Ликвидация субъектов малого предпринимательства

Ликвидация субъектов малого предпринимательства осуще­ствляется в соответствии со ст. 61-64 части первой ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-право­вых формах юридических лиц, Федеральным законом «О не­состоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ликвидация малого предприятия как юридического лица и индивидуального предпринимателя влечет прекращение их дея­тельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопре­емства к другим лицам.

Малое предприятие как юридическое лицо определенной орга­низационно-правовой формы может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа ма­лого предприятия, уполномоченного на то учредительными документами, (добровольно) в том числе в связи с истечением срока, на который создано малое предприятие, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием недей­ствительной регистрации малого предприятия как юриди­ческого лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

по решению суда (принудительно)в случае осуществления деятельности, за­прещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Требование о ликвидации малого предприятия как юридиче­ского лица по основаниям, указанным выше, может быть предъяв­лено в суд государственным органом или органом местного само­управления, которому право на предъявление такого требования представлено законом. Решением суда о ликвидации юридичес­кого лица (малого предприятия) на его учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Статьями ГК РФ установлены основания ликвидации отдель­ных видов юридических лиц, к которым относятся малые пред­приятия. Так, например, полное товарищество ликвидируется по вышеиз­ложенным основаниям, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Правда, такой участник вправе в течение 6 месяцев с того момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество в порядке, установленном ГК РФ. Полное товарищество ликвидируется в случаях, указанных в п. 1 ст. 76 ГК РФ, если учредительным договором или соглашением оста­ющихся участников не предусмотрено, что товарищество продол­жит свою деятельность. Если число участников малого предприятия, созданного в фор­ме закрытого акционерного общества, превышает число, установ­ленное законом об акционерных обществах (не более 50 человек), оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела. Если стоимость чистых активов акционерного общества по окончании второго и каждого после­дующего финансового года становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Основными причинами ликвидациипредприятия являются:

- его банкротство, то есть невозможность платить по своим обязательном, а также погасить имеющиеся долги. Под несостоятельностью (банкротством) понимается процесс прекращения деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в соответствии с решением арбитражного суда (или добровольно) при невыполнении в соответствии с законом денежных обязательств перед кредиторами и других обязательств перед бюджетами. К конкретным причинам банкротства предприятий относятся: их низкая конкурентоспособность, чрезмерные затраты производства и оборота, недостаток оборотных средств, высокие проценты по кредиту, ухудшение экономической конъюнктуры и др.;

- окончание срока, на который предприятие создавалось, или достижение цели, поставленной субъектами предпринимательской деятельности при организации предприятия;

- принятие решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;

- признание решением суда недействительными учредительных документов и разрешения на создание предприятия;

- систематические и грубые нарушения действующего законодательства.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государ­ственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ учредители (участники) малого предприятия как юри­дического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрационный орган (государствен­ную налоговую инспекцию) по месту нахождения ликвидируе­мого юридического лица с приложением о решении ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган (государственная налоговая инспекция) вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не до­пускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учреди­телем которых выступает указанное юридическое лицо, или госу­дарственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, при­нявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комис­сии или о назначении ликвидатора, а также о составлении лик­видационного баланса.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней пе­реходят полномочия по управлению делами юридического лица (малого предприятия). Ликвидационная комиссия от имени лик­видируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помешает в органах печати, в ко­торых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке, а также сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликви­дации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (малого предприятия).

После окончания срока для предъявления требований креди­торами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъяв­ленных кредиторами требований, а также о результатах их рас­смотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учре­дителями (участниками) юридического лица или органом, при­нявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государствен­ным органом.

Если имеющиеся у ликвидационного юридического лица денеж­ные средства недостаточны для удовлетворения требований креди­торов, ликвидационная комиссия осуществляет передачу имущества юридического лица (малого предприятия) с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юриди­ческого лица осуществляется в нижеприведенной очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пя­той очереди, выплаты которым проводятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридическо­го лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

• в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (малое предприятие) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответству­ющих повременных платежей;

• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выход­ных пособий и оплате труда с лицами, работающими по тру­довому договору, и по выплате вознаграждений по автор­ским договорам;

• в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвиди­руемого юридического лица;

• в четвертую очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

• в пятую очередь производятся расчеты с другими кредито­рами в соответствии с законом.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удов­летворению, если иное не установлено законом. Требования кре­диторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, уста­новленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная ко­миссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает­ся учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случа­ях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждает­ся по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов иму­щество юридического лица передается его учредителям (участни­кам), имеющим вещные права на это имущество или обязатель­ственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учре­дительными документами юридического лица.