Группы подростков с отклоняющимся поведением, в зависимости от характера переживания ими трудных ситуаций

На основании проведенных нами эмпирических исследований были выделены пять групп подростков в зависимости от особенностей переживания ими трудных жизненных ситуаций [38]. В описание каждого кластера был положен выделенный в ходе экспериментального исследования механизм развития девиантного поведения и этапы переживания критических ситуаций. Кластеры дифференцировались в зависимости от степени выраженности следующих параметров:

● состояния, лежащие в этиологии психотравмирующего переживания, – степень выраженности состояний фобического круга, нервно-психического (эмоционального) напряжения и субдепрессивных состояний;

● уровень ситуативной и личностной тревожности;

● доминирующие ситуационные защитные автоматизмы – реакция оппозиции, пессимизма, эмоционального дисбаланса, дезорганизации и демобилизации;

● наличие внутриличностных изменений, таких, как концентричность-эксцентричность, устойчивость – не устойчивость личностного баланса, а также наличие определенных личностных проблем;

● изменения в психологическом времени личности – развитость временной трансспективы (перспективы и ретроспективы), напряженность – не напряженность психологического прошлого и настоящего, фиксация на какой либо временной ориентации;

● копинг-стратеии, используемые подростками;

● преобладающий тип отклоняющегося поведения.