История развития идеи гражданского общества

Исторически идея г.о. восходит к Др. Греции и античному Риму к политико - юридической мысли того времени, когда сложились представления о гражданстве, гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан.[7]

В истории социальной мысли развитие кон­цепций г.о. можно разделить на три пе­риода:

1) «естественно-правовой» период: возникновение и раз­витие идеи г.о. в концепциях «естествен­ного права» и общественного договора с античности до конца XVIII в.;

2) рационалистический период: реконструкция идеи в со­циальных учениях конца XVIII—XX вв.;

3) пострационалистический период: анализ концепций кон­ца XX - начала XXI в.

Существенное различие между этими историческими пе­риодами концептуального развития идеи г.о. заключается в следующем: в «естественно-право­вой» период г.о. рассматривалось как противоположность дикости и анархии, тогда как в рациона­листический период основным предметом рассмотрения ста­новится его противоположность государству и официальной церкви. В концепциях «естественного права» и общественного до­говора г.о. характеризуется как государ­ственное (политическое) состояние общества, которое при­ходит на смену «естественному», догосударственному со­стоянию в результате соглашения (договора) между людь­ми, их племенными союзами. Данная концепция г.о. разрабатывалась плеядой виднейших мыслителей - Дж. Локк, Ж-Ж.Руссо, И. Кантом и др.[8]

В конце XVIII — начале XIX вв. начинается рационалисти­ческий период концептуального развития идеи г.о.. Он характеризуется переосмыслением этой идеи ее рационалистической реконструкцией. Наиболее полно она представлена в работах английских философов и экономис­тов (Смит, Юм, Рикардо и др.), французских историков вре­мен Реставрации (Гизо, Минье, Тьерри и др.), социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье и др.), Гегеля, Маркса и дру­гих мыслителей.

Г.о. исследуется ими не как политико-правовой и нравственный феномен, а как объективная ре­альность, обусловленная в одном случае развитием абсо­лютной идеи (Гегель), а в другом случае способом произ­водства материальной жизни (Маркс).

С конца XVIII в. в концепциях г.о. раз­личаются две противоположные ориентации: этатизм, объясняющий г.о. из развития государства (Гегель, Штейн), и социетизм, определяющий данное явление из его собственных оснований (Гумбольдт, Маркс). В конце XIX— первой половине XX вв. в развитии идеи г.о. на ее концептуальном уровне появ­ляется ряд новых тенденций: социологическая реконструк­ция идеи г.о. (Теннис, Дюркгейм, Зиммель, Вебер), ее политическая трансформация в концепциях либерализма и неолиберализма (Бентам, Милль, Хайек, Поппер и др.), гуманизация и радикализация идеи в современ­ных теориях капитализма и капиталистической модерниза­ции (Франкфуртская школа и Хабермас, Фромм, Веблен, Гэлбрейт).

Современное состояние идеи г.о. в значительной мере определяется как социально-философс­кими предпосылками (формационный и цивилизационный под­ходы, концепции модернизации и постмодернизации), так и идейно - политическими доктринами (либеральная демократия, демократический социализм, авторитаризм и пр.).