РЕОРГАНИЗАЦИЯ АО

Комментаторы ГК РФ определяют реорганизацию как способ прекращения юридических лиц, так и возникновения новых; как изменение статуса юридического лица.

Общие основания реорганизации акционерного общества предусмотрены ГК РФ. Закон "Об АО" устанавливает, что принятие решения о реорганизации, так же, как и о ликвидации, находится в исключительной компетенции общего собрания акционеров, большинством в 3/4 голосов акционеров-владельцев голосующих акций, присутствующих на данном общем собрании акционеров. АО по общему правилу обязано оповестить своих кредиторов о реорганизации АО – 30 дней с даты принятия решения о реорганизации АО. Установлены также сроки, в течение которых кредиторы АО вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления:

1. Не позднее 30 дней с даты направления акционерным обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования.

2. Не позднее 60 дней с даты направления акционерным обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме разделения или выделения.

При каждой форме реорганизации заключается соответствующий договор, в котором оговариваются условия, порядок реорганизации в данной форме. Совет директоров (наблюдательный совет) выносит данный договор на утверждение общего собрания акционеров.

Законодательство устанавливает 5 способов создания АО путем реорганизации: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование.

1. Слиянием (ст. 16 ФЗ Об АО) признается возникновение нового АО путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ, с прекращением последних. АО может быть образовано слиянием только акционерных обществ. В иных случаях будет либо учреждение нового общества, либо преобразование.

Процедура начинается с того, что общества, участвующие в слиянии готовят проект договора о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.

Слияние относится к договорному виду реорганизации, т.е. может быть проведено только по решению общего собрания акционеров АО большинством в 3/4 голосов; ни суд, ни какой-либо иной орган не вправе обязать те или иные организации провести слияние.

Акции общества, реорганизованного путем слияния, признаются конвертированными в акции общества, созданного в результате такого слияния, в соответствии с договором о слиянии в момент государственной регистрации общества, созданного в результате такого слияния.

Вновь возникшему обществу переходят все права и обязанности обществ, принявших участие в слиянии. Исчерпывающий перечень прав и обязанностей должен быть зафиксирован впередаточном акте.

Процедура слияния завершается государственной регистрацией, при которой в Единый государственный реестр юридических лиц вносятся: запись о создании нового АО; записи о ликвидации обществ, которые слились.

 

2. Присоединение (ст. 17 ФЗ об АО). Реорганизация в форме присоединения рассматривается как частный случай слияния.

Присоединение общества - прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому. Таким образом, правопреемником прав и обязанностей лишающихся статуса юридических лиц, в отличие от слияния, выступает не вновь создаваемое общество, а одно из реорганизуемых обществ, к которому осуществляется присоединение.

Последовательность действий реорганизуемых путем присоединения акционерных обществ должна быть такой же, как и при слиянии. Вначале общие собрания реорганизуемых обществ по предложению совета директоров (наблюдательного совета) должны принять принципиальное решение о реорганизации путем присоединения. Получив одобрение общих собраний акционеров, советы директоров (наблюдательных советов) присоединяемого общества (обществ) и общества, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяют его существенные условия: порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Общее собрание акционеров присоединяемого общества (обществ) утверждает также на своем собрании передаточный акт.

Решение по всем вышеназванным вопросам принимается в соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об АО 3/4 голосов акционеров- владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Пункт 3 ст. 17 Закона об АО определяет необходимость внесения изменений и дополнений в устав присоединяющего общества, обусловленных реорганизацией. При этом имеются в виду прежде всего изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества. Изменение и дополнение в устав присоединяющего общества принимаются на общем (совместном) собрании акционеров обществ, участвующих в реорганизации.

Акции присоединенного общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединенному обществу, не подлежат конвертации и погашаются.

Актом, удостоверяющим переход прав и обязанностей от присоединяемого общества к присоединенному, является передаточный акт.

Возникает не новое юридическое лицо (таковым уже является АО, к которому осуществляется присоединение), а изменяется юридический статус (объем прав и обязанностей) общества, к которому присоединились одно или несколько других обществ. Государственной регистрации в этом случае подлежит не АО, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительному документу. Само же общество, ко которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества.

 

3. Преобразование (ст.20 ФЗ) - коммерческая организация одной ОПФ прекращается, и на ее основе возникает коммерческая организация другой ОПФ. - изменение ОПФ юридического лица с прекращением его деятельности и переходом всех прав и обязанностей к юридическому лицу иной ОПФ.

АО может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив.

Инициатива преобразования, как и в других формах реорганизации, в соответствии с п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 20 Закона об акционерных обществах может исходить только от совета директоров (наблюдательного совета) преобразуемого общества. Указанный орган управления выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании

Решение об утверждении учредительных документов и об избрании органов управления нового юридического лица принимается на совместном заседании его участников, в соответствии с требованиями Законов об обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах.

Преобразование может быть только добровольным, принятие государственными органами либо судом решения о необходимости преобразования исключается. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. При этом Закон не устанавливает порядок его разработки и утверждения, в связи с чем, возможны практические проблемы.

 

4. Разделением (ст. 18 ФЗ) общества признается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом. Составление разделительного баланса требует особого внимания: в нем необходимо четко и взвешенно определить, какую часть активов получит каждое новое общество, и какие требования кредиторов разделяемого общества подлежат удовлетворению каждым новым обществом.

Совет директоров разделяемого общества готовит и выносит для решения общим собранием акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме разделения, а также вопрос об избрании совета директоров каждого создаваемого общества (если уставом создаваемого общества не предусматривается осуществление функций совета директоров общим собранием акционеров).

Избрание совета директоров создаваемого общества, осуществляется акционерами, среди которых должны быть размещены обыкновенные и привилегированные акции создаваемого общества.

Согласно абз.2 п.3 ст.18 Закона об АО, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие ему те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Существует правило (п.1 ст.75 Закона об АО), согласно которому акционеры-владельцы голосующих акций общества вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае реорганизации общества (если они голосовали против принятия соответствующего решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу).

Разделение считается завершенным после государственной регистрации, т.е. внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации разделяемого общества и создании новых акционерных обществ.

 

5. Выделением (ст.19 ФЗ) общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего. Таким образом, выделение - единственный вид реорганизации, в рамках которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица. При выделении из состава АО одного или нескольких АО к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом. П.4 ст.58 ГК РФ закрепляет правило, что если разделительный баланс не упоминает о передаче какого-либо обязательства, то оно считается непереданным.

Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит для решения общим собранием акционеров вопрос о реорганизации общества в форме выделения и об избрании совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения. 32 Порядок утверждения и основное содержание договора о выделении аналогичны описанному выше порядку по договору о разделении.

Последствия выделения вступают в юридическую силу лишь после государственной регистрации, в соответствии с которой в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о создании акционерного общества.

 

 

Единственной общей чертой всех форм реорганизации является правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого общества к его правопреемникам. При слиянии и преобразовании общества субъектом правопреемства является единое АО или организация другой ОПФ. В случаях же разделения или выделения общества кредитор вынужден иметь дело с двумя или более правопреемниками бывшего АО. Правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридического лица, является универсальным.

 

Реорганизация:

30 д 30 дн 30 дн

 

60 дн