Литературное чтение

Тема:Во что верят и играют мальчишки? (Глава 8 из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера»)

Цели:

· Образовательные: совершенствование умения говорить по теме в монологической и диалогической речи, совершенствование умения аудирования, умения систематизировать учебный материал;

· Развивающие: развитие умения работать с книгой, умение анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы, развивать умения высказываться логично и связно, выражать законченную мысль;

· Воспитательные: воспитание нравственных качеств человека, развитие интереса к культуре другого народа, воспитывать умение работать в группах, в паре, умению прислушиваться к мнению одноклассников.

Планируемые результаты:

· Выявлять особенности героя романа «Тома Сойера»;

· Выявлять развитие настроения в романе «Том Сойер».

Организация пространства: учебник Р.Н.Бунеев литературное чтение «В одном счастливом детстве», презентация, проектор, рабочие тетради.

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД,
1.Актуализация знаний   6 мин.     – Сегодня мы познакомимся с книгой, автор которой – американский писатель Марк Твен. Вам знакомо это имя? Чтение авторского текста (с. 53–54 до слов «…ты просто не заметишь…»). – Перелистайте страницы. Всё ли произведение будем читать? – Мы будем читать текст в переводе с английского. Переводчик – К.И. Чуковский. - Саша подготовил для нас презентацию про Марка Твена. Давайте все вместе посмотрим. - Спасибо за подробный рассказ о жизни писателя, Саша. -Да, знакомо -Нет, только две главы.   Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвити. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; обработка информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
2. Развитие умений 35 мин.     – О чём можно узнать из заглавия книги? (1 слайд) -Можно ли предположить, кто такой Том Сойер? – Вернёмся на с. 54, дочитаем авторский текст Чтение 1, 2 главы 8 части. – Как можно озаглавить 1-ю и 2-ю части? Запись в тетради (задание 1, с. 7). -В 1 и 2 частях текста нам попались незнакомые слова. Давайте посмотрим, что они значат. (слайд 2,3) -Колесить – что значит это слово? Обратите внимание на контекст. -Понуро. -Пренебрегать. -Во 2 части нам встречается слово зной. Что же оно значит? Чтение 3 части. -Мы прочитали 3 часть. Кем же хочет стать Том?     -Озаглавьте эту часть.   -В этой части нам снова встречались незнакомые, не совсем понятные слова. Давайте разбираться вместе. Эластичный, помысел, паясничество. (слайд 4,5) Чтение 4 части. Вопросы после чтения: – Том решил собрать всё своё богатство, прежде чем убежит из дома и начнёт новую жизнь. Что это было за богатство? – «Всё, во что верил Том, было подорвано в корне». Во что верил Том и его друзья? -Озаглавьте 4 часть.   -Как вы думаете, для каких целей предназначался алебастровый шарик? -Прочитайте самостоятельно 5,6 части. Озаглавьте их.   -Каким же мы увидели Тома Сойера в этой главе? Запись в тетради (задание 2, с. 7).     -Во что же верят и во что играют мальчишки – герои книги М. Твена?     -Мы будем читать про Тома Сойера.   -Мальчик.     Дети читают текст на стр. 54.   Возможные варианты: 1. Бегство от людей. (Куда глаза глядят.) 2. Печаль и одиночество. (Тома терзает печаль.)   -Ходить в различных направлениях.   -Безрадостно, печально, уныло. -Пренебрегать. -Сильная жара от нагретого солнцем воздуха.     - Клоуном уже не хочет, более романтично – солдатом, покрытым ранами и славой…, главное – он хочет, чтобы восхищались им – его мужеством, красотой… -3. Он будет пиратом! (Великолепное поприще. Будущее, озарённое блеском.) -Упругий, гибкий; намерение, замысел; кривляться, ломаться.     -Алебастровые шарики, то есть игрушки… Сокровища, которых пока нет.   -В чудо, в старые поверья, в чары, которые могут быть разрушены ведьмой… -4. Тайник для сокровищ. (Но чуда не произошло. Том собирает свои богатства.)   Ответы детей. -Алебастровый шарик кладут в кипятильный чайник, и накипь обволакивает шарик, а не стенки чайника. Дети самостоятельно читают, озаглавливают. -В начале главы – печальный, одинокий; мечтает о славе, о великолепном поприще, он романтик, любит приключения, книги о благородных разбойниках; справедливый, фантазёр, хороший друг.   -Верят в чудеса и предания, в благородство и справедливость; играют в благородных разбойников. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осуществлять смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ; обработка информации; применение и представление информации; построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
3. Рефлексия   2 мин.   – Попробуйте предположить: станет ли Том настоящим пиратом? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ответы детей. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка, прогнозирование.
4. Домашнее задание     2 мин.       1. Прочитать 8 главу. 2. Прочитать часть 1 главы 13, задать вопросы автору. Подготовиться к викторине. (Будет проходить через урок) Дети открывают дневники, записывают домашнее задание.   Познавательные :осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные :принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: способность к самооценке.