КОМПЛЕКСЫ ЛИНИЙ

До сих пор классификации и анализу свойств подвергались отдельные линии. Различные формы применения множества линий и формы их взаимного воздействия, подчинение отдельной линии группе, или ко м п л е кс у , л и н и й – это вопрос композиции, не входящий сейчас в круг моих нынешних задач. И тем не менее необходимо несколько характерных примеров, на которых может быть освещена природа отдельных линий. Здесь будут показаны некоторые, далеко не исчерпывающие, сочетания, исключительно как пример пути к более сложным образованиям.

Не кот оры е п р остей ши е п ри меры ри тмов :

Рис. 50. Повторение прямой с чередованием веса

Рис. 51. Повторение ломаной

Рис. 52. Встречное повторение ломаной. Образование плоскости



 


 


Рис. 50


Рис. 51


Рис. 52


Рис. 53. Повторение кривой

Рис. 54. Встречное повторение кривой. Повторное образование плоскости

Рис. 55. Центрально-ритмическое повторение прямой



 


 


Рис. 53


Рис. 54


Рис. 55


Рис. 56. Центрально-ритмическое повторение кривой

Рис. 57. Повторение усиленной кривой с помощью сопровождающей

Рис. 58. Встречное повторение кривой



 


 


Рис. 56


Рис. 57


Рис. 58


это точное повторение прямой с равными промежутками

Наиболее простой случай примитивный ритм (рис. 59),

или с промежутками, равномерно увеличенными (рис. 60), или с неравными промежутками (рис. 61).



 


 


Рис. 59


Рис. 60


Рис. 61


Первый случай представляет собой повторение, целью которого является в первую очередь ко л и ч е с т в е н н о е у с и л е н и е , как, например, происходит в музыке, когда звук одной скрипки усиливается звучанием многих.

Во втором виде к количественному усилению прибавляется оттенок

ка ч е с т в е н н о го , что в музыке может быть сопоставлено с повторением одного и того же такта после долгой паузы или повторением на piano, качественно видоизменяющем фразу 36.

Более сложным является третий вид, в котором используется усложненный ритм (рис. 62).



Рис. 62. Встречное сочетание кривой и

ломаной.

Свойства обеих способствуют усиленному

звучанию

Рис. 63. Соединенное движение кривых


Рис. 64. Расходящееся движение

У ломаных и в особенности у кривых возможны значительно более сложные комбинации.

В обоих случаях (рис. 63 и 64) налицо как количественные, так и качественные усиления, несущие в себе тем не менее нечто мягкое, бархатистое, благодаря чему лирическое начало пересиливает звучание драматического. Для второго случая подобного смещения недостаточно: противопоставление не может привести к полнозвучию.

Такие – собственно самостоятельные – комплексы могут подчиняться другим, более сложным, причем и эти последние будут лишь частью целостной композиции – так же примерно, как Солнечная система представляет собой лишь точку в космическом целом.