ЛОМАНЫЕ И ЦВЕТА

Выше говорилось о четырех прямых углах, образующих квадрат. Взаимосвязи с живописными элементами здесь едва уловимы, однако параллель ломаных с [определенными] цветами не может остаться необозначенной. Тепло-холодное квадрата и его безусловно плоскостная природа являются прямым указанием на кр а с н ы й , который представляет собой промежуточную ступень между желтым и синим и заключает в себе тепло-холодные свойства 21. Не случайно в последнее время так часто встречается красный квадрат. Очевидно, не совсем безосновательно п р ям о й у го л сопоставляется с кра сн ы м.

Под видом г) ломаных необходимо отметить один особенный угол, лежащий между прямым и острым, – угол в 60 градусов (прямой –30, а острый +15). Когда два подобных угла обращены друг к другу разворотами, они создают равнобедренный треугольник – три острых активных угла – и указывают на желтый 22. Так, о с т р ы й у го л внутренне окрашен ж елты м .

Тупой угол постепенно лишается агрессии, остроты, тепла, и в этом он отдаленно сродни не имеющей углов линии, которая, как будет показано позже, образует третью первичную схематическую форму плоскости – круг. А пассивное начало т уп о го у гл а , практически утраченная устремленность вперед, придает этому углу легкий с и н и й оттенок.

Здесь можно обозначить следующие взаимосвязи: чем острее угол, тем ближе он к пределу тепла, и наоборот, с постепенным убыванием тепла после красного прямого угла все сильнее тяготение к холоду, вплоть до возникновения тупого угла в 150 градусов, типично синего угла, являющегося предчувствием кривой и имеющего конечной целью круг.


Рис. 28. Система типичных углов, цветов Рис. 29. Меры углов

Так складываются:

Этот процесс может получить следующее графическое выражение:


A V В B V IV IV А В В III III А В В II II А В В А I В В I
острый угол прямой угол тупой угол

желтый

оранжевый

красный

фиолетовый

синий

Следующий скачок в 30° – это переход от ломаных к прямым:


А В С


черный


Горизонталь


Поскольку типичные углы, развиваясь, могут превращаться в плоскости, естественно, проявляются дальнейшие отношения между линией – плоскостью – цветом. Так можно выстроить следующую с хе м а т и ч е с к ую в е р с и ю л и н е а р н о - п л о с ко с т н о -ц в етов ых в заи мо св яз ей :