Заключение


Результаты исследования арт-менеджмента в различных сферах социально – культурной деятельности позволяют следует рассматривать его как синтез искусства и управления.Представляя арт-менеджмент как новое пространство для распространения теории управления идентифицирем саму управленческую деятельность в искусстве. Как известно, в теории искусства выделяются процесс творчества (создания художественных ценностей, их интерпретацию) и процесс организации творчества (создания условий для творчества и обеспечение функционирования в обществе художественных ценностей, их потребление и распространение). Соответственно второе направление является полем профессиональной менеджерской деятельности направленных на соорганизацию, координацию действий всех участников культурного процесса для достижения эффективного результата.

Следует также подчеркнуть, что элементы менеджерства присутствуют в деятельно­сти любого специалиста сферы культуры. Связано это со способностью личности к самоменеджменту: познанию самого себя, своего места и своей роли в социальной среде, поддержанию внутреннего равновесия, формированию у себя приоритетных качеств, оценке и корректировке своей деятельности и поведения, умению рационально организовать свое творчество.

В арт – менеджменте имеют место общие принципы менеджмента, такие как: системность – использование методологии ситемного подхода в управлении;компетентность – необходимость знания менеджером системы управления в области культуры и искусства; комплексность и последовательностьорганизационных действий; иерхаичность – выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней управления высшим; выделение ведущего звена – выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;совершенствование – трансформация организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Принципы менеджмента анализируют и синтезируют объективные закономерности управления, определяя черты реальной управленческой практики в любой организации культуры искусства. Они представляют собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.

Система принципов арт – менеджмента в сфере культуры и искусства открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.

Закономерности арт-менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами руководства и управления в организации культуры и искусства.

К числу важнейших закономерностей арт – менеджмента следует отнести:

1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации деятельности в сфере культуры и искусства;

2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании технологий арт – менеджмента и системы управления организацией культуры и искусства;

3) эффективность арт – менеджмента определяется действенностью проектного менеджмента, основанного на совмещении функционального управления и управления по бизнесу

4) потенциал арт – менеджмента определяется ресурсом управленческих структур, прежде всего кадровым ресурсом;

5) преимущество сознательного (планомерного) управления культурными процессами и организационными структурами;

6) соответствие организационно – управлеческой модели управления реально осуществимым видам и формам социокультурной деятельности;

7) оптимизация уровней и задач руководства и управления организацией;

8) оптимальное использование в процессах управления художественно – творческой деятельностью функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента в сфере культуры и искусства. Под воздействием проявления закономерностей в организациях культуры и искусства формируются принципы менеджмента.

Таковы основные принципы и основные технологии менеджмента в руководстве и управлении организациях сферы культуры и искусства.


Список использованных источников


1 раздел

1 Алексеевский,B.C. Социокультурная концепция общей теории менеджмента/ B.C. Алексеевский// Менеджмент в России и за рубежом, 2004.– № 2.– С. 21–35.

2Дафт, Р.Л. Менеджмент/ Р.Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2002.–832 с.

Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке/ П Друкер. – М.: Вильямс, 2000. – 282с.

3 Кезин, А.В. Менеджмент: Методологическая культура/А.В. Кезин. – М.: Гардарики, 2001.– 269 с.

 

4.
Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие/ В.М. Чижиков, В.В. Чижиков..– М.: МГУКИ, 2003.– 382 с.

5.
Новикова, Г.Н. Социокультурные концепции управления в арт–менеджменте/ Г.Н. Новикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005.– № 2.

6.
Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие/ Е.И. Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.

7.
Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А.Ариарский. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: ЭГО, 2001. – 288 с.

8.
Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб.пособие / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш.–Мн.: Книжный Дом;Экоперспектива, 2005.– 352 с.

9.
Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..– М.: МГУКИ, 2004. – 436с.

10.
Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства/Ф.Колбер / Пер. с англ. Л.Мочалова.; Под редакцией М.Наймарк. – СПб.: Издатель Васин А.И., 2004.– 256 с.

11.
Салмон, Р. Будущее менеджмента/ Р.Сайлмон / Под ред. Е.В.Минеевой.– СПб.: Питер, 298 с.

12.
Корнеева, С.М. Музыкальный менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности”Музыкальный менеджмент”/ С.М.Корнеева.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.—303 с.

13.
Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994. С. 8-9.

14.
Колбер, Ф. Арт–менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И.Эврар / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С.3 –7.

15.
Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. / Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.

 

Раздел

1 Драгичевич–Шешич, М. Маркетинг организаций культуры / Арт–менед-жер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 1. – С.27– 28.

2 Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, марке-тинг / М.Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. — Новосибирск, 2000.

3 Бурдье, П. Рынок символической продукции / П. Бурдье. // Вопросы социологии, 1993.– № 1.

4 Луков В. А. Социальное проектирование / В. А.Луков.– М.: Флинта: Социум, 2003.

5 Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования/А.П. Марков, Г.М.Бирженюк: Учебное пособие.– Санкт-Петербург, 1997.

return false">ссылка скрыта

6 Мескон, М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

7. Управление проектами. Зарубежный опыт/ Под. ред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1993.


3 Раздел

1 Бузук, Р.Л. Беларускі тэатр і глядач на парозе ХХІ стагоддзя / Р.Л. Бузук. – Мінск: БелДІПК, 2004. – 254 с.

2 Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2007 г., № 119 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 1/8417.

3 Пепеляев, В. Элементарные частицы / В. Пепеляев //Советская Белоруссия. – 2007.авг. – С. 12.

4 Смелянский, Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.01 / Д.Я. Смелянский; Рос. акад. театр. иск-ва. – М., 2000. – с. 22.

5 Белорусская культура: вопросы и ответы:Информ. Сб. Ч.1 / Научн. Ред. В.П. Скороходов. – Мн.: БелГИПК, 2002. – С. 47-53.

6 Новаторов, В.Е. Менеджер социально-культурной деятельности: поступление, обучение, карьера / В.Е. Новаторов / Издание третье, переработанное и дополненное. Омск: ОмГУ, 2004, 115 с.

7 Позняков, В.В. Этнонациональная культура: проблема самобытности // Разнообразие языков и культур в контексте глобализации /В.В.Позняков.. Мат. междунар. симпозиума в 2-х кн.) – Т.2. – Мн.: БелСаЭс «Чарнобыль», 2003. – С.121-129.

8 Саликов, А.Э. Проблема сохранения самобытности национальной культуры Беларуси в эпоху глобализации/А.Э. Саликов // Весник Молодёжного научного общества – Мн.: Молодёжное научное общество, 2005. – №2 – С.71-73.

9 Станишкюта, Ю. Эстетика постмодернизма в сценической игре: теоретические перспективы и методологические проблемы / Ю. Станишкюта, Б.Вашкелис // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтва. – Мн.: БДУКіМ, 2005. – №4 – С.18-24.

10 Юркевіч, С.Ф. Тэатр лялек Беларусі 90-х гадоў (праблемы і тэндэнцыі развіцця/ С.Ф.Юркевіч. – Мн.: БелДІПК, 2002. – С.63-67.

11 Языкович, В.Р. Культуралогия: краткий курс лекций /В.Р. Языкович. – Мн.:РИВШ, 2005.- С.112- 117.

12 www.artlife.by

13 www.pravo.by

14 www.kulturmanagement.net

15 www.puppet-minsk.com


4 Раздел

1 Народная художественная культура. Учебник под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. ― Москва, 2000.

 

2.
Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). СПб., 1993.

3.
Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1988.

4.
Сівурава Л.П. Вопыт актуалізацыі народнай культуры ў рабоце з дзецьмі і моладдзю // Традыцыйная культура і дзеці. Вып. 1: Рэсп. эксперым. праект “Танцав. фальклор і дзеці” /Уклад. М.А. Козенка. — Мінск: БелДІПК, 2004. — С. 70–81.

5.
Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие. ― М.: Изд. Дом МГУКИ, 2006. ― 178 с.

6.
Боганева А.М., Лабачэўская В.А. Новыя тыпы ўстаноў культуры і клубных фарміраванняў у галіне традыцыйнай культуры // Веснік: нав.-мет. зб. ― Мн.: БелІПК, 1998. ― С. 88–102.

7.
Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 16–35.

8.
Сівурава Л.П. Фестывальная дзейнасць у галіне народнай мастацкай творчасці ў Беларусі на мяжы ХХ–ХХІ стст. Вып. 4. // Веснік БДУКіМ. — Мінск, 2005. — С. 82–86.

9.
Сівурава Л.П. Фестывальная дзейнасць як фактар захавання і развіцця культуры ў рэгіёнах Беларусі // Павышэнне ролі клубных устаноў у сацыякультурным жыцці рэгіёнаў: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф. (22―23 ліст. 2006 г., г. Мінск). ― Мінск.: БелДІПК, 2006. ― С. 116―123.

10.
Клаич Д. Будущее фестивальной формулы: быстрое увеличение // Экология культуры. ― 2002. ― № 3.

11.
Периль Б. Фестивальная практика: Опыт саse-study // Экология культуры. ― 2002. ― № 3.

12.
практ. канф. (22–23 кастр. 1998 г.). ― Мінск: БелІПК, 1999. ― С. 13–17.- мая песня” як адлюстраванне сучаснага стану аматарскай творчасці на Беларусі //Аматарская творчасць: устойлівыя і новыя тэндэнцыі. Матэрыялы рэсп. навук. -Стружэцкі Т.І. Першы фестываль народнага мастацтва “Беларусь

13.
Грэкі, літоўцы, армяне, татары… //Культура. ― 1998. ― № 19 (23–29 мая). ― С. 10.


14 Кунина Э. Фестиваль: формула успеха. – Клуб. ― 2003. ― № 5. ― С. 22–

15 Веремеева, Н.П. Белорусская молодёжь на рубеже веков: взгляд социолога / Н.П.Веремеева, Н.Я.Голубкова, Л.В.Филинская // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаўнага універсітэта: у 7 т. / Адк. рэд. А.І.Жук. – Мінск: БДУ, 2001. – Т.1.: Педагогіка. Псіхалогія. Сацыялогія. Філасофія. – С. 256-272.

16 Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения / В.Т.Кабуш. – Минск, 1995. – 35 с.

17 Караўкін, В.І. Эстэтычныя арыентацыі сучаснай молодзі / В.І.Караўкін. – Адукацыя і выхаванне. – 2003. - №12. – С.24-27.

18 Концепция образовательной области «Искусство»: проект / Министерство образования Республики Беларусь, НИО; рук. Л.Е.Романенко [и др.] // Мастацкая адукацыя і культура. – 2005. - №2. – С.18-30.

19 Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. / Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001. – 384 с.

20 Филармония // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В.Келдыша. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – Т. 5. – С. 806.

21 Цымбалюк, Е.А. Музыкальная кульутра школьников: как её оценить? / Е.А.Цымбалюк // Адукацыя і выхаванне. – 2003. - №11. – С.45-52.

22 Яконюк, В.Л. Формирование музыкальных потребностей школьников и молодёжи / В.Л.Яконюк // Художественное образование XXI века: Преемственность. Методология. Дидактика: материалы Межд. науч. конф., Минск, 3-5 дек. 1998 г. – Вып. 3: Музыкальное образование / сост. В.Л.Яконюк. – Минск: Бел. гос. академия музыки, 1999. – С. 25-30.


5 Раздел

1 Абанкина, Т.В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» / Т.В.Абанкина // Отечественные записки [Электронный ресурс]. – 2005. - №4. – Режим доступа: http:// www.strana-oz.ru. – Дата доступа: 23.03.07.

2 Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность / Г.А.Аванесова. – Москва: Аспект-пресс, 2006 -234с.

3 Ариарский, М.А.Прикладная культурология / М.А.Ариарский. -2-е изд., испр. и доп. – СПб.:Эго, 2001 -288с.

4 Зуев, С.Е. В начале был текст / С.Е.Зуев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. strana-oz.ru /authors. – Дата доступа: 25.03.07.

5 Лаптева Г.Я. Культурные индустрии. От ресурсов к политике/ Г.Я.Лаптева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.amcult.ru. – Дата доступа: 25.03.07.

6 Лебедева, Е.А. Стратегии продвижения культурного продукта//60 параллель [Электронный ресурс]/ – 2003. – № 2(9). – Режим доступа:http://magazine.60parallel.org/ru/magazine/2003/4/16. – Дата доступа: 12.05.07.

7 Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учебное пособие/ Г.Н.Новикова. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. – 178с.

8 Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития/ В.Е. Новаторов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles. - Дата доступа:17.03.07.

 

9 Смаргович, И.Л. Культурно-досуговая индустрия: сущность и содержание/ И.Л.Смаргович//Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – Мінск, 2007. – №8. – С.109-115


10 Макарава, А.А. Дыскатэка як мадэль сацыяльных зносін сучаснай моладзі ва ўмовахвольнага часу Актуальные проблемы морального здоровья: Матер. респ. науч.-практ. семинара (22дек.2005, Минск) /А.А /науч. ред.В.Н.Ивченко.–Мн.:Бел ГИПК, 2006.– С.9-13

11 Макарава, А.А. Дэнс, дэнс,дэнс, альбо прафесія DJ.–Культура №5, 4-10 лютага 2006, С. 5.

12 Пригожин, И.И. Политика – вершина шоу-бизнеса / И.И.Пригожин. –М.: ООО "Алкигамма", 2001. –320 с.


6 Раздел

1 Белякович, Н.Н. Социология творчества /Н.Н. Белякович. – Мн.: ООО «Эдит ВВ», 2004. – 224с.

2 Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е.И.Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176с.

3 Корнеева, С. Как зажигают звёзды/ С. Корнеева. – СПб.: Питер, 2004, – 320с.

4 Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие / Г.Н.Новикова. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. – 178с.

5 Огилви, Дэвид. Откровения рекламного агента / Дэвид Огилви. – М.: Сирин. –2001. –137с.

6 Титкова, Л.М. Рекламная деятельность / Л.М. Титкова. – Мн.: Дизайн ПРО, 2005. – 256с.

7 Шёнерт, Вальтер. Грядущая реклама / Вальтер Шёнерт.–М.: Издательство «Интерэксперт», 2001. – 295с.

8 Роуден, М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе / М.Роуден; пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2007. – 296 с.

9 Уззи, Б. Как сплести свою социальную сеть / Б.Уззи, Ш.Данлап; пер. с англ. // Harvard Business Review – Россия. – 2006. – № 1/2. – С. 46 – 54.

10 Хольм, О. Интегрированные маркетинговые коммуникации: от тактики к стратегии / О.Хольм; пер. с англ. Н.Кияченко // Маркетинговые коммуникации. – 2006. – № 6. – С. 376 –385.

11 Шульц, Д. Новая парадигма маркетинга: Интегрируемые маркетинговые коммуникации / Д.Шульц, С.Танненбаум, Р.Лаутерборн; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – XXII, 233 с.

12 Шульц, Д. Маркетинг: Интегрированный подход / Д.Шульц, Ф.Китчен; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – X, 372 с.

13 Шарков, Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации: Связи с общественностью как компонент интегрированных маркетинговых коммуникаций / Ф.И.Шарков. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 272 с.

14 Чернобаева, Г.Е. Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями на предприятиях малого и среднего бизнеса: автореф. дис. … канд. экономических наук: 08.00.05 / Г.Е.Чернобаева; Омский гос. пед. ун-т. – Оренбург, 2005. – 18 с.

15 Григорьев, М. Интегрированные коммуникации: Новый подход к коммуникациям в бизнесе и политике / М.Григорьев // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. – 2002. – № 5. – С. 10 – 15.

16 Ковалевский, Д. Классификация приёмов партизанского маркетинга / Д.Ковалевский // Рекламодатель: теория и практика. – 2006. – № 11. – С. 36– 41.

17 Попов, А.В. Маркетинговые игры: Развлекай и властвуй / А.В.Попов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 320 с.

18.Шишкина, М.А. Связи с общественностью в системе социального управления: автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.08 / М.А.Шишкина; С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1999. – 37 с.

19 Сухов, С. Практика public relations: технократический взгляд / С.Сухов // Советник. – 2006. – № 8. – С. 40 – 41.

20 Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением / Г.Г.Почепцов. – 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Центр, 2004. – 336 с.

21 Коханов, Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности: Социологический аспект / Е.Ф.Коханов. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 202 с.


7 Раздел

1 Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А.Ариарский.– 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: ЭГО, 2001. – 288 с.

2 Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб.пособие / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 352 с.

3 Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. – М.: МГУКИ, 2004. – 436с.

4 Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства/Ф.Колбер / Пер. с англ. Л.Мочалова.; Под редакцией М.Наймарк. – СПб.: Издатель Васин А.И., 2004. – 256 с.

5 Салмон, Р. Будущее менеджмента / Р.Сайлмон / Под ред. Е.В.Минеевой. – СПб.: Питер, 298 с.

6 Какой быть ассоциации менеджеров культуры. Перспективы создания / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С. 18–23.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-494895.html