Особенности прямого эфира

Прямой эфир – это процесс непосредственной передачи телевизионного или радио-сигнала с места проведения записи в эфир, то есть трансляция сигнала в реальном времени.

Его особенность проявляется в том, что возможности редактирования получаемых и сразу отправляемых данных отсутствует.

Прямой эфир – это заблаговременно спланированное и реализованное распространение для сведения аудитории социально значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения (оригинального или комбинированного – шумы, музыка, синхронное или закадровое речевое озвучание), осуществление одновременно (непосредственно) с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную документальную и художественно-публицистическую структуру (передача программа) и коммуникативную деятельность ведущего[3].

В учебном пособии Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского «Телевизионная журналистика» читаем:

«Прямой эфир – заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально-значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения, осуществленное одновременно с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего»[4]. На наш взгляд, данное утверждение можно относить и к радиосообщениям.

Прямой радиоэфир появился в Советское время. Яркими персоналиями, которые одними из первых стали работать в прямом радиоэфире можно считать Ольгу Высоцкую.

Шестьдесят лет она провела у микрофона. Очень редко – в записи. Почти всегда – в прямом эфире. Сейчас даже трудно до конца представить всю степень ответственности и реальной опасности такой работы. Случайная оговорка или ошибка и... «суд был скорым и жестким». Однажды кто-то из ее коллег в сердцах пошутил: « Да, слово – не воробей, поймают – вылетишь!..»[5]

О. Высоцкая признавалась: «на радио у меня было больше возможностей проявить себя, оторваться от обязательного текста, поимпровизировать, поговорить со слушателем. Старшее поколение помнит такую передачу как «Театр у микрофона». Я вела ее в прямом эфире. А еще мне довелось вести прямые трансляции лучших спектаклей – быть «глазами радиослушателей», рассказывать им, что происходит на сцене, когда действующие лица молчат. После знаменитой премьеры « Анны Карениной» во МХАТе режиссер-постановщик Владимир Иванович Немирович-Данченко прислал на радио свою личную благодарность «Диктору Высоцкой за сотрудничество»[6].

Именно Ольга Сергеевна явилась тем человеком, которая произнесла великую новость всему российскому народу о завершении Второй Мировой войны 9 мая.

Стоит отметить и диктора Всесоюзного радио 1949–1992 гг. Маргариту Иванову[7]. А. И. Ахтырский – один из руководителей радио, способствовал развитию новых для того времени форм вещания, новых передач, рубрик, прямого эфира (в отличие от заранее записанных и отредактированных передач), более активного обмена и совместных передач с зарубежными радиоорганизациями, созданию передач с участием журналистов – ведущих в прямом эфире. И многие другие.

Одной из первых радиостанцийв мире, которая начала внедрять прямое включение считается питтсбургская «RDKA». Там зачастую можно было услышать отчеты о матчах бейсбольных команд высшей лиги, имевшие отчетливо выраженные репортажные признаки[8].

В России первые «живые» фрагменты импровизированных (но оговоренных заранее о содержанию и его изложению) передач появились во второй половине 50-х годов в радиорепортажах, радиоочерках, радиорассказах, радиокорреспонденциях с распространением портативных магнитофонов, позволяющих вести документальные записи в самых разных точках, в самых разных условиях и с изменением политической ситуации в условиях «оттепели». Эти фрагменты составляли внешнее структурное единство с текстом журналиста, записанным в студии, но они, как правило, диссонировали по речевому строю фраз, по их тональности.

Своеобразной предтечей прямого эфира стала программа радио «Юность» «Стадион для всех», которую вели Ирина Роднина и журналист Борис Боровский. Такой фигуре, как Ирина Роднина, в порядке исключения было дозволено отступать от предложенного текста. И это, конечно же, только украшало передачи[9].

В числе первых радиостанций, которые экспериментировали с подачей информации в прямом эфире считается «Радио России».

С самого начала был провозглашен принцип максимального доверия к творческой самостоятельности работающего у микрофона журналиста.
В редакции не существовало привычных должностей редакторов, старших, младших, никто не требовал предварительного прочтения текстов, львиную долю эфирного времени занимал прямой эфир[10].

«Радио России», старалось следовать провозглашенному принципу присутствия в эфире разных мнений и точек зрения. За это получало немало нелицеприятной критики от тех, кто не жаждал отдать страну и Россию в руки новым властям.

Был и еще один этап, когда 19 августа того же 1991 года решением ГКЧП передачи «Радио России» были запрещены, и журналисты выходили в эфир из здания Российского парламента на коротковолновых передатчиках.

После трех августовских дней 1991 года «Радио России» уже безраздельно воцарилось на первой программе, заняв своими передачами не 5 эфирных часов, как это было с самого начала, а целых 22 и 10 из них составляли передачи прямого эфира[11].

Есть в истории «Радио России» еще один почти героический эпизод, когда в октябре 1993 года бригаду прямого эфира выводили из «Останкина» по простреливаемым коридорам через запасную проходную, а другая бригада вела передачи из единственной эфирной студии с Ямского поля.

В настоящее время в прямом включении работают практически все радиостанции как государственные, например, «Радио России», «Студия 1», «Маяк»; так и коммерческие «Радио Алла», «Радио Модерн, «Балтик+» и т. д.

Прямой эфир можно рассматривать в трех аспектах:

1. Средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной информации;

2. Технологическая составляющая радио проектов, рассчитанных на интерактивность.

3. Специфические особенности работы журналиста в различных жанрах радио журналистики.

Отметим также и основные составляющие прямого эфира:

1. Способ передачи информации;

2. Емкость и оперативность информации;

3. Использование прямого эфира позволяет слушателям быть прямыми участниками программ, то есть создается эффект присутствия.

Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкой слушателями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти форму искреннего разговора и желанием выслушать оппонента. Этот настрой на общение – решающее качество, которое вырабатывает в себе ведущий прямого эфира.

Прямой эфир – это доходчиво и живо поданная картина происходящего, донесение ситуации до аудитории. Слушатель вместе с ведущим еще не знает, что произойдет в следующую минуту. Поэтому и особое обостренное внимание аудитории, которая как бы «входит» в атмосферу происходящего в реальном времени и становится его непосредственным свидетелем, более того, участником, думающим и решающим самостоятельно[12].

Таким образом, прямой эфир – это всегда фиксация мгновения, описание ситуации ведущим – журналистом.

Приступая к углубленному рассмотрению самого широкого спектра составляющих, характеризующих прямой эфир не только как особую творческо-технологическую среду существования и развития журналисткой практики, но и как базовый параметр, дающий определение основным признакам вещания как средства коммуникативного и информационного функционирования, необходимо сформулировать наиболее точное и полное его определение.

Отметим, что рассматривая прямой эфир в качестве основного объекта данного исследования, мы подразумеваем, что это акт радио-коммуникации, содержащий непосредственную звуковую информацию о происходящем событии или действии в фазах появления, передачи и получения, в той или иной степени осуществленный по инициативе и при участии субъектов журналистского творчества. Таким образом, можно вести речь о специфическом комплексе параметров:

– творческих (виды, формы и жанры вещания);

– профессионально-личностных (ведущий, интервьюируемый и др.);

– психологических (напряжение, стресс, поликонтактность);

– социологических (интерактивность, исследование аудитории).

Вместе они составляют особую среду профессионального (творческого, технологического, технического, психологического) взаимодействия, результатом которого является осуществление радиовещания в прямом эфире[13].