Ликвидация субъектов малого предпринимательства
Ликвидация субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии со ст. 61-64 части первой ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Ликвидация малого предприятия как юридического лица и индивидуального предпринимателя влечет прекращение их деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Малое предприятие как юридическое лицо определенной организационно-правовой формы может быть ликвидировано:
• по решению его учредителей (участников) либо органа малого предприятия, уполномоченного на то учредительными документами, (добровольно) в том числе в связи с истечением срока, на который создано малое предприятие, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием недействительной регистрации малого предприятия как юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
• по решению суда (принудительно)в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Требование о ликвидации малого предприятия как юридического лица по основаниям, указанным выше, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица (малого предприятия) на его учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Статьями ГК РФ установлены основания ликвидации отдельных видов юридических лиц, к которым относятся малые предприятия. Так, например, полное товарищество ликвидируется по вышеизложенным основаниям, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Правда, такой участник вправе в течение 6 месяцев с того момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество в порядке, установленном ГК РФ. Полное товарищество ликвидируется в случаях, указанных в п. 1 ст. 76 ГК РФ, если учредительным договором или соглашением остающихся участников не предусмотрено, что товарищество продолжит свою деятельность. Если число участников малого предприятия, созданного в форме закрытого акционерного общества, превышает число, установленное законом об акционерных обществах (не более 50 человек), оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела. Если стоимость чистых активов акционерного общества по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Основными причинами ликвидациипредприятия являются:
- его банкротство, то есть невозможность платить по своим обязательном, а также погасить имеющиеся долги. Под несостоятельностью (банкротством) понимается процесс прекращения деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в соответствии с решением арбитражного суда (или добровольно) при невыполнении в соответствии с законом денежных обязательств перед кредиторами и других обязательств перед бюджетами. К конкретным причинам банкротства предприятий относятся: их низкая конкурентоспособность, чрезмерные затраты производства и оборота, недостаток оборотных средств, высокие проценты по кредиту, ухудшение экономической конъюнктуры и др.;
- окончание срока, на который предприятие создавалось, или достижение цели, поставленной субъектами предпринимательской деятельности при организации предприятия;
- принятие решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;
- признание решением суда недействительными учредительных документов и разрешения на создание предприятия;
- систематические и грубые нарушения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ учредители (участники) малого предприятия как юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрационный орган (государственную налоговую инспекцию) по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением о решении ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган (государственная налоговая инспекция) вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении ликвидационного баланса.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (малого предприятия). Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Ликвидационная комиссия помешает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке, а также сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (малого предприятия).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидационного юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет передачу имущества юридического лица (малого предприятия) с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица осуществляется в нижеприведенной очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым проводятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
• в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (малое предприятие) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
• в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
• в четвертую очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
• в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.