ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель: Формирование доверия и комфорта в группе, обучение навыкам постепенного расслабления мышц. Вводная часть включает следующие компоненты:
1. Игра «имена»: попросить два раза произнести вслух свое имя, затем имя любого другого участника группы. Тот участник, чье имя назвали, принимает эстафету, дважды называя вслух свое имя и затем имя следующего участника группы. Игра позволяет вспомнить имена и включить участников в процесс групповой работы.
2. Обсуждение домашнего задания (рисунок «несуществующего животного»).
Рабочее время включает в себя следующие этапы.
1. Предложить кому-нибудь из участников группы лечь в центре круга на ковер так, «чтобы было удобно». Обсудить трудности пребывания в «открытой позе» (поза «звезды»), возникшее желание «закрыться».
2. Упражнение «театр прикосновений»: работа в парах (тройках), где один участник выступает в роли «пассивно воспринимающего» (лежа на ковре в «позе звезды» с закрытыми глазами, отслеживая свои внутренние ощущения, чувства и мысли), а другие участники наносят разного рода «контакты»: игольчатые, более жесткие, «мостообразные», разнесенные по телу с целью расслабления тела «пассивно воспринимающего» и снятия «сверхконтроля». Обсуждение в рабочих парах (тройках).
3. Можно попросить членов группы нарисовать «фигуру человека», рассказать о том, как наше тело отражает наши проблемы (тревоги, страхи) в виде «мышечных зажимов».
4. Члены группы выполняют упражнение «падение в круге»: подросток, помещенный в центр круга, не сходя с места и не сгибаясь, падает на руки других участников, информируя о своих ощущениях от поддержки. Упражнение выполняется с целью выявления и проработки «базальной тревожности» и связанного с ней чувства недоверия к окружающему миру.
5. Овладение техникой постепенного мышечного расслабления (нервно-мышечной релаксации) с целью снятия напряжения и тревожности до, во время и после стрессовой ситуации (подробное описание методики см. в приложении 5).
6. Упражнение «бревнышки»: участники группы укладываются на ковер в один ряд и начинают перекатываться друг через друга.
Обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения упражнений.
Домашнее задание: Выполнять нервно-мышечную релаксацию один раз в день (можно использовать прослушивание музыкальной записи нервно-мышечной релаксации, подготовленной психотерапевтом заранее).