов и простых фраз;
прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
составление рассказов по серии сюжетных картинок;
пересказ текстов по плану и без плана;
чтение развёрнутых текстов , различных шрифтов.

Акустико – мнестическая афазия.
Проблемы: сужение объема восприятия речи на слух, дефекты зрительных предметных образов.
Цель: восстановление зрительных предметных образов и связи их со словом, увеличение объема восприятия.
Способы:
показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
показ частей тела по тому же принципу;
выполнение 2-3 звеньевых устных инструкций;
прослушивание текстов и ответы на вопросы по содержанию текстов;
письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти); повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз;
заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;
повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 секунд, через 1 минуту после первого предъявления;
составление устно предложений по опорным словам;
анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
смысловое обыгрывание слов в контекстах;
классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
пересказ текстов сначала по подробному плану, затем - по свёрнутому, затем - без плана;
развёрнутые диалоги на внеситуативные темы.

Семантическая афазия.
Проблемы: нарушено понимание логико – грамматических конструкций (передают систему отношений слов, например «отец брата или брат отца»), понимание отдельных слов – сохранно.
Цель: преодоление дефектов восприятия предметов в пространстве, восприятия «левого» и «правого».
Способы:
схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
изображение плана пути, комнаты;
конструирование по образцу, по словесному заданию;
работа с географической картой, с часами.
заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.
составление предложений с заданными союзами.
изложения, сочинения;
импровизация на заданную тему;
толкование сложных по смысловой структуре слов.

Амнестическая афазия.
Проблемы: нарушение номинативной функции речи (называния предметов), дефекты выбора нужного слова из всплывающих альтернатив.
Цель: расширение активного словаря, восстановление восприятия образов – представлений в зрительной сфере.
Способы:
вычленение существенных признаков предметов (объектов, явлений);
показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
показ частей тела по тому же принципу;
анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
смысловое обыгрывание слов в контекстах;
классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова.

 

 

Материалы к лексической теме
"Продукты".

Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.