История развития идеи гражданского общества
Исторически идея г.о. восходит к Др. Греции и античному Риму к политико - юридической мысли того времени, когда сложились представления о гражданстве, гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан.[7]
В истории социальной мысли развитие концепций г.о. можно разделить на три периода:
1) «естественно-правовой» период: возникновение и развитие идеи г.о. в концепциях «естественного права» и общественного договора с античности до конца XVIII в.;
2) рационалистический период: реконструкция идеи в социальных учениях конца XVIII—XX вв.;
3) пострационалистический период: анализ концепций конца XX - начала XXI в.
Существенное различие между этими историческими периодами концептуального развития идеи г.о. заключается в следующем: в «естественно-правовой» период г.о. рассматривалось как противоположность дикости и анархии, тогда как в рационалистический период основным предметом рассмотрения становится его противоположность государству и официальной церкви. В концепциях «естественного права» и общественного договора г.о. характеризуется как государственное (политическое) состояние общества, которое приходит на смену «естественному», догосударственному состоянию в результате соглашения (договора) между людьми, их племенными союзами. Данная концепция г.о. разрабатывалась плеядой виднейших мыслителей - Дж. Локк, Ж-Ж.Руссо, И. Кантом и др.[8]
В конце XVIII — начале XIX вв. начинается рационалистический период концептуального развития идеи г.о.. Он характеризуется переосмыслением этой идеи ее рационалистической реконструкцией. Наиболее полно она представлена в работах английских философов и экономистов (Смит, Юм, Рикардо и др.), французских историков времен Реставрации (Гизо, Минье, Тьерри и др.), социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье и др.), Гегеля, Маркса и других мыслителей.
Г.о. исследуется ими не как политико-правовой и нравственный феномен, а как объективная реальность, обусловленная в одном случае развитием абсолютной идеи (Гегель), а в другом случае способом производства материальной жизни (Маркс).
С конца XVIII в. в концепциях г.о. различаются две противоположные ориентации: этатизм, объясняющий г.о. из развития государства (Гегель, Штейн), и социетизм, определяющий данное явление из его собственных оснований (Гумбольдт, Маркс). В конце XIX— первой половине XX вв. в развитии идеи г.о. на ее концептуальном уровне появляется ряд новых тенденций: социологическая реконструкция идеи г.о. (Теннис, Дюркгейм, Зиммель, Вебер), ее политическая трансформация в концепциях либерализма и неолиберализма (Бентам, Милль, Хайек, Поппер и др.), гуманизация и радикализация идеи в современных теориях капитализма и капиталистической модернизации (Франкфуртская школа и Хабермас, Фромм, Веблен, Гэлбрейт).
Современное состояние идеи г.о. в значительной мере определяется как социально-философскими предпосылками (формационный и цивилизационный подходы, концепции модернизации и постмодернизации), так и идейно - политическими доктринами (либеральная демократия, демократический социализм, авторитаризм и пр.).