Читательские впечатления

 

Работы по читательским впечатлениям дети пишут на уроках формирования читательских позиций начиная с 3 класса. Одна из основных задач, которую с их помощью удается решить — зафиксировать исходные индивидуальные читательские реакции школьников.

В рамках учебного диалога дети обмениваются своими читательскими впечатлениями. В тех случаях, когда предварительно выполняется письменная работа, читательские версии школьников оказываются более индивидуальными и разнообразными, а форма их предъявления — более зрелой и удобной для обсуждения. Это происходит оттого, что письменная фиксация не позволяет детям «соскальзывать» со своих читательских впечатлений, поддаваясь воздействию читательских версий одноклассников. Кроме того, в ходе выполнения письменной работы происходит частичное осознание и систематизация исходных читательских реакций.

Ниже приведены работы учащихся 3 класса московской прогимназии 1755 (учитель Г.В. Самыкина), выполненные по книге А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок». Работы написаны в ответ на вопрос «Какая она, Пеппи?»[22]

 

Акопян Э.

Пеппи – самая необычная из всех девочек, которых я знаю. У нее такие красивые волосы! Они похожи на огонь. Ее заветная мечта – купить пожарную машину. Пеппи вообще любит все красное. Она очень сильная девочка. Иногда носит свою лошадь на руках в сад. У нее есть маленькая обезьянка и зовут ее мистер Нильсон. Пеппи очень любит животных. А смелости у нее хоть отбавляй. Она даже прыгнула в цирке директору на шею и заставила его бегать по арене. А однажды она спасла двух детей из огня. Пеппи много врет, но потом понимает свою ошибку и сознается в ней. Пеппи любит всякие приключения. Например, полетать с бугра, посидеть на разъяренном быке, изображать приведение. Друзей у нее, конечно, маловато: Анника и Томми. Она их очень любит. Даже на свой день рождения она подарила им подарки. Пеппи очень добрая и щедрая. Она угощала своих друзей всякими вкусностями. А вообще я бы хотела быть похожей на нее.

 

Вавилов Никита

Прочитав книгу А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», я узнал фантастическую историю о девочке, которая жила в маленьком шведском городке. Когда она была маленькая, то плавала на корабле со своим отцом. Ее мама умерла, когда Пеппи была еще крошечной девочкой. Но однажды, во время шторма, волна смыла в море ее отца. Но Пеппи верила, что когда отец построит лодку, он приедет за ней. Она поселилась на своей вилле «Курице». Там она познакомилась с Томми и Аникой. Ребята удивлялись Пеппи, потому что она вела себя не совсем обычно. Иногда она делала такие акробатические трюки, которые даже циркачам были не под силу. Она танцевала на канате и легко победила силача Адольфа. Она одной рукой поднимала лошадь. Пеппи очень веселая девочка, которая придумала много смешных историй. Мне нравится история о Пеппи, но так может быть только в сказке.

Григорьян Павел

Я думаю, что Пеппи — сильная, умная, быстрая, интересная, ловкая, гостеприимная, веселая, интересная, смешная, отзывчивая, добрая, изобретательная, щедрая, сообразительная, смелая. И я могу это подтвердить. Сильная — потому что она поднимает лошадь. Смелая, отзывчивая — потому что она вынесла двух детей из горящего дома. Умная — потому что всегда может дать совет. Щедрая — потому что давала денег Томми и Аннике. Изобретательная — потому что она сделала смесь из лекарств.

 

Нуреев Булат

Я думаю, что не смотря на неумение себя вести, Пеппи хорошая девочка. С Пеппи никогда не бывает скучно потому, что она придумывает очень веселые игры, например: игры в искальщиков, узников и в робинзонов. А как Томми и Аннике было весело во время поездки на остров Веселия. Пеппи была принцессой, ее все слушались, и она делала все, что хотела. Пеппи веселая, добрая и умная.

 

Предеина Катя

Если получше узнать Пеппи, то можно найти очень много черт ее характера. Самая главная черта ее характера это веселость. Любые невзгоды для Пеппи не помеха. Пеппи везде находит выход из любой ситуации, потому что она находчивая. У Пеппи очень богатое воображение. И из-за этого она придумывает смешные и интересные истории. Пеппи смелая и сильная. Она помогает своим друзьям, и не только им. Пеппи может постоять и за себя.

Я думаю, что у Пеппи очень хороший характер. И ее характер никогда не изменится.

 

Корнилов Илья

Пеппи, она веселая, смелая, умелая, особенная, храбрая, озорная, сильная.

 

Синицын Денис

Пеппи однажды пошла погулять. Она увидела большую глыбу, которая лежала на человеке. Она спросила у человека, сколько он пролежал под камнем. Он вместо ответа попросил: «Девочка, можешь позвать кого-нибудь на помощь?» Пеппи взяла камень и откинула камень на 20 метров. Вот какая сильная Пеппи.

 

Попов Дима

Астрид Линдгрен написала интересную книгу «Пеппи Длинныйчулок». В ней рассказывается о девочке Пеппи, о ее приключениях, фантазиях, ее друзьях. Мама Пеппи давно умерла. Сначала Пеппи плавала по морям со своим папой. Потом папу смыло за борт, но Пеппи не отчаивалась, что она осталась одна, она стала думать, что папа ее негритянский король, а мама смотрит на нее с неба. Когда Пеппи приплыла на берег, она поселилась на вилле «Курица». Мне очень нравится, как она выносит лошадь и как она справляется с мальчишками. Пеппи сильная и смелая девочка. Еще она очень общительная, и у нее есть хорошие друзья Томми и Анника. Пеппи — щедрая девочка, потому что когда к ней приходят ее друзья, она дарит им подарки. Когда Пеппи пришла первый раз в цирк, она решила сама пройти по канату, проскакать на лошади и победить силача Адольфа, потому что она очень сильная, смелая и ловкая. А еще Пеппи большая выдумщица и фантазерка. Когда она встречается со своими друзьями Томми и Анникой, она придумывает и рассказывает им разные невероятные истории.

 

Четыркина Ксения

Пеппи — веселая жизнерадостная девочка. Пеппи в каждой главе смешная, веселая и энергичная. Пеппи живет без правил, и поэтому она такая непредсказуемая. У нее есть друзья Тимми и Анника. Они серьезны и воспитанны, но благодаря влиянию Пеппи превращаются в маленьких чертят. Пеппи похожа на клоуна, и порэтому ей нужны зрители, которые будут ее оценивать и хвалить. Роль зрителей играют Томми и Анника, которым очень нравится Пеппи.

 

Земцов Ростислав

Больше всего в книге про Пеппи мне запомнилось то, как Пеппи играла с полицейскими в салки. Сначала эта девочка показалась мне очень сильной, но потом я понял, что Пеппи очень необычная. Пеппи очень интересная не только потому, что она сильная, но она еще и фантазерка. Весь мир для нее игра. Она пытается всех рассмешить. Вобщем книга очень интересная, и все, кто думают также, должны сказать спасибо Астрид Линдгрен.

Гардаш Л.

Пеппи Длинныйчулок — это такая девочка, с которой я очень хотел бы дружить, но к сожалению, таких людей в жизни не бывает. Ей бы просто не разрешили так себя вести. Она очень свободная, не стесняется, что может выглядеть смешной. Она одевается, как хочет, живет, как хочет, ведет себя, как хочет и не соблюдает правил. Люди соблюдают правила с детства, потому что им в будущем всем нужно будет зарабатывать деньги и кормить себя и семью. Писательница нарочно дала Пеппи чемодан золота, чтобы она могла делать, что хочет. Не ходить в школу, играть и веселиться, дарить подарки. Пеппи очень добрая. Она устраивала для детей праздники, сюрпризы. Хотя она была очень сильная, она никогда не обижала слабых.

Я не думаю, что она клоун, хотя и очень похожа. Просто в ней собраны все детские мечты, которые невозможны в жизни: не учить скучные предметы, бегать, прыгать через парты, шутить и громко смеяться в школе, рисовать на полу, находить клады, покупать все, что хочешь и нарушать все придуманные взрослыми правила.

 

Вергели В.

Писательница Линдгрен написала книгу о необычной девочке Пеппи и о ее приключениях. Она рассказывает, как Пеппи поселилась на вилле «Курица» и как она там жила.

Эту книгу я прочитала очень быстро, потому что она рассказывает о бесстрашной выдумщице Пеппи. Пеппи мне нравится тем, что в любых ситуациях находит выход. Она всегда и везде остается на высоте. Пеппи бесстрашная, находчивая, веселая и любознательная. Она никогда не унывает, со всеми хотела веселиться. Играла даже с лошадью, пыталась научить ее танцевать. Одно я хотел бы, чтобы Пеппи слушалась старших и ходила в школу. Но Пеппи удивительная девочка и я хочу, чтобы она оставалась такой всегда.

Кеосаян Саша

Пеппи очень любит выдумывать и смешить людей. Она не любит правила, хотя всегда волнуется о том, что не сможет вести себя, как надо. Пеппи мне нравится за то, что она выйдет из любой трудной ситуации, любое дело превращает в игру, а еще за то, что она не унывает, а радуется жизни. Она необычна многими свойствами, а я расскажу только несколько свойств: она необычно сильна, она живет совершенно одна и у нее очень-очень богатое воображение. Вот так я себе и представляю эту сказочную девочку!

 

Яковлева В.

Пеппи необыкновенная девочка. Она всю жизнь проплавала с папой на корабле в море. Пеппи никогда не училась в школе и не воспитывалась, как другие дети, она не знает принятых в обществе правил, поэтому ее поведение в гостях, в школе, в цирке вызывает недоумение у других. Она большая выдумщица и фантазерка, которая захватывающе рассказывает свои многочисленные истории. Пеппи смелая и находчивая: на пожаре она спасает детей, выходит победительницей из сложной ситуации с полицейскими и ворами. Она добрая и щедрая: любит животных, заботится о них, защищает своих друзей и других детей от обидчиков-хулиганов.

Пеппи придумывает много различных игр для своих друзей, в которые они с восторгом играют. Она дарит своим друзьям подарки даже в свой день рождения. Своей необыкновенной силой она пользуется только для свершения добрых поступков.

* * *

Детские работы, посвященные читательским впечатлениям, ставят перед нами несколько иные методические проблемы, чем работы аналитического характера. Прежде всего здесь дают о себе знать наивно-реалистические реакции школьников, практически отсутствующие на этом этапе обучения на уроках литературного образования и с легкостью отсекаемые (в том числе и по инициативе школьников) в учебных диалогах, развертываемых на уроках формирования читательских позиций.

Наивно-реалистические реакции дают о себе знать прежде всего в том, что дети скатываются на пересказ впечатливших их эпизодов книги или на перечисление качеств Пеппи. Пеппи в детских работах — не героиня книги Астрид Линдгрен, а почти живая девочка, живущая в условной реальности сказки.

Исключение, пожалуй, представляет собой наблюдение Л. Гардаш: «Люди соблюдают правила с детства, потому что им в будущем всем нужно будет зарабатывать деньги и кормить себя и семью. Писательница нарочно дала Пеппи чемодан золота, чтобы она могла делать, что хочет. Не ходить в школу, играть и веселиться, дарить подарки». Здесь налицо попытка проникновения в творческий замысел А. Линдгрен.

Сделанные в устных обсуждениях наблюдения школьников над тем, как по-разному строит Астрид Линдгрен образы Пеппи и другой героини, Анники, пока не попадают в детские тексты. Впрочем, отчасти погруженность детей в условную сказочную реальность, которую можно наблюдать в приведенных здесь работах, можно объяснить формулировкой вопроса («Какая она, Пеппи?»), в ответ на который были написаны работы. Для письменных работ, посвященных читательским впечатлениям, как и для аналитических работ, актуальна проблема образца, на который дети могли бы ориентировать формальную организацию своих текстов.

 

Заключая главу, посвященную письменным творческим работам школьников, необходимо констатировать максимальную адекватность возрастным особенностям младших школьников работ художественного типа (творческих подражаний). Методика проведения этих работ может быть признанна разработанной адекватно.

Что же касается аналитических работ и читательских впечатлений, дело обстоит не столь благополучно. Вопрос о возрастной адаптации для младших школьников работ этого типа, а также целый ряд методических вопросов остаются сегодня открытыми. Эти вопросы могут быть решены в тесном сотрудничестве со специалистами в области возрастной психологии, лингвистами и учеными-методистами, разрабатывающими проблемы развития письменной речи.

 

 


[1] К.Б. Бархин. Развитие речи и изучение художественных произведений. М., 1930.

[2] См. Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 1 класс. М., 1994, с. 5 — 37.

[3] См., например: В.А. Левин. Воспитание творчества. М., 1976; В.А. Левин. Хвалилка для котят. Забавные стихи и картинками и заданиями. М., 1998.

[4] Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие, 1 класс. М., 1994, с. 19.

[5] См. раздел «Подражание и творчество» в главе «Детский язык» / К. Чуковский. От двух до пяти (любое изд.).

[6] Л.С. Выготский. Проблема возраста / Л.С. Выготский. Собр. соч. в шести томах. Т. 4. Детская психология. М., 1984, с. 263.

[7] Л.С. Выготский. Мышление и речь. М., 1996, с. 248.

[8] К.Б. Бархин. Развитие речи и изучение художественных произведений. М., 1930, с. 7.

[9] См. раздел «Проектная деятельность» в главе «За рамками школьного урока».

[10] Все новые строфы для стихотворения В. Орлова сочиняли первоклассники (2003 г.) средней школы №10 г. Жуковского под руководством учителя Татьяны Юрьевны Писановой.

[11] Об этих типах уроков см. в главе «Структура учебной деятельности и программа».

[12] Работа с этим стихотворением Маршака допускается как в 1-м, так и во 2-м классе. См. об этом в главе «Структура учебной деятельности и программа».

[13] Т.С. Троицкая. Современные считалки: экспериментальное исследование / Т.Троицкая. Народная художественная словесность в детской повседневной жизни и образовании. Барнаул, 2003, с. 9 — 36.

[14] Работы выполнены учащимися московской прогимназии 1755 под руководством учителя Е.А. Леуновой (2003 г.).

[15] Урок проведен в 3 классе Московской прогимназии 1755, учитель — Г.В. Самыкина.

[16] См., например: Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М., 1991, с. 270 — 301.

[17] Литературное чтение. Учебник для 3 класса, часть 1: «Как живешь, сказка?» Авторы-составители Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова (рукопись).

[18] Л.С. Выготский. Мышление и речь. М., 1966, с. 236.

[19] Там же.

[20] Л.С. Выготский. Мышление и речь. М., 1996, с. 237.

[21] См.: М.М. Бахтин. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 237 — 280; Т.В. Шмелева. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка / Russistik. Русистика. Берлин, 1990, №2.

[22] Буратино, Пеппи и другие. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса. Авторы-составители Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова.